(В продолжение короткой жизненной зарисовки
"Встречи".)
Сегодня рано утром, в перерыве между ночным и утренним сном, я долго вертелась, не в силах заснуть - мне активно думалось об откровенности. Эта тема мне давно не дает покоя, подкидывая пищу для размышлений то с одной, то с другой стороны, а в этот раз все предшествующие размышления собрались вместе и, как снежная лавина, накрыли меня пониманием. Ниже - скромный кусочек посетивших меня мыслей, даже скорее короткое сухое резюме.
Все началось с мысли, что откровенный разговор, когда оба готовы к душевному и эмоциональному обнажению друг перед другом, во многом сродни сексу. Непосредственное соприкосновение душ, затрагивающее не только "внешние", "парадные", но и сокровенные области, способно вызывать не меньшие возбуждение и экстаз, нежели соприкосновение двух обнаженных тел.
По большому счету, откровенность - важное условие любых глубоких взаимодействий между людьми (интеллектуальных, эмоциональных, физических и т.п.). Та же честность, например, является лишь оценкой истинности информации, которую ты выдаешь вовне, но не ее глубины. Ты можешь быть честным, но при этом раскрывать лишь "парадную", социально приемлемую и одобряемую часть правды, все остальное оставляя "за кадром" и сохраняя таким образом безопасность своего внутреннего пространства, не предназначенного для чужих глаз. Но сколько-нибудь глубокие отношения требуют уже не просто честности - они требуют откровенности. Иначе взаимодействие так и остается на внешнем, событийном, чисто физическом уровне, проигрывая уже готовые, хорошо знакомые схемы - универсальные, но мало сопоставимые с личностью данного конкретного партнера. Чтобы начать взаимодействие непосредственно друг с другом, а не с собственными представлениями о партнере, каким он нам видится, каким должен был бы быть, нужно для начала друг друга глубоко познать. И без откровенности друг с другом тут не обойтись.
Обнаженность страшит обнажающегося, т.к. подразумевает беззащитность, вступление в контакт с другим "с открытым забралом" (да и вообще без каких-либо мало-мальских доспехов). Обнаженность страшит и того, перед кем обнажаются, т.к. раскрывает то, что не укладывается в твои представления о ком-либо и чем-либо, то, на что порой не знаешь как реагировать. Поэтому откровенность включает два корреспондирующих друг другу аспекта: готовность обнажиться и готовность к откровению.
Готовность к откровению - это способность отбросить в сторону свои представления и открыться для любой информации, принять ее деликатно и внимательно, не с целью "подогнать" под уже известное, а с целью познать нечто новое.
Это как в интимных отношениях: можно пытаться удовлетворить друг друга, руководствуясь советами из глянцевых журналов или многомудрых книг, а можно - открыться той информации, которую дает само тело партнера, и внимательно и деликатно познать его: его реакции, потребности, возможности. Это возможно, если относиться к другому с трепетом и уважением, как к удивительной terra incognita, где ты - не бесцеремонный завоеватель и поработитель местных племен, не миссионер и даже не ученый-натуралист, но восторженный гость, которого по какой-то счастливой случайности пустили в неведомый другим мир. Именно поэтому я здесь не говорю "изучить друг друга", т.к. изучение - это отстраненное хладнокровное препарирование другого, разбирание его на винтики. А цель откровенности - попытаться увидеть, воспринять другого в его целостности, своеобразности, без оценок и суждений - как художник. Ну и научиться взаимодействовать с этим инопланетянином с минимальным ущербом для обеих сторон.
Фокус в том, что быть откровенным с другими, не боясь раскрываться, как и входить в чужой мир деликатно, не раня, не оскорбляя чужую наготу, можно только когда научишься к самому себе относиться точно так же - трепетно и с уважением, как к невообразимому Божьему творению, в каждом проявлении, во всей многогранной целостности.