Итсизм - зона повышенного риска

Jan 11, 2016 11:47

Осознал одну вещь во время нашего вчерашнего обсуждения вопросов религиозного эволюционизма. Оказывается, мне довольно трудно общаться на любые подобные темы с теми, кто верит в существование "чего-то сверхъестественного", но ни к одной из существующих религиозных/мировоззренческих систем себя не причисляет.

Ведь как оно получается...

Атеисты (воинственных фанатиков не берём в расчет) - никаких проблем, можно разговаривать, например, о социологической или биологической стороне вопроса на рациональном, "научном" языке. Это наиболее распространенный и универсальный язык современности, и я всегда могу понять человека, который на нем говорит. Вне зависимости от близости позиций.

Верующие (воинственных фанатиков не берём в расчет) - никаких проблем, можно разговаривать на том же самом "наиболее универсальном языке", а можно, коли собеседнику охота, переключиться и на сугубо религиозный взгляд на вещи. Для меня это будет столь же просто и естественно, ибо я и сам придерживаюсь христианских взглядов. Главное, что есть очевидная граница двух подходов: Богу-богово, Кесарю-кесарево, Эйнштейну-эйнштейново, и так далее.

Агностики и пофигисты - аналогично. Лишь бы был человек вменяемый. Кстати, по моим наблюдениям, среди этой категории лиц намного реже встречаются упомянутые "воинственные фанатики". Ну действительно, чего горячиться-то, если всё непознаваемо, неясно, или тупо неинтересно. :)

Но вот как только мне попадается очередное "думаю, что нечто божественное/духовное существует, но никакие религии мне не подходят" (сейчас это обычно называют новодельным термином "итсизм"), тут я сразу теряюсь. Мне почему-то сложно встать на такую позицию, сложно посмотреть на мир глазами собеседника, который верит в сверхъестественное, но лишь в такое, которое создает его собственная фантазия/интуиция. Ведь интуиция - штука скользкая. Она может подсказать, что 2х2=4, а может подсказать, что 3х3=42. Как говорить о религиозных и около-религиозных вопросах (и без того довольно запутанных и дискуссионных) с человеком, который верит в некие порождения своей личной фантазии, и в плане мировоззрения не связан вообще ни с какой известной мне системой координат? Это как с инопланетянином общаться...

И ещё, мне думается, что реальный итсизм - вещь наиболее опасная (наверное, любой миссионер добавил бы "...но наиболее перспективная!"). Ведь по сути, это ещё и лучшая почва для любой безумной секты, для любого суеверия. Атеист не пойдет к каким-нибудь очередным мунитам и виссарионовцам. И верующий не пойдет. И пофигист лишь пожмёт плечами - нафиг оно мне надо. А вот "итсист" - очень даже может. И к виссарионовцам, и к саентологам, и вообще - к каким угодно открывателям чакр и ликвидаторам негативной энергетики (и денежных накоплений клиента). Ведь все религии унылы, а сверхъестественное непременно существует. И тут, опаньки, - свежачок какой-то предлагают! Вдруг моей тонкой интуиции он придётся по нраву?

Кстати, среди моих дальних и ближних знакомых за последние двадцать лет набралось по меньшей мере два живых примера того, как "интуитивно-ищущий" человек, увлекшись чем-то "экзотическим и сверхъестественным" - в итоге оказался в банальной психушке (после очередных семинаров по "очищению сознания" и "слиянию с божественными энергиями"). Причем, одного персонажа отловили аж на МКАДе, где он гордо шел против потока машин, бормоча какие-то непонятные словеса. Поэтому, когда я говорю "опасная вещь" - речь уже о вполне физических опасностях для здоровья и благосостояния людей.

мировоззрение, психология, религия

Previous post Next post
Up