Федеральная программа "Русское наследие"

Jan 25, 2022 20:35

В Новошеминском районе республики Татарстан есть село за звучным названием Петропавловская Слобода.

В Петропавловской слободе сохранилась руинированная церковь Петра и Павла.



Воздвигнута в 1885 г. и перестроена в 1913 г. Церковь сооружена по проекту архитектора П. И. Романова, а перестроена по плану архитектора Н. М. Андреева. Крупный храм, композиция и декор которого выполнены в стиле классицизма.

Век страшной катастрофы дорого обошелся русскому народу и одно из визуальных последствий этой катастрофы - сотни и тысячи подобных этому храмов разной степени разрушенности. Несколько лет назад РПЦ попробовала их примерно посчитать. Вышло - порядка 3-4 тыс., потом список постоянно пополняли и сейчас вроде бы в реестре порядка 6 тыс. разрушенных церквей.
И это при том, что эдак 10 тыс. из руин на 1991 год уже восстановлены.



Церковь Петра и Павла в кряшенском селе Умяк Елабужского района Татарстана. Фото в 2013 и в 2020 году.

Разумеется, варварство большевиков затронуло не только культовые сооружения. В руины были превращены и сотни усадебных дворянских комплексов, сильно пострадала и рядовая гражданская застройка русских городов и сел.
Но любой доставшийся от Империи актив красная власть все-таки старалась как-то использовать под другие нужды, в то время как куда менее практичные храмы зачастую именно со звериной злостью приводились в негодность, а где позволяли возможности (динамит штука дорогая) - взрывались. Кроме того, к 1991 году Россия в целом представляла собою зону сплошной архитектурной катастрофы, с тысячами полуразвалившихся свинарников и заводских цехов. Это касалось и свинарников, построенных из силикатного кирпича в 1960-е годы, и свинарников, размещенных в церкви 17-го века.

Потому нижеприведённые соображения касаются в целом заброшенного архитектурного наследия, но де-факто в 95% речь идет именно о культовой архитектуре. Каменные храмы строили и в полностью деревянных деревнях...

Так вот что делать России со всеми этими руинами, которые как шрамы, уродуют тело нашей Родины и травмируют своим видом души нашего населения?

Либеральные говноеды типа Ильи Варламова скажут, что это - забота РПЦ. Мол, нечего строить новые храмы в больших городах, а нужно деньги тратить на восстановление руин.

В данном случае либеральные говноеды лживо упускают из вида несколько важных моментов:

1.Храмы ломала не Церковь, а государство, предварительно отобрав их.
2. 99% церквей России - это приходские церкви, которые строились для прихожан.
3. Церковь может так восстановить храмы, что они будут на 100% выполнять свою собственно церковную функцию, но фактически утратят свою культурно-историческую ценность.

Давайте разберем на примере конкретной Петропавловской слободы и некоторых других храмов Татарстана

Большая каменная церковь была построена во второй половине 19го века в активно растущем многолюдном населенном пункте. в 1910 году в слободе жило 3694 человек, а в 2010 году - уже только 690 человек - и это число продолжает падать.

Куда же делись люди? Урбанизировались. Ближайший 100-тысячник к Слободе - город Альметьевск, где сейчас живет примерно 150 тыс., из которых 60 тыс. - это русские. До революции это было обычное татарское село Альметьево, где жило 2 тыс. татар и 0 русских.

Что делать 60-тысячам русских Альметьевска? Ездить в церкви в села за 60 км от их дома или таки строить себе в городе свои приходские храмы? А если родное село предков за 2000 км от места, где ты родился - туда летать дважды в неделю? По версии либеральных говноедов - да. Но сами русские берут и строят приходские храмы в городах и спальных районах, где непосредственно живут - и в Альметьевске, и в Тынде, и Москве. Потому что

Ну, ок. 690 человек в Петропавловской слободе - тоже русские люди, им тоже нужно молиться. Но храм был построен в куда более многолюдном селе, чем есть сейчас - он попросту слишком масштабный для нынешнего населения. На его восстановление где они найдут деньги?

