решение Евросуда по делу "Ахмадов и другие против России" осталось неисполненным

Jan 31, 2013 16:12

Аветисян: решение Евросуда по делу "Ахмадов и другие против России" осталось неисполненным

янв. 31 2013, 10:42
Адвокат общественной организации "Правовая инициатива по России" Григор Аветисян подготовил материалы о неисполнении в РФ решения Европейского суда по правам человека по делу о гибели двух жителей Чечни в 2001 году. Евросуд обязал Россию провести расследование и наказать виновных в смерти родственников заявителей, однако этого сделано не было. Собранные юристом материалы планируется представить Комитету министров Совета Европы в ходе сессии по правам человека, которая, предположительно, пройдет в конце февраля этого года.

Как писал "Кавказский узел", о том, что Европейский суд по правам человека удовлетворил жалобу родственников Амхада Гехаева и Залины Межидовой, погибших в 2001 году в Чечне, и вынес решение о выплате им денежной компенсации в сумме 119 500 евро, стало известно в ноябре 2008 года.

Убийство мирных жителей в селе Комсомольское ничем не было спровоцировано, утверждают заявители

Жалобу в Европейский суд, которая рассматривалась в нем как дело "Ахмадов и другие против России", 9 апреля 2002 года подали восемь человек - родственники 20-летней Залины Межидовой и 15-летнего Амхада Гехаева (ранее имя Гехаева в информации "Кавказского узла" звучало как Ахмад), убитых в октябре 2001 года в Чечне военными. Позиция заявителей, которых представляли юристы организации "Правовая инициатива по России", сводилась к тому, что нападение военных на мирных жителей, в ходе которого они были убиты, ничем не было спровоцировано и имело беспричинный и произвольный характер.

Как рассказал корреспонденту "Кавказского узла" дед погибшего 15-летнего Амхада Гехаева Абзот Ахмадов, все случилось 27 октября 2001 года, когда его внук приехал к нему, чтобы помочь в сборе урожая сахарной свеклы.

"Амхад с родителями жил в селении Центорой, а я - в Комсомольском. Мы договорились с сельской администрацией, что соберем урожай на поле. Там было много людей, они приехали из разных сел Гудермесского района. Амхад и Залина грузили свеклу в машину "Нива", задние сиденья убрали, чтобы больше поместилось. Загрузили полную машину, собирались уезжать, тем более, что Залина оставила с больной бабушкой двух своих детей - одному было два года, а другому три месяца. Амхад был за рулем, Залина села рядом. Потом появились три вертолета, стали стрелять по всем, кто находился на поле. Один вертолет приземлился, и вышедшие из него военные убили Амхада и Залину", - рассказывает Абзот Ахмадов.

Представитель "Правовой инициативы по России" Григор Аветисян уточнил, что вертолёт МИ-8 атаковал автомобиль "Нива" несколькими предупредительными выстрелами, после чего машина остановилась. Затем вертолёт приземлился рядом с ней, и несколько военнослужащих в форме подошли к "Ниве", обстреливая ее из автоматов.

"Они вытащили подростка и молодую женщину из машины и положили их в вертолёт. Затем военные взорвали машину, и все три вертолёта улетели", - рассказал Григор Аветисян корреспонденту "Кавказского узла".

В материалах Европейского суда по делу "Ахмадов и другие против России" говорится, что сразу после инцидента жители Комсомольского сделали видеозапись машины. На ней видно, что автомобиль "Нива" был взорван, его окна выбиты, а в корпусе имелись многочисленные пулевые отверстия. На дверях машины имелись следы крови. Обувь Залины Межидовой и кепка Амхада Гехаева валялись неподалеку.

На место инцидента прибыли сотрудники милиции, которые осмотрели и сфотографировали его, изъяли пули и гильзы от патронов различных калибров и оболочку сигнальной ракеты, исследовали пулевые отверстия в корпусе машины и изложили все эти факты в своем заключении, отмечается в материалах дела.

Группа военнослужащих, расстрелявших Амхада Гехаева и Залину Межидову, была ориентирована на задержание и уничтожение президента непризнанной Чеченской Республики-Ичкерия Аслана Масхадова, который, по некоторым данным, мог находиться и передвигаться в данной местности на автомашине марки "Нива", отмечает Григор Аветисян.

"При этом группе не давалась ориентировка ни на цвет, ни на номер "Нивы". А автомобилей такой марки в Чеченской Республике было много, учитывая то, что "Нива" - машина высокой проходимости, что было немаловажно в Чечне, где дороги после боевых действий оставляли желать много лучшего", - рассказывает Григор Аветисян.

По его словам, после того, как тела убитых были погружены в вертолет, никто из военнослужащих не удостоверился, мертвы ли они или просто ранены.

"Пострадавшие не были подвергнуты элементарному осмотру даже после прибытия на Ханкалу", - рассказывает Григор Аветисян.

