За красным восходом - коричневый закат

Jun 16, 2018 22:02




Wichita (1955) Jacques Tourneur.
Выдающийся ревизионистский вестерн, антигероический парафраз истории Уайетта Эрпа - одновременно мистический (Жак Лурсель прямо называл героя Джоэла МакКри "Ангелом Смерти") и политический (расстановка противоборствующих сил оказалась настолько актуальна, что с минимальными изменениями декоративно-национального характера использовалась в качестве сюжетной схемы "мафиозных" триллеров Дамиано Дамиани и своры его соплеменников). Если у Джона Форда, в чью вотчину вторгся Турнёр, хотя бы на словах возможен выбор между праведным и грешным, между правдой и легендой, то у каждого из жителей Уичиты, экспериментального полигона по насильственному осуществлению утопической пацифистократической власти, правда своя, ведь с воцарением Эрпа фронтир стал зоной неразличения добра и зла.
От хэппи-энда - несмотря на то, что это определённо хэппи-энд - нехорошие мурашки: это не печаль и опустошение, как в финале "Моей дорогой Клементины" Форда, а сдавленный ужас от соприкосновения с потусторонним. Под ухарский закадровый напев безвестного крунера Эрп увозит свою Лори в закат - но куда может уехать миротворец с длинноствольным кольтом, если вся Америка ему - Уичита?



Previous post
Up