СИЛА ВЕРЫ: ЯКО ПОСУХУ

Dec 12, 2011 15:44



Из воспоминаний православного старовера Семёна Иларионовича Кузнецова, уставщика прихода Русской Православной старообрядческой Церкви в Минусинске. Опубликовано в 3(13) выпуске газеты «Старовер Верхокамья» за 2010 год.

«В 1929 году стали закрывать церкви, началась коллективизация. В Великий четверток, чтобы сорвать Пасхальную службу, приказано было всех головщиков, старост, священников, дьяконов арестовать и отвести в Нижний Новгород в тюрьму. Собрали нас, сидим в Арзамасе в тюрьме, не понимаем, за что арестовали. Ранним утром в пятницу пока ещё город спал, выгнали конвоиры арестованных, и повели в Нижний Новгород. Когда светло стало, дошли мы до реки Серёжи.

Вдруг начальник конвоя истеричным голосом закричал: «Этап, стой, конвой, в штыки! Кто из арестованных хочет пройти в Нижний по мосту - снимайте кресты и вешайте мне на руку. Кто не хочет по мосту, Бог вам в помощь, идите через реку!» Как через реку?! Весна ведь, лёд уже слабенький, кое-где вода уже на лёд вышла. Река эта хоть и маленькая, но, даже, если измочишься, то не дойдёшь до Нижнего, замёрзнешь! Это верная смерть! Некоторые заколебались, упали на колени, стали просить о пощаде, один дьякон подошёл к начальнику, снял свой крест и у всех на виду повесил его на руку чекиста. Тут я не выдержал, перекрестился размашисто, повернулся к реке и запел: «Волною морскою скрывшаго древле гонителя, мучителя, под землею скрыша спасенных дети…»

Все повернулись ко мне, кто на коленях был, поднялся и целый хор подхватил ирмос. Пели страстные ирмосы из канона, которые поются перед Пасхой. Тут мне как Господь открыл - тропочка натоптанная по льду, кто-то не хотел зимой по мосту ходить. Продолжая петь, я пошёл по тропинке, и все гуськом за мной на противоположный берег.

Когда уже почти все были на другом берегу, а хвост на середине реки, я увидел, как один из конвойных подбежал к начальнику, выхватил у него крест, надел его на себя, сорвал с трусливого дьякона скуфью, взамен напялил ему шлем, сунул ему винтовку и бросился к реке догонять ушедший этап. Начальник конвоя такого вынести уже не мог, стал ругаться, стрелять в воздух, заматерился и, потеряв всякую рассудительность, бросился прямо по реке вдогонку. Конвой за ним. Когда они добежали до середины реки, лёд не выдержал, проломился и все оказались в полынье.

Не стали мы ждать конца развязки и разошлись, кто куда. Мы, чернухинцы, пошли в Нижний Новгород в церковь. Подошли мы уже к Пасхальной утрене, в храме тогда служил отец Иоанн (Моржаков). Вскоре эапели «Христос воскресе», промолились всю Пасхальную службу. После окончания службы подошли под благословление к отцу Иоанну, рассказали ему всё. Он дал нам денег и сказал: «Уносите ноги!» Мы сели в поезд и отправились в Томск к владыке Тихону. Он нам рассказал, что и тут неспокойно, и посоветовал перебраться в Минусинск…».
Источник: http://starover.perm.ru/

гонения, история, вера, Сила веры, Церковь

Previous post Next post
Up