По его словам, после прибытия на базу командир группы доложил об инциденте старшим по званию, а затем на вертолете, где все еще находились тела Амхада и Залины, направился в отдаленное ущелье. "Там он выгрузил тела, положил их друг на друга, подложил взрывчатку и подорвал. Как он сам потом объяснял следствию, сделал он это, испугавшись последствий", - продолжает Григор Аветисян.

Через два дня после случившегося, 29 октября 2001 года, трупы Амхада Гехаева и Залины Межидовой, упакованные в пластиковые мешки, были доставлены вертолётом в военную комендатуру Гудермесского района. "Тела были сильно обезображены: у трупа Залины Межидовой отсутствовала верхняя часть головы, а труп Амхада Гехаева не имел нижних конечностей", - говорит Григор Аветисян. По его словам, тела погибших были выданы родственникам для захоронения только благодаря тогдашнему президенту Чеченской Республики Ахмад-Хаджи Кадырову.

По словам Григора Аветисяна, 27 октября 2001 года и 16 ноября 2006 года прокурором Гудермесского района Чеченской Республики и заместителем военного прокурора военной части 20102 были возбуждены уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренным ч. 2 ст. 126 УК РФ (похищение человека), ч. 2 ст. 108 (убийство, совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление) и ч.1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).

Расследование по данному уголовному делу неоднократно прекращалось, приостанавливалось и вновь возобновлялось.

Военные, оправдывая свои действия, говорили, что, когда один из вертолетов приземлился на поле, якобы из задней двери "Нивы", которой управлял Амхад Гехаев, выскочил мужчина и спрятался в кустах.

"Но, однако, военные не стали его преследовать. Далее, согласно материалам дела, в машине было оружие, из которого находящиеся в салоне люди могли открыть огонь по военным. Однако, согласно показаниям членов военной группы, "Нива" был гружена доверху корнеплодами, и после остановки машины ни Амхад, ни Залина не выходили из нее и не пытались открыть багажник. А это значит, что никто из них не мог дотянуться до оружия ни через салон, ни снаружи", - говорит юрист.

"Вызывает недоумение такой факт: согласно материалам дела, в багажнике была найдена граната без запала. При этом, согласно общедоступным источникам, время действия данной модели гранаты составляет 3,2 - 4,5 секунды. Следствие так и не ответило на вопрос, каким образом данная граната, оказавшись в багажнике машины, не взорвалась", - отмечает Григор Аветисян.

Из материалов дела следует, что военно-уставная экспертиза, проведенная в данном деле, которая исследовала правомерность действий командира группы на отдачу приказа об открытии огня, самими же следственными органами была признана несостоятельной. "Однако, как усматривается из дела, новой экспертизы так и не было проведено", - подчеркивает Григор Аветисян.

Евросуд обязал Россию провести расследование и наказать виновных в смерти родственников заявителя

14 апреля 2008 года ЕСПЧ вынес решение по делу "Ахмадов и другие против России", в котором установил нарушения статей 2, 13 и 38 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Лишение жизни Залины Межидовой и Амхада Гехаева не было оправдано наличием условий абсолютной необходимости, установил суд. Также отсутствовали эффективное расследование обстоятельств их убийства и эффективные меры правовой защиты, способные привести к установлению и наказанию виновных, а правительство России отказалось предоставить в распоряжение ЕСПЧ материалы данного уголовного дела, указывается в решении.

14 ноября 2008 года решение Евросуда, в котором Россия признается ответственной за убийство Межидовой и Гехаева, вступило в силу и стало обязательным для исполнения в Российской Федерации.

По словам Григора Аветисяна, решение ЕСПЧ означает, что, согласно статье 46 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, на государстве-участнице Конвенции лежит ответственность исполнить окончательное решение ЕСПЧ по делам, по которым она является стороной.

"Данное обязательство корреспондирует с позицией Верховного суда РФ, выраженной на пленуме Верховного суда Российской Федерации №5 от 10 октября 2003 года, который устанавливает, что постановления ЕСПЧ в отношении России, принятые окончательно, являются обязательными для всех органов государственной власти Российской Федерации (п. 11 пленума). Данное обязательство включает в себя выплату суммы справедливой компенсации, назначенной судом, также проведение расследования и наказание виновных в смерти родственников заявителя", - заявил Григор Аветисян.

Несмотря на требование ЕСПЧ расследование инцидента в Комсомольском прекращено

В последний раз уголовное дело в отношении военнослужащего С., обвиняемого в убийстве Амхада Гехаева и Залины Межидовой, было прекращено следователем 7 июля 2011 года. Это постановление было обжаловано, но 13 августа 2012 года судья Грозненского гарнизонного суда Олег Галимеев принимает решение о прекращении производства по этой жалобе. Кассационная жалоба адвоката, представляющего интересы жителя Чечни Абзота Ахмадова, на это постановление также остается без удовлетворения решением судебной коллегии Северо-Кавказского военного окружного суда от 18 октября 2012 года.

