Сказал Худжатуль Ислам Абу Хамид Аль Гъазали (450-505 х/1111-1058) в книге «Ат Тафрика Байналь Ислам ваз Зандакъа»:
إن التكفير هو صنيع الجهال، ولا يسارع إلى التكفير إلا الجهلة، فينبغي الاحتراز من التكفير ما وجد الإنسان إلى ذلك سبيلا، فإن استباحة الدماء والأموال من المصلين إلى القبلة، المصرحين بقول: "لا إله إلا الله محمد رسول الله"، خطأ. والخطأ في ترك ألف كافر أهون من الخطأ في سفك محجمة من دم مسلم. والوصية: أن تكف لسانك عن أهل القبلة ما أمكنك، ما داموا قائلين "لا إله إلا الله محمد رسول الله"، غير مناقضين لها. والمناقضة: تجويزهم الكذب على رسول الله صلى الله عليه وسلم، بعذر أو غير عذر، فإن التكفير فيه خطر، والسكوت لا خطر فيه
«Поистине такфир это дело джахилей (невежд). Торопятся в вынесении такфира только джахили. Нужно сторониться от такфира всевозможными путями для человека.
Считать дозволенным (вынося им такфир) кровь и имущество совершающих намаз в сторону киблы и говорящих «нет божества кроме Аллаhа и Мухаммад Его Посланник» это ошибка (хата). И ошибка котороя совершается при оставлении (такфира) тысячам кяфиров лучше ошибки которая
совершается при пролитии баночки крови мусульманина (вынося ему такфир).
Наставление тебе: удержи свой язык от порицания ахлуль киблы, по мере возможности, пока они продолжают говорить «нет божества кроме Аллаhа и Мухаммад Его Посланник» не противореча этой шахаде!
А противоречие это: когда они считают дозволенным ложь на Пророка, салля Ллаху аляйхи ва
саллям, с узром (оправданием) или без.
Поистине в такфире есть опасность, а в сукуте (воздержании от него) нет опасности».
Так же эти слова цитировали Бадруддин Аз Заркаши в книге «Аль Мансур филь Къаваид», Имам Аш Шавкани в книге «Нейлюль Автар» и Ибн Хаджар в книге «Фатхуль Бари».
Сказал Ахмад Аль Хамави (ум. 1098 г.х.) в книге «Гъамзу Уйуниль Басаир фи Шархиль Ашбах ван Назаир» которая написана в качестве шарха к книге «Аль Ашбах ван Назаир» Ибн Нуджейма Аль Мисри (ум. 970 г.х.):
وَفِي الصُّغْرَى : الْكُفْرُ شَيْءٌ عَظِيمٌ فَلَا أَجْعَلُ الْمُؤْمِنَ كَافِرًا مَتَى وَجَدْتُ رِوَايَةً أَنَّهُ لَا يَكْفُرُ
الشَّرْحُ
قَالَ فِي الْعِمَادِيَّةِ بَعْدَ كَلَامٍ : ثُمَّ اعْلَمْ أَنَّهُ إذَا كَانَ فِي الْمَسْأَلَةِ وُجُوهٌ تُوجِبُ التَّكْفِيرَ وَوَجْهٌ لَا يُوجِبُ ، فَعَلَى الْمُفْتِي أَنْ يَمِيلَ إلَى الْوَجْهِ الَّذِي يَمْنَعُهُ تَحْسِينًا لِلظَّنِّ بِالْمُسْلِمِ ثُمَّ إنْ كَانَتْ نِيَّةُ الْقَائِلِ ذَلِكَ فَهُوَ مُسْلِمٌ وَإِنْ كَانَتْ نِيَّتُهُ الْوَجْهَ الَّذِي يُوجِبُ الْكُفْرَ لَا يَنْفَعُهُ حَمْلُ الْمُفْتِي كَلَامَهُ عَلَى الْوَجْهِ الَّذِي لَا يُوجِبُ الْكُفْرَ وَيُؤْمَرُ بِالتَّوْبَةِ وَالرُّجُوعِ وَبِتَجْدِيدِ النِّكَاحِ بَعْدَ الْإِسْلَامِ ثُمَّ إنْ أَتَى بِكَلِمَةِ الشَّهَادَةِ عَلَى وَجْهِ الْعَادَةِ لَمْ يَنْفَعْهُ مَا لَمْ يَرْجِعْ عَمَّا قَالَ ؛ لِأَنَّهُ بِالْإِتْيَانِ بِكَلِمَةِ الشَّهَادَةِ عَلَى وَجْهِ الْعَادَةِ لَا يَرْتَفِعُ الْكُفْرُ ( انْتَهَى ) . وَهُوَ الْمُخْتَارُ كَمَا فِي الْفَتَاوَى الظَّهِيرِيَّةِ .
