ОБМЕН ЖЕНЩИНАМИ: ЗАМЕТКИ О "ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ» ПОЛА (окончание)

Sep 25, 2011 16:50


Политическая экономия пола.


Было бы замечательно, если бы на этом можно было закончить анализ следствий пересекающихся положений теорий Леви-Стросса и Фрейда для феминизма и движения геев. Но я предлагаю сделать следующий шаг, приступить к следующему пункту повестки дня: марксистскому анализу системы «пол/гендер». Системы «пол/гендер» не являются внеисторическими эманациями человеческого сознания; они являются продуктами исторической деятельности человека.

Необходимо, например, проанализировать эволюцию полового обмена согласно принципам, на основании которых Маркс исследовал в «Капитале» эволюцию денег и товаров. Существуют экономика и политика «поло-гендерных систем», которые затемняются понятием «обмен женщинами». Например, система, в которой женщин можно обменивать лишь друг на друга, воздействует на женщин иначе, чем те системы, в которых существует товар, эквивалентый женщинам. «Представление о том, что браки в простых обществах предполагают "обмен", является несколько неопределенным и часто затрудняет анализ социальных систем. Крайним случаем этого обмена является обмен "сестрами", прежде практиковавшийся в некоторых частях Австралии и Африки. Здесь термин имеет следующие точные словарные значения: "быть полученным в качестве эквивалента", "отдать и получить взамен".

Если же посмотреть на эту ситуацию с другой точки зрения, то практически универсальное табу на инцест означает, что системы брака необходимо включают "обменивание" братьев или сестер на супругов, порождая взаимообмен, который является совершенно условным.

Однако в большинстве обществ брак опосредуется рядом промежуточных трансакций. Если же мы рассматриваем эти трансакции просто как непосредственные или растянутые во времени отношения взаимообмена, то очень вероятно, что картина окажется запутанной... Дальнейший анализ будет еще более ограничен, если считать переход собственности из одних рук в другие лишь как символ передачи прав, поскольку при такой интерпретации природе передаваемых объектов... не придается существенного значения... Ни один из этих подходов не является неправильным; но оба не адекватны» (Goody 1973: 2).

Существуют системы, в которых для женщин нет обменного эквивалента.

Чтобы получить жену, мужчина должен иметь дочь, сестру или другую состоящую с ним в родстве женщину, которую он имеет право дарить. Он должен обладать властью над какой-то женской плотью. Племена леле и кума как раз представляют собой такие случаи. Мужчины племени леле постоянно планируют свои отношения так, чтобы закрепить свои права на еще не родившихся девушек, а затем воспользоваться этими правами (Douglas 1963). Брак девушки племени кума определяется сложной сетью долгов, и ее голос при выборе мужа практически не учитывается. Девушка обычно выходит замуж против своей воли, и жених пускает ей в бедро стрелу для того, чтобы символически воспрепятствовать ее побегу. Молодые жены все-таки почти всегда убегают - но только для того, чтобы их возвратили мужьям с помощью сложных мер, которые предпринимают их родственники и близкие (Reay 1959).

Есть и другие общества, в которых женщина является предметом обмена и может быть обменена на брачный выкуп. Динамика подобных систем варьирует в соответствии с оказываемым на женщин давлением. Брак женщины племени мелпа (Melpa) - это не возвращение прежнего долга. Каждая трансакция самодостаточна в том смысле, что передача брачного выкупа, состоящего из свиней и ракушек, аннулирует долг. Таким образом, женщина племени мелпа обладает большей свободой действий в выборе мужа, чем женщина племени кума. И все же ее судьба зависит от брачного выкупа. Если родственники ее мужа медлят с брачным выкупом, ее родня может поддержать ее в намерении расстаться с мужем. В том же случае, если единокровные родственники женщины довольны балансом взаимных платежей, они могут отказаться принять ее назад, даже если она хочет оставить своего мужа. Более того, ее родственники-мужчины используют брачный выкуп в своих собственных целях в обмене мока и для заключения своих браков. Если женщина оставляет своего мужа, должен быть возвращен весь брачный выкуп или некоторая его часть. Если, как это обычно и происходит, свиньи и ракушки были уже распределены или обещаны кому-то, родственники неохотно примут женщину назад в случае супружеского разлада. И каждый раз, когда женщина разводится и снова выходит замуж, ее цена, исчисляемая размером брачного выкупа, уменьшается. В целом ее единокровные родственники-мужчины терпят издержки в случае развода, если только жених не уклонялся от уплаты выкупа. Хотя женщина племени мелпа имеет больше свободы в качестве невесты, по сравнению с женщиной племени кума, система брачного выкупа делает развод сложным или невозможным (Strathern 1972).

