Когда я пишу о том, что современные переписные татары - это не этнос, а синтетическое нечто из собственно татар, сибирских племен, астраханских, кряшенов и т.д. - то т.н. "татарская общественность" начинает возмущаться. Ну да шайтан с ними - они возмущаются потому как а) глупые, б) шовинисты, а чаще всего нацисты. Эчпочмак им в руки, барабан на шею.
У меня же исключительно желание получить непротиворечивую картину во всей ее сложности. Приписки в татары? - есть и такое. Но национальная инженерия советского государства много где работала - и каждый подобный случай достоит внимания.
Недавно, например, я обнаружил факт переписывания в 1920-30-е мощного ареала коми-пермяков в коми-зыряне. Но обо всем по порядку.
В сети есть сумасшедшие по качеству и подробности фундаментальные публикации по результатам Переписи населения 1926 года- первой советской. Самой неангажированной, практически идеальной. В интернете, понятно, лишь крупицы сканов тех томов выложены, по национальностям и языкам смог найти только один том - с Уральской областью, Башкирией и Вятской губернией тех времен. Да - тут и губернии с уездами, и республики с кантонами - в 1920 творилась полнейшая административная вакханалия, пока не пришли к привычной нам картине.
А ещё в сети есть сканы публикаций по каждому уезду Вятской губернии - это вообще космос, данные по буквально каждому населенному пункту!
Так вот. В Вятской губернии в 1920-е проживало немало коми-пермяков. Причем, была одна волость, где они абсолютно преобладали. Но не на границе с Уральской областью(куда тогда входил Кудымкар с округой) - а рядом с автономией коми-зырян.
Вот данные:
В публикации по Халтуринскому уезду детально про местных пермяков расписано:
6.5 тыс. пермяков - это очень много. Почти 5% от их тогдашнего числа во всем СССР. Жили компактно по своим сельсоветам, что хороший плюс для сохранения идентичности в русском окружении.
Куда же они делись? Где они сейчас в Кировской области? Нигде. Их передали соседней автономии зырян. Запутались в сортах коми - бывает. И - вуаля - великозырянский шовинизм их идентичность смял:
Вот так. В 1926 году в СССР было примерно 150 тыс. пермяков на 226 тыс. зырян. Или 66% от их числа. а В 2010 - уже только 94 тыс. пермяков на 228 тыс. зырян. Или 41% от их числа.
Подчеркну - это были именно пермяки, живущие по берегам реки Летки, притока Вятки. То есть от зырян, населяющих долины рек бассейна Ледовитого океана они отделены водоразделом. Собственно это природная граница и способствовала формированию зырян и пермяков как двух разных этносов. А тут административно нашаманили и получили что получили. Но все же очень близкие этнические общности, и были в равной мере христианизированы много веков назад, так смена идентичности прошла тихо и незаметно - и сейчас желающих переписаться в пермяки нет - а смысл? А ведь есть были еще и афанасьевские пермяки - похожий по масштабу ареал - оказавшись в рамках Кировской области, а не Коми-округа, и вовсе поголовно русифицировались и ныне там следовое присутствие переписных пермяков. Компактные группы одного народа за столетие разделились на три разные идентичности по границам национальных автономий, оказавшись к 2010 пермяками, зырянами и русскими.
При этом на территории РФ немало таких ситуаций, где люди с 1926 года не смирились с подобными историями и бьются за свою идентичность. И для гармонизации межнациональных отношений подобные конфликтные ситуации, необходимо, разумеется, разрешать.