قَوْلُهُ : مَتَى وَجَدْتُ رِوَايَةً أَنَّهُ لَا يَكْفُرُ : يَعْنِي وَلَوْ كَانَتْ تِلْكَ الرِّوَايَةُ ضَعِيفَةً كَمَا فِي شَرْحِ الْمُصَنِّفِ رَحِمَهُ اللَّهُ تَعَالَى عَلَى الْكَنْزِ .
أَقُولُ : وَلَوْ كَانَتْ تِلْكَ الرِّوَايَةُ لِغَيْرِ أَهْلِ مَذْهَبِنَا ، وَيَدُلُّ عَلَى ذَلِكَ اشْتِرَاطُ كَوْنِ مَا يُوجِبُ الْكُفْرَ مُجْمَعًا عَلَيْهِ . وَفِي شَرْحِهِ أَيْضًا مِنْ بَابِ الْبُغَاةِ يَقَعُ فِي كَرَمِ أَهْلِ الْمَذْهَبِ تَكْفِيرٌ كَثِيرٌ لَكِنْ لَيْسَ مِنْ كَلَامِ الْفُقَهَاءِ الَّذِينَ هُمْ الْمُجْتَهِدُونَ بَلْ غَيْرِهِمْ ، وَلَا عِبْرَةَ بِغَيْرِ الْفُقَهَاءِ .
«Сказано в книге «Аль Фатава Ас Сугъра»: «Куфр это большой вопрос и я не вынесу такфир верующему, в то время, как я нахожу хотя бы один риваят на, то, что он не стал кяфиром».
Разъяснения Ахмада Аль Хамави к этим словам мусаннифа (автора):
«Сказал он в книге «Аль Имадийя»: «Знай, что если в каком либо вопросе есть несколько сторон, которые требуют такфира и только одна (сторона) не требует этого, то на муфтии лежит необходимость склонится к той стороне, которая запрещает такфир, исходя из принципа, быть в хорошем мнении о мусульманине.
Если намерение того, кто сказал эти слова (куфровые) было таким как выбрал муфтий, то он мусульманин. Но если его намерение было таким которое требует куфра, то не даст ему польза выбор муфтия, той стороны которая не требует куфра. И ему прикажут покаяться и вернутся в религию, обновить свой никах, после обратного входа в Ислам. Если он скажет Шахаду по адату (т.е. по обычаям, но не с намерением войти в Ислам) то это не даст ему пользы, пока он не отречется от того, что сказал (от слов куфра). Потому что с выговором Шахады по адату, он не избавится от хукма куфра». Конец цитаты из книги «Аль Имадия».
Это мнение предпочтительнее, как сказано в книге «Аль Фатава Аз Захирия».
Объяснение слов мусуннифа: «в то время как я нахожу хотя бы один риваят на, то, что он не стал кяфиром»:
«Даже если этот риваят слабый, как сказал мусанниф - рахимахуЛлаху тааля - в шархе книги «Аль Канз» (то есть в книге «Аль Бахрур Раик Шарх Канзид Дакаик»)
Я скажу, даже если этот риваят будет от тех, кто не из нашего масхаба (ханафитского) и указывает на это установление условия «то, что требует куфра должно быть муджмаъа аляйх (единогласие в нем).
А так же в его шархе, в главе «Бугъат» (Восставшие) есть много такфира в словах приверженцев масхабов, но эти фатвы не из слов факихов которые являются муджтахидами, наоборот это слова других.
И не имеют какого либо значения в вопросах такфира слова тех, кто не являются факихами».
Источник: Абуль Аббас Аль Хамави: Гъамзу Уйуниль Басаир: 2/190
Бейрут: Даруль Кутубиль Ильмийя: 1405/1985
Источник:
Al-Fatava Forum