22 сентября 2013 года в Германии состоялись очередные выборы в Бундестаг. Благодаря одному из немецких фондов, а также общественной организации European Exchange мне представилась возможность встретиться с руководителями избирательных комиссий разного уровня, побывать на избирательных участках при подсчете голосов.
Не буду здесь рассказывать о германской избирательной системе и о немецких партиях. В целом там большинство партий настоящие, хотя есть и очень прикольные, например, партия «Нежелающих голосовать» или партия «Партия», лидер которой поставил перед партийцами задачу набрать на выборах 118% голосов. Но агитационных материалов этих партий я не видел, а агитматериалы остальных партий довольно скучны, развешаны, в основном, на фонарных столбах, причем не приклеены, а аккуратненько приделаны шнурочками. В общем, пусть о политических моментах пишут другие, а я как всегда напишу об организации выборов.
Ради этого я по 2 часа мучил двух председательниц избирательных комиссий среднего звена: сначала комиссии города Кёльна (это уровень нашего ТИК) - г-жу Петру фон дер Вюльбекке, а потом комиссии города Берлина (это уровень нашей региональной комиссии) - тоже Петру, но Михаэлис-Мерцбах.
Об организации выборов я узнал почти все, и даже кое-что посмотрел собственными глазами. Вот два основных вывода:
- сам по себе порядок организации очень похож на наш;
- честность немецких выборов зиждется не на законе, а на честности организаторов выборов, доверии к ним, отсутствии какого-либо давления на них, педантичности и правосознании немцев. Сам по себе немецкий закон не содержит строгих правил проведения выборов, тем не менее, все организаторы выборов действуют, исходя из сознания, что конституционные права избирать и быть избранным должны быть ими соблюдены вне зависимости от своих или своего начальства предпочтений.
Нашим организаторам выборов наверняка трудно поверить в то, что при таком законе можно не фальсифицировать выборы, но доверие граждан Германии к своей избирательной системе и к избранным депутатам говорит о том, что это - скорее дефект наших организаторов выборов, а не доказательство фальсификаций.
Итак, часть первая будет посвящена организации выборов до дня голосования, а вторая - подсчету голосов на двух принципиально разных участках - почтовом и обычном.
Статус и формирование комиссий
В Германии, также как и в России, существует четыре основных уровня избиркомов: Федеральная избирательная комиссия (ФИК), комиссии 16-ти земель (регионов) из которых состоит Германия, районные комиссии в городах и районах (299 штук) и около 90 тысяч участковых комиссий. Комиссии высшего (ФИК) и среднего звена (земельные и городские) состоят из руководителя (можно назвать его и председателяем, но фактически это профессиональный чиновник по выборам), который назначается администрацией или - в случае с земельной комиссией - парламентом земли, и представителей партий, отобранных в порядке убывания голосов, полученных на предыдущих выборах. В ФИК таких представителей 8 (+ еще два судьи административного суда), в земельных комиссиях - тоже 8, в районных - по 6.
Председателями ФИК и земельных комиссий обычно назначаются руководители статистических органов.
Комиссии высшего и среднего звена коллегиально принимают только решения о регистрации партийных списков и о результатах выборов, остальные решения принимает председатель со своим аппаратом, на участковые комиссии вообще возлагаются только технические функции, поэтому немцы предпочитают называть избирательные комиссии избирательными комитетами.
Участковые комиссии и в Кёльне и в Берлине формируются из волонтеров. Как нам сообщила г-жа Михаэлис-Мерцбах, после повышения «вознаграждания» за работу в участковой комиссии до 50 евро, проблемы с добровольцами нет.
На двери КГИК (будем так называть Кёльнскую городскую избирательную комиссию) висит плакат, объявляющий о наборе добровольцев, и одна из задач городских и земельных комиссий - именно набор добровольцев.
Формирование участковых комиссий находится в ведении районной комиссии, и она тасует составы, а также назначает в участковые комиссии руководителей. Также, как у нас.
Расположение комиссий
КГИК расположена в отдельном большом двухэтажном здании, что делает ее похожим на МГИК. Разница в том, что проход в КГИК свободный, полицейских на входе не видно.
БГИК (Берлинский избирательный комитет) располагается в огромном здании статистического комитета Берлина. Полицейских на входе тоже нет, но двери имеют электронный замок, реагирующий на пропуск, который выдается при входе.
Был я еще в районной комиссии берлинского района Шарлоттенбург. Она находится действительно в районной администрации (как у нас ТИКи), но и туда проход свободный, полицейских нет. Так же, как и в участковых комиссиях.
