Не стой на пути

Jul 02, 2019 21:08


3 июня 1927 года начался снос уникального памятника елизаветинского барокко - Красных ворот, которые, по мнению Моссовета, мешали проезду городского транспорта.



Красные ворота



После того, как представители Главнауки произвели обмеры и фотографирование фрагментов, Красные ворота обнесли дощатым забором и начали ломать. По воспоминаниям очевидцев, для исполнения этих работ были привлечены безработные, которых набрали на находившейся неподалеку бирже труда. Разборка производилась в спешке, декоративные украшения просто сбрасывали сверху, и они разбивались. Петру Сытину, директору Коммунального музея, находившегося в Сухаревой башне, удалось сохранить для потомков лишь несколько фрагментов этой архитектурной жемчужины.





«Разрушение начали с венчавшего Красные ворота Ангела - так его называли в народе. Эта фигура (в виде обнаженной крылатой женщины) изображала аллегорическую Славу с трубой в одной руке и пальмовой ветвью и венком в другой, стоявшей на земном шаре. Выполнена она была из позолоченной листовой меди и всегда горела живым, чистым золотом. Фигура была массивной, высотой 240 сантиметров. Ныне это знаменитое навершие хранится в одном из музеев Москвы.

Чтобы снять Ангела, ворота доверху одели лесами, но и поверх досок он трубил прямо в небо о помощи, отчаянно и тревожно. Несколько дней не могли снять эту редкостной красоты фигуру, пока не разрушили кирпичный свод под ним и не перепилили толстый стержень, что держал все на себе. Почти два месяца противостояли Красные ворота своей кончине. Старинный, хорошо обожженный кирпич, обложенный к тому же белым камнем, спокойно выдерживал натиск разрушителей. Обезглавленные колонны из круглых, как жернова, камней до 20 пудов весом, связанные железными штырями, можно было только свалить. Вблизи было видно, как добротно все это сделано, как тщательно высечены все орнаменты, пышные завитки», - так описывал разрушение Красных ворот московский краевед Юлиан Толстой.

Как сообщает историк и краевед Владимир Муравьев в книге «Старая Москва в легендах и преданиях», в архиве председателя комиссии «Старая Москва» П. Н. Миллера сохранилась его запись о том, что камень от Красных ворот «пошел на ремонт Китайгородской стены у Москворецкого моста».

На снос была потрачена огромная по тем временам сумма денег - 27 тыс. рублей!

Самое интересное, что в 1926 году была проведена реставрация Красных ворот, в ходе которой их побелили, восстановили лепнину и скульптуры. Возможно, это свидетельствует о том, что дальнейшая судьба шедевра, созданного архитектором Дмитрием Ухтомским в 1753 году, до последнего оставалась вопросом дискуссионным. Действительно, сносу Красных ворот предшествовала длительная борьба научного сообщества столицы, пытавшегося сохранить уникальный памятник, с армией партаппаратчиков, которые стремились как можно быстрее расчистить Москву от отжившего свой век наследия царского режима.

За сохранение Красных ворот выступали архитектор Алексей Щусев, художник Аполлинарий Васнецов, академик, секретарь АН СССР Сергей Ольденбург, Московское архитектурное общество. 10 января 1927 года Наркомпрос РСФСР обратился в Президиум ВЦИК с просьбой приостановить постановление о сносе. В письме говорилось, что Красные ворота

«являются единственными в своем роде не только во всесоюзном, но и в мировом масштабе (...). Указание Моссовета на помеху для движения (...) представляется неубедительным, так как центр площади всегда не используется».

6 апреля Московский отдел народного образования направил в Моссовет просьбу о включении Красных ворот «в список памятников на учете». 16 апреля пришел ответ:

«...Надобности о включении Красных ворот в список памятников нет».

Чтобы любой ценой спасти Красные ворота, Наркомпрос даже предлагал снести вместо них находившуюся на той же площади церковь Трех святителей XVII века, в которой крестили Михаила Лермонтова и отпевали генерала Скобелева. Кстати, несмотря на то, что это предложение Наркомпроса было отклонено, храм пережил ворота только на год. В 1928 году церковь тоже была снесена в ходе очередной реконструкции площади.

Сергей ИШКОВ

архитектор Алексей Щусев, елизаветинское барокко, художник Аполлинарий Васнецов, Красные ворота, История, архитектурная жемчужина, Москва, снос уникального памятника

Previous post Next post
Up