Посреди далекой казахской пустыни, на берегу огромного теплого Балхаша стоит закрытый город с нелегкой судьбой. Когда-то, здесь была «Столица советской ПРО». Окрестная пустыня скрывала в себе тайну отечественной оборонки - уникальный полигон испытания противоракетных вооружений. Много десятилетий тому назад тут запускались новейшие ракеты и строились уникальные лазерные оборонительные комплексы. В городе жили инженеры и военные. Теперь здесь странная, зияющая пустота...
Мое знакомство с бывшей закрытой территорией началось с провинциальной железнодорожной станции Сары-Шаган. Пять минут, чтобы выйти из унылого казахского поселка. И всё. Пустыня. Пустыня, по которой мне придется за этот день пройти больше 30 километров.
В общем, пейзаж не отличался разнообразием. Шоссе из Караганды, несколько ЛЭП, из-за горизонта торчит какое-то циклопическое сооружение - судя по всему, элемент полигонной СПРН. А в остальном… пустыня.
Через полчаса пути появилась зелень и зверьё в виде одинокого и трусоватого зайца. Приближался берег Балхаша.
Балхаш запомнился абсолютно пустынными пляжами. Я нагулял по ним около пяти километров, и не встретил ничего похожего на свежие следы людей. Старые кострища, да мусор, выброшенный волнами. Пустота.
Искупался. В ожидании жертвы, по песку бродят странные существа, сильно смахивающие на наших иксодовых клещей. Местные потом говорили, что присасываются эти зверьки точно также, но никакую заразу, вроде как, не переносят. В любом случае, валяться на таком песочке не очень хотелось.
А дальше было многочасовое петляние между развалин бывших воинских частей, оставшихся от гигантского полигона...
Несколько объектов действуют до сих пор, и успешно используются российскими военными. Но основная масса сооружений давно уже находится в руинах. «Эхо девяностых». Впрочем, руины - это ненадолго. Хозяйственные казахи всё методично разбирают на кирпичики, и увозят в неизвестном направлении.
Наконец, начинается Город.
Бывший ЗАТО Приозерск был основан в середине 1950-х. Какой-то особый статус город сохраняет и до сих пор, но КПП на въезде уже несколько лет как не действует. Охранять больше нечего. Руины и немногочисленные жители - вот и все богатство.
Побродил по заброшенным многоэтажкам, пообщался с местным населением.
Население смешанное. Русские (постоянные жители и военнослужащие полигона), казахи и казахские репатрианты. Репатрианты - выехавшие после развала СССР из Узбекистана, Туркмении или Киргизии «этнические казахи», которых государство обеспечило жильем и определенными льготами. Местные называют их «оралманами». И, судя по всему, слегка недолюбливают. Понаехали, мол, дикари какие-то.
Однако, несмотря ни на что, повсюду встречается главная казахская фишка: постоянная декларация межнационального согласия и дружбы. Причем, множественные плакаты и лозунги повествуют не столько о дружбе народов в целом, сколько о дружбе Казахстана с Россией. Вообще, по общению с людьми, тут складывается такое впечатление, что русские казахам даже приятней, чем эти ихние оралманы.
Православный храм в одном сквере с мечетью, и памятник Пушкину на площади.
За местным домом офицеров раскинулся своеобразный музей под открытым небом.
А кругом, между тем, жуткая жара, и весь немногочисленный город сидит на пляже.
Ну а я, промотавшись с шести утра и до девяти вечера под убийственным июльским солнцем, отправляюсь назад, на станцию. Как ни странно, но впечатления остались довольно позитивные. Добрые и приветливые люди, вне зависимости от этнической принадлежности. Российское военное присутствие и нормальное отношение местных к этому самому присутствию.
Вполне живая дружба народов на покинутых останках Советской Империи.
Интересное место. Советую посетить.
P.S. Прошу не забывать, что я никоим образом не фотограф. И снимки обычно делаю на старенькую мыльницу, на ходу. Поэтому, за качество изображения, "заваленный горизонт" и тому подобное - извиняться не собираюсь. :))