По словам Григора Аветисяна, в обосновании своих доводов о прекращении производства по жалобе представителя заявителя Грозненский гарнизонный суд сослался на положение постановления Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года, которое предусматривает возможность прекращения производства по жалобе, поданной на действие/бездействие следователя, если заявитель уже воспользовался правом подачи такой жалобы прокурору, либо руководителю следственного управления.

"Однако в настоящем деле Грозненский гарнизонный суд не имел оснований для такой ссылки ввиду того, что ни заявитель, ни его представитель не обращались до этого (до обращения в суд) ни в прокуратуру, ни к руководителю следственного управления с жалобой на постановление от 7 июля 2011 года", - утверждает Григор Аветисян.

"Грозненский гарнизонный суд заведомо неверно применил существующее законодательство о судебном контроле, пытаясь избежать рассмотрения жалобы заявителя по существу", - уверен Григор Аветисян.

Судья Олег Галимеев в телефонном разговоре с корреспондентом "Кавказского узла" вопрос о том, на каком основании было прекращено уголовное дело в отношении офицера российской армии, подозревавшегося в убийстве, оставил без внимания, предложив журналисту приехать в Грозный и на месте получить ответы на интересующие вопросы.

На вопрос о том, какие будут предприняты шаги родственниками и адвокатом, если решения Евросуда так и не будут исполнены, адвокат, представляющий интересы потерпевшей стороны, заявил, что тогда о фактическом прекращении расследования дела будет проинформирован Комитет министров Совета Европы - орган, который надзирает за соблюдением исполнения решений ЕСПЧ.

Григор Аветисян отметил, что уже подготовил материалы для представления их Комитету министров Совета Европы, который является главным органом, контролирующим исполнение решений Евросуда.

"В случае неисполнения решения ЕСПЧ Комитет министров выносит резолюцию, в которой фиксирует плачевное состояние с исполнением решения и призывает власти страны к выполнению взятых на себя обязательств по исполнению решения. Документы Комитета министров имеют политический эффект", - говорит Григор Аветисян.

По его словам, другими органами, так или иначе вовлеченными в надзор за исполнением решений ЕСПЧ, являются сам Евросуд и ПАСЕ.

"ЕСПЧ в последнее время из разряда простого наблюдателя за исполнением своих решений трансформировался в активного участника процесса исполнения. Это связано с тем, что Евросуд обратил внимание на огромное число повторных и однотипных жалоб, поступающих из России. Это говорит о том, что проблемы, которые Евросуд устанавливает в своих решениях, не разрешаются по существу", - заявил адвокат.

Он отметил, что ПАСЕ ведет свой мониторинг исполнения решений ЕСПЧ и доводит свои выводы до европарламентариев, в том числе и до российских.

"Мы хотим одного - чтобы виновный в этом преступлении был наказан"

"Если бы я знала, что случится такая беда, разве бы пустила единственного сына и сноху на поле в селение Комсомольское, хотя не от хорошей жизни они пошли работать. К тому же, на том поле было много людей, Амхад и Залина были на виду у всех", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" одна из заявителей по делу "Ахмадов против России" Айна Гехаева.

Она отмечает, что на тот момент детям Залины было два года и три месяца. "Теперь мальчику Магомеду уже 12 лет, а внучке моей, дочери Залины - 10 лет. Убили их военные ни за что. Потом еще и взорвали тела уже убитых. И хоть бы кто приехал к нам, извинился за то, что оставили детей сиротами, что лишили меня единственного сына. Машину взорвали, компенсацию за машину мы не получили от военных", - говорит женщина.

Айна Гехаева добавляет, что, хотя в правоохранительных органах знают имя военного, который принимал непосредственное участие в убийстве ее близких, однако за эти годы никто не был привлечен к ответственности за содеянное.

"Мы хотим одного - чтобы виновный в этом преступлении был наказан. Ведь известно, кто убил моего внука и Залину. Нам по решению Европейского суда в 2008 году выплатили компенсацию, но ведь ни за какие деньги мне не вернут внука, а детям Залины - мать", - говорит в свою очередь Абзот Ахмадов.

Примечание редакции: см. также новости "ЕСПЧ принял к рассмотрению жалобу адвокатов осужденных по делу о подрыве "Невского экспресса", "ЕСПЧ взыскал с России компенсацию в пользу родственников похищенного в Чечне", "ЕСПЧ обязал Россию выплатить 550 тысяч евро по иску об исчезновении восьми жителей Чечни".

Автор: Татьяна Гантимурова; источник: корреспондент "Кавказского узла"

геноцид, террор, Кавказский-Узел

Previous post Next post
Up