Сказал Ибн Усаймин:
النوع الثالث : توحيد الأسماء والصفات وهو " إفراد الله سبحانه وتعالى بما سمى الله به نفسه ووصف به نفسه في كتابه أو على لسان رسوله صلى الله عليه وسلم، وذلك بإثبات ما أثبته من غير تحريف، ولا تعطيل، ومن غير تكييف، ولا تمثيل " . فلابد من الإيمان بما سمى الله به نفسه ووصف به نفسه على وجه الحقيقة لا المجاز، ولكن من غير تكييف، ولا تمثيل، وهذا النوع من أنواع التوحيد ضل فيه طوائف من هذه الأمة من أهل القبلة الذين ينتسبون للإسلام على أوجه شتى :
Третья составляющая [или разновидность единобожия]: единобожие в обладании божественными именами и атрибутами (таухид аль-асма ва ас-сыфат) - это признание того, что только Аллах, Пречист Он Всевышний, обладает теми именами, которыми Он назвал Себя, и теми атрибутами, которыми Он охарактеризовал Себя в Своей Книге или устами Своего Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Это признание заключается в «подтверждении того, что сказал о Себе Всевышний без искажения, без отрицания, без попыток дать более точную характеристику тому или иному атрибуту, и без уподобления». Поэтому человек должен непременно верить в то, как Аллах назвал Себя Сам и как описал Себя Сам, в прямом, а не в иносказательном смысле, но при этом не пытаясь при этом дать более точную характеристику тому или иному атрибуту. Данная разновидность единобожия - это то, в отношении чего сбились с истинного пути многие течения в этой умме из числа людей киблы, тех, кто причисляет себя к исламу, и которые разделились в этом вопросе на несколько направлений:
منهم من غلا في النفي والتنزيه غلوّاً يخرج به من الإسلام، ومنهم متوسط، ومنهم قريب من أهل السنة
- среди них есть те, кто излишествовал в отрицании и попытках очистить Аллаха от недостатков настолько, что вышел в результате этого из ислама;
- среди них есть те, кто придерживался середины;
- и среди них есть те, кто близок к приверженцам Сунны.
لكن طريقة السلف في هذا النوع من التوحيد هو أن يسمى الله ويوصف بما سمى ووصف به نفسه على وجه الحقيقة، لا تحريف ولا تعطيل،ولا تكييف، ولا تمثيل
Однако путь методологий предшественников в отношении данной разновидности единобожия заключается в том, чтобы называть Аллаха и описывать его так, как Он описал Себя Сам в прямом смысле, не искажая значения имён и атрибутов, не отрицая их, не пытаясь дать им более точную характеристику и не уподобляя именам или атрибутам творений.
مثال ذلك : أن الله سبحانه وتعالى سمى نفسه بالحي القيوم فيجب علينا أن نؤمن بأن الحي اسم من أسماء الله تعالى ويجب علينا أن نؤمن بما تضمنه هذا الاسم من وصف وهي الحياة الكاملة التي لم تسبق بعدم ولا يلحقها فناء . وسمى الله نفسه بالسميع فعلينا أن نؤمن بالسميع اسماً من أسماء الله سبحانه وتعالى وبالسمع صفة من صفاته، وبأنه يسمع وهو الحكم الذي اقتضاه ذلك الاسم وتلك الصفة، فإن سميعاً بلا سمع أو سمعاً بلا إدراك مسموع هذا شيء محال وعلى هذا فقس
Пример этого: Аллах, Пречист Он Всевышний, назвал Себя Живым и Сущим, и мы обязаны верить в то, что Живой и Сущий это имена Всевышнего Аллаха, также мы обязаны верить в то качество, которое включает в себя это имя - жизнь полная и совершенная, которой не предшествовало небытие и которая никогда не исчезнет. Также Аллах назвал Себя Слышащим, и мы обязаны верить в имя Слышащий, одно из имён Аллаха, Пречист Он Всевышний, а также в то, что слух - это один из Его атрибутов, как и в то, что Он слышит. Этот вывод следует из этого имени и этого атрибута, так как Слышащий без слуха, или слух без постижения того, что слышится это нечто невозможное. Аналогично следует рассматривать и другие имена и атрибуты.
