Несчастный гендер, несчастные мы (2)

May 16, 2016 10:00

Начало темы

Границы ретроспективной критики

Европейским феминисткам я завидую белой завистью, видя, как они упорно, последовательно, невзирая, из поколения в поколение гнут свое и добиваются ощутимых результатов, которые к тому же им удается закрепить (далеко не все, конечно). Действуя при этом просто в катастрофическом меньшинстве (ЗА полный запрет абортов на улицы выходят по 2 млн человек, ПРОТИВ - 50 тысяч) и на смехотворные материальные средства. Думаю, что они единственные, кто не просели под неолиберальным нашествием (особенно, в теме легалайза), не поддались на запугивания "привилегированностью" со стороны приверженных "политики идентичностей", отстояли здравый смысл (американки тут были гораздо менее успешны) в теме "фрагментации", "деконструкции субъекта феминизма" и размножений феминизмов наподобие микроорганизмов, отбились от нетаких, от гендера в голове, разошлись с новыми хозяевами жизни (мужчинами, которые гомо- и транс-), хотя не без трудностей и не без потерь...

Не во всех странах Европы успехи одинаковы, но, на мой взгляд, тенденция обдуманного, удачного выбора фем-повесток и успешного создания неформальных сетей поддержки есть везде. Правильно выбранная повестка, широкая сеть поддержки, сохранение, передача и развитие интеллектуальной традиции (матчасть), идеологическая устойчивость, разборчивость в заимствованиях - вот составляющие социального успеха фем-меньшинства в Европе.

По оценкам старших, главное достижение феминисток Европы - это необратимость произошедших изменений: какую-то конкретную политику в пользу женщин можно саботировать, извратить, обессмыслить, но только на время. Уничтожить же женские политики, не уничтожив самих женщин, уже нельзя, нельзя повторить ситуацию с наполеоновскими кодексами, с лишением женщин абсолютно всего. Хотя не было достигнуто структурных общественных изменений (над этим сейчас и думают, как это проделать по возможности быстро и надежно), толерантность общества к мужскому произволу была снижена настолько, что поколенное переформулирование патриархата, о котором говорилось выше, в первой части текста, локально сейчас сильно затруднено (хотя и не отменено).

Два момента, который на мой взгляд, стоит рассмотреть внимательно с самых критических позиций, это

- вопрос о том, почему так быстро была похоронена, объявлена устаревшей тема дуальных систем (Текст Хартманн всё ещё ждёт полного перевода на русский язык). Главный вывод, который должен был быть сделан - это вывод о том, что патриархат имеет собственную логику развития, необязательно совпадающую с логикой развития какой-нибудь из его экономических формаций - и скорее всего не совпадающую. Если мы не будем знать, как она действует (а мы не знаем или знаем очень отрывочно), мы по-прежнему не сможем предвидеть следующий ход, который будет сделан против нас, и тогда сценарий, описанный выше с женскими политиками АА, повторится. Так как у нас нет понимания законов, динамики развития патриархата, то мы пытаемся объяснить происходящие события из логики развития другой системы - капитализма, а это не одно и то же. В результате мы либо проигрываем, либо одерживаем пирровы и очень ограниченные территориально победы, либо вынуждены изворотливо пользоваться ослаблением хозяйской бдительности. Важно вернуться к вопросам диалектики пола;

- вопрос о том, "могут ли подчиненные говорить", и что именно они говорят. По ходу, они говорят настолько резво, что разрушили усилия поколений по строительству женской политической субъектности. Думаю, что это действительно большая ошибка, допущенная феминистками как в Европе, так и в Америке: матерналистская позиция снисхождения и чувство вины в отношении тех, кто буквально рвёт их зубами, саботирует и водит за нос ("Отвергая примат классовой организации (в вопросе угнетения женщин по признаку пола - прим. мое), феминистки-социалистки, черные феминистки и феминистки-антиимпериалистки также противодействовали усилиям радикальных феминисток обозначить пол как основную классовую категорию", Н. Фрайзер).

Дискурс подчиненных следует изучать и внимательно, при первой же необходимости критиковать, невзирая на личности и обстоятельства множественного угнетения, так как бездны этого "говорения подчиненных" поистине страшны. Вот, например, нам называют цену вопроса о "расизме" теории радикального феминизма, созданного белыми женщинами без учета специфических потребностей чернокожих женщин:




Текст на скрине информирует нас о том, почему белые женщины являются врагами в глазах чернокожих женщин. Это отрывок из чуть ли не трехдневной дискуссии о расизме теории радикального феминизма. Несогласные с тезисом пытались докопаться, в чем же конкретно чернокожие женщины видят этот расизм, и вот над Атлантикой раздался хруст французской булки:

