Любовь и её связь с поклонением

Mar 26, 2014 20:24

Сказал Всевышний Аллах:

وَمِنَ النَّاسِ مَنْ يَتَّخِذُ مِنْ دُونِ اللَّهِ أَنْدَادًا يُحِبُّونَهُمْ كَحُبِّ اللَّهِ ۖ وَالَّذِينَ آمَنُوا أَشَدُّ حُبًّا لِلَّهِ ۗ وَلَوْ يَرَى الَّذِينَ ظَلَمُوا إِذْ يَرَوْنَ الْعَذَابَ أَنَّ الْقُوَّةَ لِلَّهِ جَمِيعًا وَأَنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعَذَابِ

«Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее. Если бы беззаконники, узрев мучения, увидели, что могущество целиком принадлежит Аллаху и что Аллах причиняет тяжкие мучения» (сура 2 «Корова», аят 165).

Сказал Ибн Таймийа сказал:

فمن أحب مخلوقا مثل ما يحب الله فهو مشرك، ويجب الفرق بين الحب في الله والحب مع الله
«Тот, кто любит создание так же, как любит Аллаха, является многобожником. Необходимо отличать любовь ради Аллаха от любви наряду с Аллахом»

(«Маджму' аль-фатава», 15/49).
Он же сказал:
ولهذا كان أهل التوحيد والإخلاص أكمل حبا لله من المشركين الذين يحبون غيره، الذين اتخذوا من دونه أندادا يحبونهم كحبه
«Поэтому любовь искренних приверженцев единобожия к Аллаху совершеннее любви многобожников, которые любят помимо Него других, приобщают к Нему равных и любят их так же, как и Его»

(«Маджму' аль-фатава», 17/49).
Также он писал:
العبادة المأمور بها تتضمن معنى الذل، ومعنى الحب، فهي تتضمن غاية الذل لله تعالى بغاية المحبة له
«Поклонение, которое требуется от нас, подразумевает смирение и любовь. Оно подразумевает высшее смирение перед Всевышним Аллахом и высшую любовь к Нему»

(«Маджму фатава», 10/153)

Ибн ал-Кайим пишет:

منزلة المحبة هي المنزلة التي فيها تنافس المتنافسون، وإليها شخص العاملون، وإلى علمها شمر السابقون، وعليها تفانى المحبون، وبروح نسيمها تروح العابدون، فهي قوت القلوب، وغذاء الأرواح، وقرة العيون، وهي الحياة التي من حرمها فهو من جملة الأموات، والنور الذي من فقده فهو في بحار الظلمات، والشفاء الذي من عدمه حلت بقلبه الأسقام، واللذة التي من لم يظفر بها فعيشه كله هموم وآلام، وهي روح الإيمان والأعمال، والمقامات والأحوال، التي متى خلت منها فهي كالجسد الذي لا روح فيه، تحمل أثقال السائرين إلى بلاد لم يكونوا إلا بشق الأنفس بالغيها، وتوصلهم إلى مقامات لم يكونوا بدونها أبدا واصليها، وتبوءهم من مقاعد الصدق مقامات لم يكونوا لولاها داخليها، وهي مطايا القوم التي مسراهم على ظهورها دائما إلى الحبيب، وطريقهم الأقوم الذي يبلغهم إلى منازلهم الأولى من قريب، تالله لقد ذهب أهلها بشرف الدنيا والآخرة، إذ لهم من معية محبوبهم أوفر نصيب، وقد قضى الله يوم قدر مقادير الخلائق بمشيئته وحكمته البالغة: أن المرء مع من أحب , فيالها من نعمة على المحبين سابغة
«Любовь занимает то положение, ради которого состязаются состязающиеся и к которому устремляются труженики. К её познанию торопятся спешащие, ради неё упорствуют влюблённые, и её лёгким ветерком освежаются поклоняющиеся. Это - пища для сердца и души и услада для глаз. Это - жизнь, и тот, кто потерял её, находится среди мёртвых. Это - свет, и тот, кто лишён его, пребывает в океане мрака. Это - лекарство, и сердце того, кто лишён его, поражено болезнями. Это - наслаждение, и жизнь того, кто не найдёт его, станет сплошной заботой и мукой. Это - дух веры и деяний, положений и состояний, и если люди лишены его, то они превращаются в безжизненные тела. Любовь помогает обременённым путникам достичь земель, до которых можно добраться лишь ценой великих усилий, и подняться на ступени, которых не достичь без её помощи, и занять «седалища истины» в обители, в которую не войти без неё. Это - скакун, который непрерывно переносит людей к Любимому, и кратчайшая прямая дорога к наипрекраснейшей обители. Клянусь Аллахом, обретшие любовь удостоены почёта и в этом мире, и в последней жизни, потому что их Любимый всегда рядом с ними. В день определения судьбы творений Аллах по Своей воле и совершенной мудрости предписал: “Человек пребудет с тем, кого любит”. Как же велика милость, оказанная возлюбленным!»