Что тут делать? Жители села Петропавловская Слобода нашли очень простой выход - чем тратить несуществующие условные 100 млн. на реставрацию, они потратили условные 5 млн. на строительство нового храма, соразмерного нынешнему числу прихожан:



Никольский храм Петропавловской Слободы Новошешминского района. Был построен в 2013 году.

В России очень много еще живых сёл и деревень, где оставшееся населения попросту не в состоянии финансово вытащить реставрацию грандиозного наследия многочисленных предков. В результате они строят соразмерные новые храмы для непосредственно религиозных нужд, а представляющие архитектурную ценность памятники продолжают разрушаться. Вот, например:




Село Шуран, Лаишевский район, Татарстан. 227 жителей в 2010 году. Церковь Рождества Христова 1735 года постройки, возведенная на средства помещика Якова Кудрявцева и Церковь Богоявления Господня 2009 года постройки.

Кстати, рядом с церковью в 2012 году богатые татары из числа местной этнократии построили новую мечеть. В русском Шуране по переписи аж 5 человек татар, но зато: "она расположена на берегу Куйбышевского водохранилища, там, где скоро должны соединиться две реки - Кама и Волга. Как заметили гости, которые принимали участие в торжественном мероприятии, она наверняка будет красиво смотреться с палубы проходящих мимо теплоходов. Минарет мечети вытянулся ввысь на 25 метров".




Прибрежная мечеть Шурана построена на средства известной своей широкой общественной благотворительной деятельностью Терезы Камаловой. Родной папа Терезы - крупный федеральный чиновник экс-мэр города Казани Камиль Исхаков

Архитектурная жемчужина 1735 года скоро рухнет, 200 русских бабушек ее не спасут - у них уже есть маленький храм и нет десятков миллионов рублей. А проплывающие по Камскому морю теплоходы будет радовать минарет, вытянувшийся ввысь на 25 метров.

Берега Камы и Волги столетиями имели русский архитектурный облик и вот так стараниями советских варваров они его теряют, а стараниями татарских этнократов приобретают облик новодельный, иноверческий и инородческий.

Вопрос? - это забота Церкви, или все-таки это забота всей Русской нации и всего Русского государства? Да, далеко не везде возле руин храмов прибегают удащливые татарские этнократы, чтобы втыкнуть еще в нагрузку минарет (хотя в Татарстане таких примеров хватает), но вот проблема архитектурных шрамов на теле России стоит практически везде, особенно в самой коренной России, областях вроде Тверской или Кировской...

Что ж. Перейдем к пункту 3. РПЦ - это солянка из многих тысяч юридических лиц. Каждый приходской поп в деревне - сам себе экономист, архитектор, прораб, инженер и бухгалтер. Равно и его сельские прихожане - люди простые. Они хотят молиться в храме, который пусть не обязательно радует глаз залетных столичных ценителей прекрасного, зато теплый зимой и с не протекающей крышей.

И когда приходу достаются руины архитектурного наследия люди могут исходя из своих практических и религиозных нужд это наследие, гм...




Татарско-русское село Татарское Утяшкино. Новошешминский район, Татарстан. Деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери, построена в 1874 году. Первое фото - церковь в 2013 году, второе - сейчас.

Сохранившиеся (даже только в виде основного объема без завершений) деревянные храмы - это очень важный пласт русской культуры, нашего наследия. В Поволжье их и так осталось куда меньше каменных - дерево материал менее устойчивый к мерзости запустения, следствием которой являются и регулярные пожары. Вопрос? -их сохранение и поддержание в максимально близком к изначальному облику - забота всей Русской нации и всего Русского государства?

Наконец, сколько тысяч заброшенных храмов сейчас оказались вовсе в обезлюдевших местностях, в полностью вымерших селах и деревнях, где давно сгнил последний дом?




