11 июня 1918 года Декретом ВЦИК были учреждены комитеты деревенской бедноты (комбеды), ставшие опорными пунктами диктатуры пролетариата в деревне.
Заседание комбеда
Лейтмотивом их деятельности стал девиз всех «шариковых»: «Всё отнять и поделить!».
Ещё 1 июня 1918 года Наркомпрод издал постановление «О порядке сдачи хлеба в распоряжение государства», которым на волостные советы и продовольственные органы возлагалась «организация приема заявлений от лиц, имеющих излишки хлеба». Но поскольку желающих сдавать продовольствие за бесценок не находилось, то для поддержки своей политики в деревне специальным декретом 11 июня были учреждены волостные и сельские комитеты бедноты (комбеды), в которых заправляли коммунисты и беднейшие слои деревни. Согласно декрету, в круг обязанностей комбедов входило распределение хлеба, предметов первой необходимости и сельскохозяйственных орудий, а также оказание содействия местным продовольственным органам в изъятии хлебных излишков из рук кулаков и богатеев. В них могли избираться не только местные жители, но и прибывшие в деревню городские рабочие и советские работники.
Свои функции комитеты бедноты исполняли, в основном, репрессивными мерами (штрафами, конфискациями и прямым насилием), а одним из наиболее известных мероприятий, осуществленных ими, стало масштабное перераспределение земли в соответствии с установленной в каждой местности трудовой нормой. На практике последняя кампания превратилась в широкомасштабное раскулачивание, лишившее нормальных работящих крестьян не только 50 млн. га земли, но зачастую построек, скота и сельскохозяйственных орудий.
К осени 1918 г. в Подмосковье уже насчитывалось 4 тыс. 533 комитета бедноты с общим количеством членов 12 тыс. 626 человек.
Организация комитетов бедноты встретила ожесточенное сопротивление крестьян. Так, в Верейском уезде в октябре 1918 года произошло крестьянское восстание, охватившее четыре волости. Восстание крестьян произошло также в Волоколамском и Можайском уездах. Вспышка крестьянского неповиновения и противодействия не только в Подмосковье, но и в других губерниях центральной России встревожила большевистских лидеров. Им пришлось маневрировать и менять тактику.
К 1-ой годовщине Октябрьской революции массовые крестьянские восстания охватили 80 уездов Центральной России.
Восстания, начавшиеся в ноябре 1918 года в ряде уездов Московской губернии и сопредельных территориях Смоленской, Тверской, Рязанской и Калужской губерний, продолжались до конца ноября и угрожали не только срывом снабжения Москвы и крупных городов центра продуктами, но и перерывом сообщения столицы с западными и поволжскими губерниями.
Учитывая обострившуюся ситуацию, большевики вынуждены были пересмотреть тактику своей работы на селе. В ноябре 1918 года на VI-ом Всероссийском съезде Советов было признано, что с внедрением комбедов в деревне «создалось двоевластие, приводившее к бесплодной растрате сил и путанице в отношениях». Дело в том, что организованные в деревне комбеды нередко пытались перехватить власть у местных советов, что осложняло и без того непростую ситуацию.
2 декабря 1918 года ВЦИК обнародовал декрет, определивший порядок перевыборов в сельские Советы и роспуск комбедов, так как они, по официальной версии, выполнили свою функцию по объединению бедноты в деревне. Их ликвидация происходила путем слияния с Советами на основе перевыборов советских органов власти.
Сергей ИШКОВ