"Культурные различия - вот причина этого. Большое количество черных женщин от природы вуманистки (т.е. обладающие особыми врожденными женскими характеристиками - прим. мое). Фундаментальное различие тут - это "Белое Рыцарство", которое белые женщины презирают. Если мышление, как в моем случае (авторка комментария считает себя радикальной феминисткой - прим. мое), не меняется, то "мы" не можем понять, почему вы не цените "ваших мужчин", которые защищают вас, превыше всего угождают вам, готовы умереть, дать себя убить ради вас. "Мы", черные женщины, жаждем, чтобы "наши" мужчины перестали лениться, перестали трусить и покидать нас...
"Мы" ориентированы на семью... Белые женщины могли сидеть дома со своими детьми. "Мы" должны были работать и были лишены возможности быть с нашими детьми... знаете, многие вещи, которые для вас являются "угнетением", для черных женщин - мечта. Например, чувствовать себя защищенной и любимой. Чувствовать себя принадлежащей кому-то, кто готов умирать или убивать ради того, чтобы защитить вас... Это психологический вопрос, это увлекает обратно в рабство.
Я вот, когда вижу свою сестру и других черных женщин, которые живут с белыми мужчиными, я вижу, что они счастливы, потому что наконец-то они получили идеального мужчину, и это белый мужчина.
Если бы я смотрела на белых мужчин глазами белых женщин, я бы наверное тоже хотела покинуть группу (вероятно, речь идет об угнетенной группе? но я не уверена - прим. мое). Однако, есть большая разница: то, что вам кажется угнетением, конкретно для черных женщин является благословением. Я надеюсь, я объяснила почему по этой причине белые женщины - это враги, к сожалению, это так по причине мужской привязанности (к белым женщинам - прим. мое). Я думаю, это очевидно, многие из нас считают белых женщин неблагодарными. "Нам" бы хотелось, чтобы с нами обращались как с некой "заветной" (ну это на самом деле из религии.., как Христос умер за церковь, отдал за это свою жизнь, вот так же мужчины должны любить своих жен). ("Христианство" вбивали в рабов силой, это было частью стратегий "приручения" черных мужчин).
Ну вот, это самая большая разница (между черными нерасистками и белыми расистками - прим. мое), которую я могу назвать навскидку, и это неловкий момент, черным женщинам самим ещё многое нужно преодолеть, если только им не промыли мозги в этом современном поколении..."

Дело на этом не закончилось, там ещё были рассуждения, что неблагодарные белые женщины так рвутся из дома на работу, потому что им нравится развлекаться в офисах с другими мужчинами.

И вот, мы в течение нескольких десятков лет уговариваем и предупреждаем наших цветных сестер против аутсорсинга патриархата, являем чудеса риторики, объясняем, тратим драгоценное время и негустые ресурсы и делаем вид, что не понимаем, что столь специфические страдания более лучше угнетенных - это о несправедливой раздаче белых мужей. Надо ли нам это? Стоит ли и дальше продолжать делать вид, что мы не знаем о том, что более лучше угнетенные ходят к феминисткам исключительно в целях выкатить претензию о своей недолюбленности БГМами? И что делается это, потому что "как только женщины начинают осознавать, что в их жизни всё не так радостно, главными виноватыми будут назначены другие женщины: белые привилегированные, злобные матери, более любимые дочки-внучки, всякие зажравшиеся (от му-кормушки, конечно) и пр. Самое потрясающее, что и возраст не помеха - в угнетательницы взрослых тёток записывают даже маленьких девочек. И не потому, что они не понимают и не видят, а потому что за потоки говна в сторону женщин ничего не будет, в отличие от главных выгодополучателей женского хуёвого положения и раздатчиков благ" (с)? - Как бы то ни было, в этом мы всё равно не можем помочь нашим недовольным сестрам (потому что БГМы не любят никого и увы, в этом белые рыцари принципиальны). Следует перестать над ними кудахтать, тем более, что среди цветных женщин немало тех, кто сами, без подсказок и уговоров прекрасно понимают лицемерие и тенденциозность претензий к "привилегированным белым женщинам", те, кто вносит вклад не хиджабами и легалайзом, а действительно ценным анализом опыта существования женщин в условиях сочетания матерого олд-патриархата и порно-культуры: нужно в первую очередь помогать им быть услышанными, поддерживать их. Мультикультурализм должен быть добит. Наш принцип - это интернационализм.

Разумеется, тема привилегий подчинения и пропаганда безопасности и достоинства деградации ("я развидела и теперь счастлива") - далеко не единственная и не самая важная тема дискурса подчиненных. Колонизированное сознание без устали работает над такими важными темами как свободный выбор обязательного самопожертвования (см. материнство и репродуктивный труд как любовь), а также самоутверждение в контексте гетерономии (наше любимое "для себя": телесность, идентичность, индивидуальность, сексуальность, самовыражение.., то есть, если вкратце, "нищета и амбиции"). Причем работа ведется везде и на всех языках одинаково и одновременно: не успеют отстреляться в Сиднее, как где-нибудь в Тель-Авиве заступают на смену с тем же самым. Так и думаешь: "Эк вас разбирает - в отсутствии-то общего женского опыта!"

Но это всё "у них".

А что же делать нам, если от мам в духовное наследство нам досталась кастрюля для борща и видеокассета с х/ф "Красотка"?

Ведь с тех пор, как Коллонтай заставили отказаться от идей о "новой женщине", не принадлежащей к какому-то классу (кроме своего собственного класса женщин), прошло почти сто лет. Сто лет - это много поколений, поклонявшихся священной борщевой кастрюле и превыше смерти убоявшихся остаться без мужика. Интеллектуальный разрыв в сто лет невосполним самостоятельно, поэтому для нас укоренение в "чужой" традиции неизбежно.

Вопрос в том, какую стратегию и тактику лучше выбрать, чтобы:
- не сидеть в болоте колонизированного сознания, считая это феминизмом и даже демократией;
- привлечь к феминизму как можно больше женщин;
- организовать отпор патриархатному ренессансу на всем пост-советском пространстве;
- переломить ситуацию в пользу женщин по примеру западно-европейских стран.

На данный момент оставляю вопрос открытым, любопытно узнать мнения заинтересованных лиц.

Сестринство, Активизм, Фем

Previous post Next post
Up