Церковь Сошествия Святого Духа , урочище Чернышевка, Камско-Устьинский район, Татарстан. Построена в 1855.

Русские в Горной стороне традиционно жили по берегам Волги и Камы, а давно вымершее русское село Чернышевка было единственным анклавом посреди сплошного татарского массива в глубине Камско-Устьинского района...

---
Зачем же государству восстанавливать храмы там, где никто не живет? Потому что это наша национальная история, наше наследие в камне, наша историческая память. Церкви не особо нужны храмы вокруг которых совсем нет прихожан, но они несомненно нужны русской нации.

Что же с ними делать? Сейчас в Татарстане местная русская православная молодежь занимается расчисткой подобных руинированных храмов и их консервацией, кроме того по праздникам 1-2 раза в год в них служат литургии. Объективно - такие нерегулярные литургии это максимум церковного функционала.

ИМХО, это должны быть эдакие "сухопутные туристические маяки". При храме постоянно должен находиться не священник, а сторож-экскурсовод. Тут может быть музей, а рядом - магазин, кафе, гостиницы и прочий подобный бытовой функционал. Тем более чаще всего храмы строили в выигрышных живописных местах; как правило, их видно с проходящих мимо автодорог. В Татарстане, кстати, регулярно встречаются новодельные придорожные мечети возле автозаправок или кафе, рассчитанные именно на транзитных захожан.

В той же Центральной России и без того популярен функционал летнего и зимнего отдыха выходного дня в красивых природных локациях при реках и озерах вдали от крупных населенных пунктов. Часто даже в таких гостиничных комплексах строят новодельные часовни и целые храмы. Куда разумнее приводить в порядок церкви исторические и выдавать бизнесу участки при них.

Кроме того, не стоит забывать, что наше культовое наследие не исчерпывается только православной архитектурой. Есть, например, очень масштабный пласт из десятков католических и протестантских храмов на бывших немецких землях Волгоградской и Саратовской областей.




Село Липовка, Энгельсский район, Саратовская область. Лютеранская кирха построена в 1906 году, когда Липовка была селом Шефер с населением 2.6 тыс. немцев.

В некогда немецком Заволжье есть и восстановленные кирхи, но это единичные истории. Местным русских чем вытягивать такую махину и переосвящать в православие, проще построить скромный новый православный храм, а живых немцев там и нет почти. Единственный шанс - это деньги богатого потомка из других регионов.




Село Зоркино, Марксовский район, Саратовская область. Кирха Христа Спасителя с 48-метровым шпилем, построена в 1877 году, когда Зоркино было немецким селом Цюрих. Восстановлена в 2010-е на средства предпринимателя Карла Карловича Лоора, руководителя крупной строительной компании из г. Старый Оскол Белгородской области, чей отец когда-то до ВОВ родился здесь.

---
В России было там много уничтожено за 20 век, у нас такая низкая плотность населения и, следовательно, территориальная плотность культурного и архитектурного наследия... нам совершенно необходимо на государственном уровне начать программу сохранения и восстановления всего того, что было построено до 1917 года - от сельских храмов до дворянских усадеб.

К 2022 году РПЦ, регионы и бизнес и так серьезнейшим образом продвинулись относительно 1991 года, но где у них руки не дошли там ситуация за 20 лет стала по естественным причинам только плачевнее. И с деньгами у государства нет таких проблем, как в 1990-е.

Сейчас сотни миллиардов рублей и так уходят на поддержку культуры. Но эта поддерживаемая культура - какие-нить современные театральные пьесы режиссеров из числа либеральных говноедов, новое прочтение Пушкина с голыми клоунами, жидами и пидарасами.

То есть на вопрос "где взять деньги на реставрацию храма в селе Шуран?" у меня есть доступный ответ - отобрать у коллективного Кирилла Серебренникова. Как раз на все 6 тыс. православных храмов хватит, и на кирхи, и дворянские усадьбы, и на калмыцкие дацаны останется.

религия, русские, национальная политика, Христианство

Previous post Next post
Up