Для понимания процесса управления состоянием АТС прежде всего необходимо разобраться и понять, что подразумевается в рамках этого процесса под термином «Риск».
Определение, которое даёт Приложение 19 ИКАО -
Риск для безопасности полетов. Предполагаемая вероятность и серьезность последствий или результатов опасности.
Величины этих двух элементов, сочетанием значений которых определяется уровень риска (вероятность появления опасности и серьёзность последствий проявления опасности) находятся в прямой и полной зависимости от состояния АТС.
Именно поэтому результат оценки риска объективно характеризует состояние АТС, то есть «безопасность полётов / safety» в её современном понимании.
В авиационной транспортной системе всегда присутствует элементы/процедуры двух видов, двух направлений действия:
То, что ограничивает вероятность появления опасности/отклонения.
То, что ограничивает серьёзность последствий (результатов) проявления опасности/отклонения.
Оценка риска как определение сочетания двух оценок - оценки вероятности появления нарушения/отклонения и оценки серьёзности последствий нарушения/отклонения предполагает первоначальную, предварительную оценку наличия, эффективности и полноты выполнения процедур по каждому из этих двух направлений.
То есть, раскрывая содержание определения термина «риск» можно сказать, что -
РИСК ЭТО ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ, которую мы контролируем с целью управления, свидетельствующая о том, насколько эффективно существующая система самостоятельно своими процедурами одновременно ограничивает и вероятность появления нарушений/отклонений и серьёзность последствий проявления нарушений/отклонений.
К большому сожалению до настоящего времени происходит и вносится с самых высоких уровней путаница в сознании специалистов в понимании взаимосвязи понятий «опасность (отклонение)» и «риск».
У специалистов и даже в некоторых весьма серьёзных документах Минтранса и Правительства нет чёткого разделения этих понятий.
ОПАСНОСТЬ, как предмет (состояние), который выявляется или проявляется.
РИСК, как результат оценки состояния авиационной транспортной системы, оценки её способности ограничивать вероятность появления опасности и её способности ограничивать серьёзность последствий проявления опасности.
Таким образом -
Опасность выявляется.
Риск оценивается.
Непонимание этого приводит к появлению в тексте Постановлений Правительства таких фраз как
- «Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства», когда должно звучать так «Выявление нарушений антимонопольного законодательства и оценка рисков проявления этих нарушений»
или
- «При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства проводится оценка таких рисков», когда должно звучать так «При выявлении нарушений антимонопольного законодательства или возможности таких нарушений проводится оценка рисков проявления подобных нарушений».
Словом «риск» в данном случае подменяется слово «опасность», поскольку значения этих слов в русском языке чрезвычайно близки. И в результате вместо риска получается и используется фактически новый термин «опасность нарушения», которая, кстати, также не может быть просто выявлена, а является конечным результатом анализа существующих опасностей и оценки состояния АТС (системы защиты от опасностей).
И это непонимание тянется из нормативных документов дальше в приказы и инструкции организаций и поставщиков услуг.
В СУБП складывается точно такое же непонимание.
В результате читаем в докладах по функционированию СУБП, что «риски устраняются», что «риск исчез», хотя риск неустраним полностью при любых условиях, риск существует всегда, меняется только его величина.
Уменьшение риска, то есть улучшение состояния АТС и является целью управления состоянием АТС.