У некоторых племен, таких как нуэры, брачный выкуп может быть обменен только на невесту. У других же брачный выкуп может быть обменен на что-то другое, например, на политический престиж. В этом случае брак женщины «встроен» в политическую систему. В общинах Большого Человека в горах Новой Гвинеи те материальные средства, которые обмениваются на женщин, циркулируют и в актах обмена, на которых основана политическая власть. В рамках подобной политической системы мужчины постоянно нуждаются в ценностях для осуществления платежей, а значит, зависят от поступления ценностей. Они зависят не только от своих непосредственных партнеров, но и от партнеров их партнеров и т. д. Может случиться так, что мужчина, который должен вернуть какое-то количество брачного выкупа, оказывается не в состоянии отдать его тому, кто планировал передать его другому, хотевшему использовать полученное для того, чтобы устроить праздник, от которого зависит его статус. Из-за многоступенчатой связи, обусловленной движением брачного выкупа, мужчины этого общества оказываются заинтересованными в семейных делах других людей, даже если они состоят с ними в крайне отдаленных отношениях. Бывают такие ситуации, когда вожди племени вмешиваются в супружеские споры, в которых участвуют косвенные торговые партнеры, для того чтобы обмены мот не были нарушены (Bulmer 1969:11). И вся эта громоздкая система может быть выстроена на основании одного брачного союза, в котором женщина несчастна.

Короче говоря, существуют другие вопросы, относящиеся к системе брака, помимо вопросов о том, обмениваются ли в этих системах женщины или нет. Важно знать, обменивается ли женщина на женщину или используется другой эквивалент? Действует ли этот эквивалент только в отношении женщин или он может быть обращен во что-то еще? Если он может быть обращен во что-то еще, обращается ли он в политическую власть или богатство? С другой стороны, получается ли брачный выкуп только в брачном обмене, или он может быть получен из каких-то иных источников? Можно ли увеличивать число женщин путем накопления богатства? Можно ли накапливать богатство, избавляясь от женщин? Является ли система брака частью системы стратификации? (15)

Все эти вопросы свидетельствуют о том, что существует еще одна сторона политической экономии пола. Родство и брак всегда являются элементами социальных систем и всегда связаны с политической и экономической организацией общества.

