Вход на избирательные участки действительно свободный и туда в любое время может прийти любой желающий, ни полиции, ни каких-либо охранников не наблюдается. К сожалению, мы успели посетить только 3 избирательных участка.Тем не менее, кое-что интересное удалось выяснить.
Первым делом мы отправились в администрацию района Шарлоттенбург, поскольку именно там происходила сортировка почтового голосования и находилась одна из «почтовых комиссий». Администрация этого района находится в шикарном старинном здании, но вход туда все-равно свободный. Вот наша электорально-туристическая группа на ступенях шарлотенбургской администрации:
Сначала мы побывали на «почтовом участке» (см.
http://abuzin.livejournal.com/129788.html ), где происходила сортировка конвертов досрочного голосования: члены комиссии в количестве 7 человек вынимали из розовых конвертов голубые конверты с бюллетенями, а также заявления на голосование по почте. Убедившись, что заявление оформлено правильно, они перекладывали запечатанный голубой конверт в избирательный ящик. Этот ящик вскрывается после окончания голосования в 18 часов, бюллетени извлекаются из конвертов и подсчитываются голоса.
Кстати, члены почтовой комиссии, войдя в преступный сговор, могли бы очень просто нарушить тайну голосования, вскрыв голубой конверт и сопоставив его с заявлением. Это - благодатная почва для специалистов, осваивающих российский бюджет на ниве критики зарубежных выборов. Но при нас, члены «почтовой комиссии» не стали заниматься нарушением тайны голосования.
После «почтовой комиссии» мы посмотрели процесс голосования на избирательном участке №406. За время нашего присутствия - минут за 15 - на участке, находящемся в актовом зале школы, проголосовало человек 5. Вместо кабинок стоят столы с загородками, но у стола есть стул, на котором избиратель может спокойно посидеть во время заполнения бюллетеня.
Комиссия состоит из 7 человек, причем, насколько я понял - все сотрудники районной администрации (!). К 16:30, то есть за полтора часа до закрытия участка из общего числа избирателей проголосовало на участке около 500 человек, а почтовые заявления взяли 248 человек, то есть явка составила около 70%.
После посещения индийского ресторана, где толком пообедать не удалось, мы направились на подсчет голосов в «УИК» №413. Комиссия находится в фойе школы, никакой охраны у комиссии тоже не было. Зашли, представились. Строгий председатель был радушен, но строг: предупредил, чтобы не мешали. Мы, конечно, стали сразу фотографировать, но председатель запретил фотографировать членов комиссии, чем меня сильно разочаровал.
Здесь состав комиссии был иной: все были добровольцами, но председатель комиссии, который всем и командовал, был учителем местной школы (причем не той, в которой проходило голосование). Остальные члены комиссии - женщины, трое из них - иммигранты из более южных стран.
Из 1227 избирателей, входящих в список избирателей, проголосовало на участке 604, 321 взяли бланки заявлений на голосование по почте, т.е явка составила около 75%.
В 18 часов начался подсчет голосов. Председатель сразил нас фразой о том, что подсчет будет происходить «неортодоксально», что как я понял, означает с отступлением от инструкций. Дальше начался полный беспредел.
Неиспользованные бюллетени не считались и не погашались.
Пока два члена комиссии считали число избирателей, принявших участие в голосовании, другие члены комиссии сортировали высыпанные на стол бюллетени.
Оказалось, что избиратель вообще не расписывается в списке избирателей, напротив его фамилии при получении бюллетеня просто ставится галочка.
Немецкие бюллетени имеют непривычный для русского человека вид. Они разделены на правую и левую части. В левой части избиратель выбирает одного кандидата по одномандатному округу, в левой - партию. При этом почти все кандидаты-одномандатники выдвинуты партиями и одномандатник обычно стоит напротив своей партии:
В избирательном округе, к которому относится этот бюллетень, 7 партий не выдвинули одномандатника, а один одномандатник оказался беспартийным.
Голос, отданный за одномандатника, называется первым, голос, отданный за партию, называется вторым.
Это я к тому, что для подсчета голосов надо сортировать бюллетени дважды: по одномандатникам, а потом - по партиям. Но дело облегчается тем, что подавляющее большинство избирателей, голосуя за одномандатника, голосуют и за выдвинувшую его партию. Поэтому первичная сортировка производится по партиям, но при этом отделяются бюллетени, в которых партийная принадлежность кандидата, за которого отдан первый голос, не совпадает с партией, за которую отдан второй голос.
Итак, сортировка производится всем скопом, уследить сразу за всеми невозможно. Потом производится подсчет в рассортированных пачках, при этом разные пачки подсчитываются одновременно. Правда, в нашей комиссии подсчет в каждой пачке производился дважды, разными членами комиссии.
Число вынутых из ящика бюллетеней оказалось в нашей комиссии больше числа выданных. Это неприятно удивило председателя комиссии, и они третий раз пересчитали бюллетени в пачках. Опять не сошлось. Тогда произошло примерно то же, что происходит и в русских комиссиях: вдруг обнаружилось, что у одного из избирателей напротив фамилии стоит точка. Член комиссии, выдававший бюллетени утверждает, что эта точка означает тот факт, что он хотел поставить галочку, но забыл. Утверждение было принято на веру и все сошлось.
По трем бюллетеням было проведено голосование: избиратель сначала поставил галочку в одном месте, потом крепко зачеркнул и поставил галочку в другом. Бюллетень был признан действительным, поскольку члены комиссии посчитали, что воля избирателя выражена отчетливо.
Было несколько конвертов с голосованием «по почте», которые избиратели принесли «не туда», то есть не в районную комиссию. Этих избирателе не стали гонять туда-сюда, а просто учли их голос, составить соответствующий акт.
После этого бюллетени были упакованы в аккуратные пакетики, составлен протокол по количеству первых и вторых голосов. Председатель комиссии позвонил по своему сотовому и сообщил данные в районную комиссию, которые и составили «предварительные итоги голосования». После передачи протокола в районную комиссию в бумажном виде, последняя обязана сверить их с телефонными и тогда уже будут опубликованы официальные итоги.
Итого. Подсчет голосов на германских избирательных участках не только легко сфальсифицировать, но и даже и проконтролировать толком невозможно. Но ему верят! Верят, потому, что все проводится гласно, членом участковой комиссии может стать любой гражданин, и каждый может посмотреть, как это делается.
Значит дело совсем не в процедурах, и назидательные рекомендации по установлению тех или иных процедур в законе бесполезны. Немцы сами разберутся со своим никчемным законодательством. А русским совершенно бессмысленно кичиться замечательной регламентацией голосования и подсчета голосов, коли народ не верит в честность выборов.
Первые шаги к восстановлению доверия надо делать в области открытости и гласности работы комиссий.