Избиратели
В городе Кёльне зарегистрировано 722 тысячи избирателей, город разделен на 9 районов в каждом из которых есть территориальное подразделение КГИК, в период федеральных выборов (в Бундестаг) город делится на 4 избирательных округа и в нем организуются около 800 избирательных участков для голосования в день голосования.
В Берлине 2,4 миллиона избирателей, 12 районов и 12 избирательных округов по выборам в Бундестаг, около 2 тысяч участковых избирательных комиссий.
Функции комитетов
Избирательные комитеты высшего и среднего звеньев работают «на постоянной основе», хотя фактически работает только «председатель» с его аппаратом. Между выборами они занимаются, насколько я понял, учетом избирателей. Может поэтому, случаи появления новых избирателей в день голосования в Германии единичны, хотя в принципе закон позволяет избирателю, не внесенному по ошибке в список, проголосовать в субботу и воскресенье, когда списки на избирательных участках уже «закрыты».
В периоды избирательных кампаний районные комиссии набирают большое количество волонтеров, поскольку районные комиссии должны осуществить несколько избирательных действий: известить всех избирателей о будущих выборах, выдать желающим проголосовать «по почте» конверты и бюллетени, получить и отсортировать полученные конверты с «почтовыми бюллетнями», сформировать участковые избирательные комиссии.
Список избирателей
Список избирателей действительно существует и ведется администрацией в лице районных избирательных комитетов, в соотвествии с регистрацией по месту пребывания. Не так, как в Америке, а так, как в России, только по-немецки педантично. Замечу, что в Кёльне, в отличие от Берлина, на улицах большое количество «мигрантов», и этих мигрантов я видел голосующими в КГИК. Наверно, это были «легальные мигранты».
Всем избирателям из списка избирателей заблаговременно рассылаются приглашения на выборы с указанием, где находится помещение для голосования и предложением выбрать способ голосования: непосредственно или «по почте». Если избиратель хочет проголосовать «по почте», он отправляет в районную комиссию сообщение об этом (лично приходит, или по почте) и получает оттуда а) бланк заявления о голосовании по почте; б) два конверта - розовый и голубой и в) бюллетень для голосования. Не позднее, чем за 1 день до дня голосования избиратель может отослать свой голос по почте (вложив в розовый конверт заявление и голубой конверт с бюллетенем), а не позднее, чем в 15 часов дня голосования он может принести свой конверт непосредственно в районную комиссию. Как выяснилось, все последние требования могут и не выполняться: избиратели приносят свои конверты и позже, и не в районную, а в участковую комиссию, и все это учитывается, потому, что голос избирателя важнее формальных придирок! Вот так! («В Америке стиляг нет»).
Таким образом «голосование по почте» сочетает в себе черты как настоящего голосования по почте, так и «досрочного голосования».
Избиратели, голосующие «по почте» помечаются в списке избирателей участковой комиссии буквой «W», чтобы они не могли проголосовать второй раз, непосредственно придя в день голосования на участок.
К моему удивлению в Германии «по почте» голосует примерно треть избирателей.
Организация подсчета голосов
Поскольку конверты с голосованием по почте концентрируются в «районном комитете», постольку нет смысла рассылать их по участковым комиссиям. В избирательном округе образуется несколько специальных «почтовых комиссий», которые будут в день голосования после окончания времени голосования подсчитывать голоса, поданные по почте. При этом одна «почтовая комиссия» приходится примерно на 3 обычных.
В КГИК, которая покрывает сразу 4 избирательных округа, я наблюдал картину сортировки конвертов «почтового голосования» по «почтовым участкам», которая тоже производится добрововольцами:
Комитет района Шарлотенбург, на который приходится 1 избирательный округ, было сформировано две «почтовые избирательные комиссии», и там тоже добровольцы производили сортировку по «почтоывм комиссиям»
Замечу, что в протоколах участковых комиссий нет данных о том, сколько избирателей из этой участковой комиссии проголосовали «по почте», поэтому такая процедура не позволяет получить распределение явки по избирательным участкам.
Ну, и конечно, все это предоставляет замечательные возможности для фальсификаций: председатель районной комиссии спокойно может добраться до конвертов голосования «по почте», аккуратно вскрыть их, изменить что-нибудь в бюллетене и закрыть обратно. Сам бюллетень особой защиты не имеет, подделать его при желании не очень трудно (хотя он и нестандартных размеров), да и особого учета бюллетеней не ведется (по крайней мере, это не отражается в протоколах комиссий).
Собственно с подсчетом голосов дела обстоят еще хуже, но об этом завтра, в следующей части.