«Леви-Стросс... справедливо утверждает, что структурные следствия брака могут быть поняты, только если мы мыслим его как один из элементов в целой серии трансакций между группами родства (kin groups). С этим можно согласиться. Но ни в одном из примеров, которые он приводит в своей книге, он не проводит этот принцип достаточно глубоко. Взаимные обязательства между родственниками - это не просто символы брачного союза, это еще и экономические и политические трансакции, договоры о правах проживания и использования земли. Убедительная картина того, «как работает система родства», не может быть создана до тех пор, пока не будут рассмотрены одновременно эти несколько аспектов или следствий организации родства» (Leach 1971:90). В общине качинов отношения арендатора и владельца являются также отношениями между зятем и тестем. «Процедура приобретения прав на землю любого рода почти во всех случаях равнозначна женитьбе на женщине из семьи владельца земли» (lbid.:89). В этом сообществе брачный выкуп перемещается от простолюдинов к аристократам, а женщины движутся в обратном направлении. «С экономической точки зрения, матрилатеральный брак между кузенами подразумевает, что родственники главы рода постоянно платят дань родственникам главы клана в форме брачного выкупа. Такая выплата может рассматриваться как рента, которую арендатор платит землевладельцу-сеньору. Самая важная часть такой оплаты имеет форму потребительского товара, а именно: крупного рогатого скота. Глава клана меняет это бренное богатство на нетленный престиж, устраивая грандиозный праздник. В конечном счете потребителями товаров становятся их производители, то есть простые люди, присутствующие на пиру» (Ibid.: 89). Другой пример - это тробриандцы, у которых принято, чтобы мужчина посылал дар в честь урожая батата - уригубу - в дом своей сестры. У людей незнатного происхождения это оборачивается простой циркуляцией батата. Но глава клана полигамен и женится на женщине из каждого участка, находящегося в его владении. Поэтому с каждого участка вождю отправляют уригубу, заполняя до отказа его склады, которые служат для того, чтобы обеспечивать праздники, ремесленное производство и экспедиции к племени кула. Этот «фонд власти» является гарантом политической системы и образует основу власти вождя (Malinowski 1970).

В некоторых системах брака место в политической иерархии и место в системе брака тесно взаимосвязаны. Согласно традициям тонга, женщины выходят замуж с повышением своего ранга. Таким образом, род низкого ранга посылает женщин в род более высокого ранга. Женщины, принадлежащие к самому высокому роду, должны выйти замуж в «Дом Фиджи» - род, который находится вне политической системы. Если вождь самого высокого ранга выдает свою сестру замуж не в род, который находится вне системы рангов, он уже не считается вождем самого высокого ранга. Теперь род сына его сестры будет принадлежать к более высокому рангу, чем его собственный. Во время политической реорганизации снижение прежнего высокого ранга рода оформляется официально, когда женщину из этого рода выдают замуж в род, который до этого был ниже по рангу. В традиционных культурах на Гавайях ситуация была обратной. Женщины выходили замуж в более низкий род, а господствовавший род отдавал жен менее высокородным семьям. При этом глава рода мог либо жениться на сестре, либо получить жену из племени тонга. Когда младший род узурпирует высокое положение, он официально закрепляет свое положение тем, что дает жену представителю бывшего старшего рода.

Имеются данные, на основании которых очень соблазнительно сделать вывод о том, что системы брака причастны к эволюции социальных слоев и, возможно, к становлению государств. Первый значительный этап политической консолидации, в результате которого сформировалось государство на Мадагаскаре, связан с тем, что один из вождей получил право на несколько самостоятельных районов из-за своей причудливой матримониальной биографии и благодаря наследству (Генри Райт, личное сообщение). На Самоа, согласно легендам, вождь получил аналогичное право - Tafa'ifa - в результате перекрестного брака между четырьмя высокородными членами четырех главных родов.

Мои рассуждения носят слишком отвлеченный характер, а мои данные слишком схематичны, чтобы можно было сказать об этом больше. Но имеет смысл провести исследование, которое показало бы, каким образом системы брака пересекаются с крупномасштабными политическими процессами, такими как формирование государства. Системы брака могут быть задействованы здесь по-разному: при накоплении богатств и поддержании дифференцированного доступа к политическим и экономическим ресурсам; при организации союзов; для консолидации лиц, занимающих высокое социальное положение в единую закрытую страту эндогамного рода.

Примеры из жизни качинов и тробриандцев, показывают, что системы отношений между полами в конечном итоге не могут быть поняты сами по себе, в полной изоляции от других социальных явлений.

Для полноценного анализа положения женщин в отдельно взятом обществе или на протяжении истории, следует учитывать все: эволюцию товарных форм потребления женщин, системы землевладения, политическую организацию, технологии выживания и т.д. С другой стороны, исследования в области экономики и политики также не будут полными, если не будут учитывать положение женщин, брак и сексуальность.

