13 мая 2024 года на сайте Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полётов" опубликована статья
"О важности поддержания психологической годности авиационных специалистов"
https://aviasafety.ru/47280/ При всём афишируемом общем внимании к Человеческому фактору и его влиянию на состояние авиационной транспортной системы, вопрос поддержания психологической годности лётного состава и оценки его психологической деградации в процессе «эксплуатации» в нормативном плане остаётся ясно не обозначенным, а следовательно, в настоящее время практически не решается.
Проистекающая из психологических свойств личности опасность Человека, функционирующего как один из элементов в системе защиты, сильно недооценивается. Не уделяется необходимого и достаточного внимания процедурам постоянного выявления отклонений от нормального функционирования Человека, как элемента системы защиты, и постоянной оценке самостоятельной способности (или неспособности) существующей системы защиты сохранять приемлемый уровень функционирования в условиях неизбежных и постоянных отклонений в состояниях и действиях Человека.
А между тем, Человек - это самый эффективный, но и самый сложный и максимально закрытый от внешнего наблюдения за его реальным состоянием, рабочий элемент многоуровневой системы защиты от ущерба. Элемент со своими как важными, так и опасными для авиационной транспортной системы свойствами. Человек, как разумный элемент системы защиты, призван своими решениями и своими действиями на основании собственных решений производить включение в работу необходимых в данной ситуации дополнительных уровней защиты.
Зацикливаясь на ошибках и нарушениях человека, и на усталости, как состоянии, усугубляющем возможность человеческих ошибок и нарушений, мы упускаем из вида то, что сами в целях повышения общей эффективности системы защиты учим Человека расставлять приоритеты в последовательности своих действий как в стандартной ситуации, так и в ситуации нестандартной! На проявление и использование этой своей человеческой возможности направлено постоянное обучение. Мы учим человека оценивать ситуацию и выбирать! И он использует это своё умение, но не всегда так, как мы рассчитываем, и не всегда в тех ситуациях, на которые мы рассчитываем.
Всем известно, что эффективность многоуровневой системы защиты определяется именно её многоуровневостью, когда отдельный отказ или отклонение не приводит к серьёзным последствиям при условии эффективного срабатывания следующих (иных) защитных барьеров.
Ни один из защитных барьеров не функционирует с расчётом, что есть какие-то иные, кроме него, защитные барьеры. И только Человек в целях проактивной экономии своих собственных ограниченных ресурсов может допускать (и допускает!) в своих действиях осознанные отклонения от нормального функционирования, рассчитывая на то, что существующие иные барьеры защиты сработают без отклонений, и общая ситуация с учётом допущенного им отклонения не будет развиваться негативно, общее состояние системы защиты не выйдет за рамки приемлемого, и при этом риск, как результат оценки этого состояния, останется по его расчётам на приемлемом уровне.
Так думает и действует Человек.
Однако конкретное локальное состояние иных барьеров защиты, их работоспособность и отсутствие в их функционировании отклонений остаётся неизвестным и скрытым до проявления или выявления этих отклонений. Тем более, что это состояние также связано со скрытыми действиями других людей, неизбежно и постоянно допускающих отклонения в своей сфере деятельности.
В этих условиях невозможно объективно оценить риск проявления осознанно допускаемых в своей деятельности Человеком отклонений, потому что неизвестны составляющие, прямо влияющие на результат этой оценки риска.
И это чрезвычайно опасно.
Опасно ещё и потому, что Человек, прежде всего, пилот, является элементом системы защиты находящимся чаще всего на крайнем месте среди цепочки барьеров защиты - конечным элементом системы защиты, конечным барьером защиты и эффективной защиты от действий и решений человека часто не предусматривается.
И это касается не только непосредственной деятельности специалиста на рабочем месте. Точно также Человек допускает отклонения в процессе обучения и подготовки, рассчитывая на то, что на рабочем месте, потом, его научат и подготовят. Но ведь на рабочем месте существуют и допускаются свои отклонения!
Сочетаясь с закрытостью Человека и связанной с этим трудностью объективного определения уровня его состояния, подготовки и порядка соблюдения им нормативных требований в процессе деятельности, эта скрытая «бомба» существует всегда и может сработать в любой момент выстроившись случайным образом в цепочку с иными отклонениями от нормального функционирования.
Только постоянный контроль за уровнем психологического состояния Человека на всех этапах подготовки и деятельности и постоянная оценка изменяющихся психологических характеристик личности, влияющих на процесс принятия Человеком решений, способно существенно снизить опасность, исходящую от свойств человеческой личности.
Даже процесс обучения, направленный на снижение вероятности отклонений в деятельности и его эффективность очень во многом зависит от состояния Человека и его психологических качеств. И по моему личному мнению, было бы целесообразно и своевременно на ряду с Управлением поддержания лётной годности воздушных судов создать при Росавиации Управление поддержания психологической годности авиационных специалистов.
Пока не будет выстроена система не только начального определения психологической годности человека, но и система постоянного контроля и поддержания психологической годности, риск, связанный с Человеческим факторов в авиации никогда не будет находится на приемлемом уровне.