(«Мадаридж ас-саликин», 3/6-7)

Ибн ал-Кайим сказал:

وجميع طرق الأدلة - عقلا ونقلا وفطرة وقياسا واعتبارا وذوقا ووجدا - تدل على إثبات محبة العبد لربه، والرب لعبده
«Все виды аргументов: разум (‘акл), предание (накл), врождённое свойство (фитра), аналогия (кийас), умозаключение (и‘тибар), вкус (заук) и интуиция (ваджд) - свидетельствуют о подлинности как любви раба к Господу, так и любви Господа к рабу».

«Мадаридж ас-саликин» (3/19)
Он также говорил:

أخبر تعالى أن من أحب من دون الله شيئا كما يحب الله تعالى فهو ممن اتخذ من دون الله أندادا فهذا ند في المحبة لا في الخلق والربوبية، فإن أحدا من أهل الأرض لم يثبت هذا الند بخلاف ند المحبة، فإن أكثر أهل الأرض قد اتخذوا من دون الله أندادا في الحب والتعظيم
«Всевышний сообщил, что тот, кто любит что-либо помимо Аллаха так же, как и Его, приобщает равных к Нему. Он не признаёт наряду с Ним других творцов и господ, но приобщает сотоварищей в любви. Никто из обитателей Земли не приписывает сотворение кому-либо, кроме Аллаха, но они могут любить кого-либо так же сильно, как и Его. Воистину, большинство обитателей Земли приобщают сотоварищей к Аллаху именно в любви и в почитании»

(«Мадаридж ас-саликин», 3/20).

Далее он привёл слова своего учителя:

وكان شيخ الإسلام ابن تيمية رحمه الله يرجح القول الأول ويقول إنما ذموا بأن أشركوا بين الله وبين أندادهم في المحبة ولم يخلصوها لله كمحبة المؤمنين له
Шейх уль-ислам Ибн Таймийа, да помилует его Аллах, сказал:  «Они заслужили порицание из-за того, что приобщили равных к Аллаху в любви и в отличие от верующих не были искренними по отношению к Нему».

«Мадаридж ас-саликин» (3/21)

Также он писал:

أن محبة الله سبحانه والأنس به والشوق إلى لقائه والرضى به وعنه : أصل الدين وأصل أعماله وإراداته... فمحبته تعالى بل كونه أحب إلى العبد من كل ما سواه على الإطلاق من أعظم واجبات الدين وأكبر أصوله وأجل قواعده ومن أحب معه مخلوقا مثل ما يحبه فهو من الشرك الذي لا يغفر لصاحبه ولا يقبل معه عمل قال تعالى : ومن الناس من يتخد من دون الله أندادا يحبونهم كحب الله والذين آمنوا أشد حبا لله
«Любовь к Аллаху, общение с Ним, стремление к встрече с Ним, довольство и удовлетворенность Им являются основой религии, основой деяний и желаний. <...> Любить Всевышнего и даже любить Его сильнее, чем всё остальное, - одна из важнейших религиозных обязанностей и один из главных принципов религии. И если кто-либо любит какое-либо творение так же, как он любит Аллаха, то он приобщает сотоварищей к Аллаху. Этот грех не будет прощён, и после него не будут приняты никакие деяния. Всевышний сказал: «Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее» (сура 2 «Корова», аят 165)»
(«Игаса ал-лахфан мин масаид аш- шайтан», 2/195-196)

Вера неверных, Иман, Поклонение/ибада

Previous post Next post
Up