Традиционные сферы анализа антропологии и социальной науки, такие как, например, эволюция социальной стратификации и происхождение государства необходимо переосмыслить таким образом, чтобы учесть матрилатеральный брак между кузенами, прибавочную стоимость, извлекаемую в форме дочерей, конвертирование труда женщин в богатство мужчин, конвертирование жизни женщин в брачные союзы, влияние брака на политическую власть и трансформации, которые все эти стороны общественной жизни претерпевают с течением времени.

Такого рода исследования, в конечном итоге, направлены на осуществление как раз того, что Энгельс попытался сделать путем последовательного системного анализа разнообразнейших аспектов социальной жизни. Он пытался связать мужчин и женщин, город и деревню, системы родства и государство, формы собственности, системы землевладения, конвертируемость материальных средств, формы обмена, технологию производства продуктов питания, формы торговли (если упомянуть некоторые из предметов его интереса) в единое целое путем системного исторического объяснения. В конце концов, кто-то же должен написать новый вариант «Происхождения семьи, частной собственности и государства», исходя из взаимосвязей сексуальности, экономики и политики и отдавая должное значимости каждого из этих факторов для человеческого общества.

Перевод Татьяны Барчуновой и Натальи Яргомской

Примечания

(1) Когда приходится переходить от марксизма к структурализму, а затем- к психоанализу, то неизбежен конфликт эпистемологии. В частности, структурализм - это своего рода банка с червяками, которые, того и
гляди, расползутся по эпистемологической карте. Вместо того, чтобы пытаться решать эту проблему, я стараюсь не придавать значения тому обстоятельству, что Лакан и Леви-Стросс относятся к числу тех живущих ныне мыслителей, которые стоят у истоков современной французской интеллектуальной революции (см.: Foucault 1970). Было бы интересно и занимательно, а - живи я во Франции - совершенно необходимо развивать аргументацию, исходя из центра структуралистского лабиринта и продвигаться дальше, следуя «диалектической теории практик сигнификации» (см.: Hefner 1974).

(2) Одним из основных дискутируемых вопросов относительно женщин и труда по дому является вопрос о том, можно ли считать труд по дому «производительным». Строго говоря, домашний труд не является «производительным» в техническом смысле этого термина (I. Gough 1972; Маркс 1981). Но такое различение между производительным и непроизводительным тру. дом не имеет отношения к основной линии моего рассуждения. Домашняя работа может не быть «производительной» с точки зрения прямого производства прибавочной стоимости и капитала, и тем не менее быть решающим элементом в производстве прибавочной стоимости и капитала.

(3) То, что некоторые из этих форм кажутся нам совершенно необычными, является еще одним доказательством того, что сексуальность облекается в культурные формы (см.: Ford and Beach 1972). Можно привести некоторые экзотические примеры, которые так нравятся антропологам. Так, в племени банаро брак предполагает несколько социально санкционированных половых партнерств. Когда женщина вступает в брак, она сначала вступает в половые отношения с близким другом отца своего жениха. После того, как она рожает ребенка от этого человека, она вступает в половые отношения со своим мужем. Кроме того, институт брака в племени банаро предполагает половые отношения женщины с близким другом ее мужа. Партнерами мужчины являются его жена, жена его близкого друга и жена близкого друга его сына (Thurnwald 1916).
Традиция многосторонних половых связей еще более ярко выражена у маринданимов. При заключении брака невеста вступает в половые отношения со всеми членами рода жениха, причем жених становится ее последним половым партнером. Каждый большой праздник сопровождается обычаем, известным как отив-бомбари, который состоит в собирании спермы для ритуальных целей. Ограниченное число женщин вступает в половой контакт с большим числом мужчин. При этом сперма собирается в сосуды из кокосового ореха. Мужчина из племени мариндов имеет множественные гомосексуальные контакты во время инициации (Van Baal 1966). У племени эторо на гетеросексуальные половые отношения налагается запрет в течение 205-260 дней в году (Kelly 1974). Многие мужчины Новой Гвинеи боятся совокупления и считают, что оно может привести к смерти, если не сопровождается магическими обрядами (Glasse 1971; Meggitt 1970). Обычно в представлениях о том, что женщина бывает «грязной», находит выражение подчиненное положение женщин. Однако символические системы содержат внутренние противоречия: логическое развитие некоторых положений иногда приводит к выводом, прямо противоположным тем принципам, на которых основываются эти системы. В Новой Британии страх мужчин перед половой жизнью принимает настолько крайние формы, что насилия боятся не женщины, а мужчины. Женщины преследуют мужчин, а те от них убегают. В данном случае полом-агрессором являются женщины, а женихи находятся в положении принуждаемых к половым отношениям (Goodale and Chowning 1971). Другие интересные варианты отношений между полами можно найти у Yalmon (1963) и К. Gough (1959).

(4) Энгельс считал, что мужчины, накопившие богатство в форме стад скота и желавшие передать это богатство своим детям, низвергли «материнское право», заменив его на патрилинейное наследование. «Ниспровержение материнского права было всемирно историческим поражением женского пола. Муж захватил бразды правления в доме, а жена была лишена своего почетного положения, закабалена, превращена в рабу его желаний, в простое орудие деторождения» (Энгельс 1986: 257). Как указывали многие исследователи, женщины не обязательно пользуются большим социальным авторитетом в тех обществах, где существует матрилинейное наследование (Schneider and Gough 1962).

(5) «Неужели вы хотите жениться на своей сестре? Что с вами? Неужели вам не нужен зять (brother- in- law)? Вы что, не понимаете, что если вы женитесь на сестре другого мужчины, а другой мужчина женится на вашей сестре, то у вас будет по крайней мере два зятя, а если вы женитесь на своей собственной сестре, то у вас не будет ни одного? С кем вы будете охотиться, ухаживать за посадками, к кому вы будете ходить в гости?» - говорит арапеш (цит. по: Леви-Стросс 1969: 485).

(6) Данный анализ общества, основанный на связях между мужчинами посредством женщин позволяет понять «сепаратистскую» реакцию участниц женского движения на подобные социальные явления. Я имею в виду сепаратизм как такое изменение социальной структуры, которое представляет собой попытку сформировать социальные группы, построенные на прямых, не опосредованных связях между женщинами. Сепаратизм также можно рассматривать как радикальное отрицание «прав» мужчин на женщин, и как требование женщин иметь права безотносительно к кому бы то ни было.

(7) На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье; ибо мерзок пред Господом Богом твоим делающий сие» (Второзаконие 22: 5).

(8) «Исследуя женщин, мы не можем пренебрегать методами науки о сознании (mind), теории, которая пытается объяснить, как женщины становятся женщинами, а мужчины - мужчинами. Пограничная территория между биологическим и социальным, которая находит выражение в семье, - это та область, которую психоанализ взялся нанести на карту знаний о человеке, область, откуда происходят различия между полами» (Mitchell 1971: 167). Каков объект психоанализа? ... Сказывающиеся в жизни взрослого человека «последствия» необычных приключений, которые в процессе преодоления эдиповой фазы... превращают маленького детеныша, зачатого мужчиной и женщиной, в человеческое дитя... «Последствия», сохранившиеся в структуре личности тех, кто сумел выжить в процессе насильственной «гуманизации», которая превращает маленького человеческого детеныша в мужчину или женщину...» (Althusser 1969: 57, 59).

(9) Психоаналитические теории женственности были сформулированы в Рамках дискуссии, которая развернулась на страницах «International Journal °t Psychoanalysis» и «The Psychoanalytic Quarterly» в конце 20-х - начале 30-х годов. Дискуссия была сложной. Я представляю ее в несколько упрощенном виде. Фрейд, Лампль де Гроот и Дойч утверждали, что женственность развивается в первоначально бисексуальном, «фаллическом» ребенке женского пола, тогда как Хорни и Джонс доказывали, что женственность - это врожденное качество. Не обошлось без курьезов. Хорни выступила в защиту женщин, отвергая концепцию зависти к пенису и утверждая, что женщинами рождаются, а не становятся в результате воспитания. Дойч, считавшая, что женщинами становятся, а не рождаются, развивала теорию женского мазохизма, которой противоречит история общества. Я полагаю, что ядро «фрейдовской» теории развития женщины сформулировано в работах Фрейда и Лампль де Гроот. Анализируя дискуссию, я пришла к выводу, что эта теория сформулирована в текстах обоих авторов, но выражена наиболее отчетливо в работах Джин Лампль де Гроот.

(10) Я полагаю, что Фрейд занимает промежуточную позицию между французскими структуралистскими и биологизаторскими американскими интерпретациями. С одной стороны, он рассуждает о зависти к пенису, о «неполноценности» клитора, о психических последствиях анатомической организации. В то же время последователи Лакана, апеллируя к текстам Фрейда, утверждают, что его нельзя понимать буквально и что можно сформулировать абсолютно неанатомическую теорию, которая будет соответствовать духу сочинений Фрейда (Althusser 1969). По моему мнению, они правы: в сочинениях Фрейда слишком много говорится о пенисе, чтобы воспринимать его значение буквально. Представление о возможности отделения пениса, его трансформации в фантазиях (например, ряд «пенис - фекалии - ребенок-дар») может служит сильным аргументом в пользу его символической интерпретации. Тем не менее, я не считаю, что Фрейд был таким последовательным, каким я или Лакан хотели бы его видеть, и следует принимать его позицию с известными оговорками даже тогда, когда мы пытаемся реконструировать то, что он имел в виду.

(11) Мать для ребенка, находящегося на доэдиповой стадии развития, - это «фаллическая» мать, т.е. считается, например, что она обладает фаллосом. Эдипова стадия несет с собой знание о том, что у матери ребенка нет фаллоса. Другими словами, развитие кризиса происходит быстрее за счет «кастрации» матери, за счет осознания того, что фаллос только передается (passes through) через нее и не остается на ее теле. «Фаллос» должен лишь «передаваться» через нее, поскольку отношение мужчины с любым другим мужчиной определяется через женщину. Мужчина связан со своим сыном через мать, с племянником - через сестру и т.д. Если власть является прерогативой мужчин и должна каким-то образом передаваться, то это должно происходить посредством женщин, служащих промежуточным звеном. Маршалл Салинс (личное сообщение) однажды высказал мысль, что причина, по которой женщин так часто определяют как тупых, грязных, неряшливых, глупых, невежественных, заключается в том, чтобы показать, что им нельзя доверить власть, которая может только через них передаваться.

(12) Некоторые фрагменты книги Виттиг «Les Guerilleres» (Wittig 1973) направлены, по-видимому, буквально против Леви-Стросса и Лакана. Напри мер: «Разве он не говорит: власть и обладание женщинами, досуг и наслаждение женщинами? Он пишет, что вы - валюта, предмет обмена. Он пишет: бартер, бартер, обладание женщинами и приобретение женщин и товаров. Лучше видеть свои кишки на солнце и издавать смертельные стоны, чем жить жизнью, которую любой может присвоить. Что принадлежит тебе на этой планете? Только смерть. Никакая сила не земле не может забрать ее у тебя. И - думай-объясняй-говори себе - если счастье заключается в обладании чем-то, то тогда быстро завладей этим наивысшим счастьем - смертью. (Wittig 1973: 115-116; см. также 106-107;113-114; 134).
Во французском феминизме наиболее явно солидаризируются с Леви-Строссом и Лаканом группа «Psychoanalyse et Politique», которая занимается феминистской критикой в рамках лакановского психоанализа.

(13) «Каждая женщина обожает какого-нибудь фашиста». - Сильвия Плат.

(14) Один из врачей-клиницистов Шарлотта Вольф возвела психоаналитическую концепцию природы женщины (womanhood) в логическую крайность и предположила, что лесбианство является нормальной реакцией женщины на социализацию. «Женщины, которые не бунтуют против низведения их до положения объекта, провозглашают себя побежденными как полноправные личности» (Wolff 1971: 65). «Девочкой-лесбиянкой является та, которая всеми средствами, имеющимися у нее в распоряжении, пытается найти безопасное место в семье или вне семьи путем борьбы за равенство с мужчинами. В отличие от других женщин, она не заискивает перед ними: ей противна даже мысль об этом» (Ibid: 59). «Лесбиянки были и, несомненно, будут и дальше в авангарде борьбы за равенство полов и за психическое освобождение женщин» (Ibid: 66)
Для понимания обсуждаемой проблемы очень много дает сравнение рассуждений Вольф со статьями по лесбианству Мармор (Marmor 1965).

(15) Существует еще один подход к анализу этих отношений, который строится на сравнении систем, основанных на брачном выкупе, с системами, основанными на приданом. Подробнее об этом см.: Goody and Tambiah 1973.

* Перевод статьи: Rubin Gayle. The Traffic in Women. Notes on the «Political Economy» of Sex// Toward an
Antropology of Women/ Ed. by R. Reiter Rapp. New York: Monthly Review Press, 1975.
Термин «traffic in» переводится в настоящей статье, в основном, как «обмен», но в некоторых случаях и как
«торговля» (Прим. перев.).

** Адирондак - горный массив в системе Аппалачей в США (прим. ред.).

*** Автор имеет в виду книгу Р.Фокса и Л. Тайгера: Fox R. & Tiger L. The Imperial Animal (1971) -
бестселлер антропологической литературы, в котором используется неодарвинистский подход к анализу
социальных отношений (Прим. ред).

* Sine qua поп (лат.) - зд.: тем, без чего нет (Прим. перев.).

*Термин «economy» в данном фрагменте текста более адекватно переводить как «хозяйство». Но поскольку
в тексте в целом речь идет о «политической экономии» (political economy), то мы решили сохранить, по
крайней мере, однокоренное слово (Прим. перев.).

* Термин «primitive» иногда переводится как «примитивный», а иногда как «первобытный» (см., напр.: Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983. С. 301). Мы переводим этот термин как «примитивный», но при этом не вкладываем в него идеи эволюционной модели развития человеческого общества, при которой «первобытное общество» - это первая несовершенная ступень человеческой общества, которая впоследствии преодолевается более зрелыми формами. Вместе с тем, в некоторых случаях «primitive» относится к локальным сообществам, характеризующимся простой системой социальной организации (Прим. перев.).

* В оригинальном тексте статьи эта фраза звучит следующим образом: «male and female it creates them», то есть «мужчину и женщину творит их», которая является парафразом стиха из Библии: «мужчину и женщину сотворил их» (Бытие, 1, 27). В Русском переводе этого предложения не удается сохранить аллюзию на библейский текст (Прим. перев.).

** Матрилатеральный - здесь: связанный родством по женской линии (Прим ред.).

* Manque (фр.)- несостоявшаяся (Прим.пер.)

*Цитата из «Словаря по психоанализу» Ж. Лапланша и Ж.-Б. Понталиса дается здесь по русскому переводу Словаря. Однако переводчики настоящей статьи вынуждены были внести некоторые изменения по сравнению с опубликованным русским переводом в связи с неточностями, в нем допущенными (отсутствие идеи доминирования,эмфаза с конструкцией «настолько... что», подмена понятия «межсубъектный» на «внесубъектный» (Прим. перев.).

*Кула - система обмена через дарение в Меланезии (Прим. перев.).

*«Папа, папа, ты, ублюдок, с меня хватит».- Сильвия Плат (Прим. перев.).

*Партеногенез (биол.) - вид размножения, при которой женская половая клетка развивается без оплодотворения (Прим ред.)

Матчасть, Публикации и переводы, Фем

Previous post Next post
Up