مثال آخر : قال الله تعالى : ( وقالت اليهود يد الله مغلولة غلت أيديهم ولعنوا بما قالوا بل يداه مبسوطتان ينفق كيف يشاء ( (1) . فهنا قال الله تعالى : ( بل يداه مبسوطتان( فأثبت لنفسه يدين موصوفتين بالبسط وهو العطاء الواسع، فيجب علينا أن نؤمن بأن لله تعالى يدين اثنتين مبسوطتين بالعطاء والنعم، ولكن يجب علينا أن لا نحاول بقلوبنا تصوراً، ولا بألسنتنا نطقاً أن نكيف تينك اليدين ولا أن نمثلهما بأيدي المخلوقين، لأن الله سبحانه وتعالى يقول : ( ليس كمثله شيء وهو السميع البصير). ويقول : الله تعالى : ( قل إنما حرم ربي الفواحش ما ظهر منها وما بطن والإثم والبغي بغير الحق وأن تشركوا بالله ما لم ينزل به سلطاناً وأن تقولوا على الله ما لا تعلمون ) . ويقول : عز وجل : ( ولا تقف ما ليس لك به علم إن السمع والبصر والفؤاد كل أولئك كان عنه مسؤولاً ) . فمن مثل هاتين اليدين بأيدي المخلوقين فقد كذب قول الله تعالى: ( ليس كمثله شيء ). وقد عصى الله تعالى في قوله : ( فلا تضربوا لله الأمثال ) . ومن كيفهما وقال : هما على كيفية معينة أيّاً كانت هذه الكيفية فقد قال على الله ما لا يعلم وقطا ما ليس له به علم
Другой пример: Всевышний Аллах сказал: «Иудеи сказали: „Рука Аллаха скована“. Это их руки скованы, и они прокляты за то, что они сказали. Его обе Руки распростёрты, и Он расходует, как пожелает» [Сура «Трапеза», аят 64], и здесь Всевышний Аллах сказал: «Его обе Руки распростёрты», утвердив этим то, что Он обладает двумя руками, которым присущ такой атрибут как распростёртость - щедрые дары. Поэтому мы обязаны верить в то, что у Всевышнего Аллаха две руки и обе они распростёрты Его щедрыми дарами, однако при этом мы обязаны не допускать в свои сердца попытку представить себе руки Аллаха образно, обязаны не позволять себе высказываться, пытаясь дать уточнённую характеристику рукам Всевышнего. Также мы обязаны не уподоблять руки Аллаха рукам творений, так как Аллах, Пречист Он Всевышний, сказал: «Нет никого подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий» [Сура «Совет», аят 11]. Всевышний Аллах говорит: «Скажи: ‘Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать безо всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете»» [Сура «Преграды», аят 33]. Также Великий и Всемогущий говорит: «Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце - все они будут призваны к ответу» [Сура «Перенёс ночью», аят 36]. Поэтому тот, кто уподобит эти две руки Аллаха рукам Его творений, тот отрицает слова Всевышнего «Нет никого подобного Ему» [Сура «Перенёс ночью», аят 36], а также ослушался Всевышнего в Его словах «Никого не сравнивайте с Аллахом! Воистину, Аллах знает, а вы не знаете» [Сура «Пчёлы», аят 74]. Тот же, кто попытался уточнить то, каковы руки Аллаха, вне зависимости от того, какова эта попытка, тот наговаривает на Аллаха, не имея знаний, и утверждает то, чего не знает.
ونضرب مثالاً ثانياً في الصفات : وهو استواء الله على عرشه فإن الله تعالى أثبت لنفسه أنه استوى على العرش في سبعة مواضع من كتابه كلها بلفظ ( استوى ( وبلفظ ( على العرش( وإذا رجعنا إلى الاستواء في اللغة العربية وجدناه إذا عدي بعلى لا يقتضي إلا الارتفاع والعلو، فيكون معنى قوله تعالى : ( الرحمن على العرش استوى ) وأمثالها من الآيات : أنه علا على عرشه علوّاً خاصاً غير العلو العام على جميع الأكوان وهذا العلو ثابت لله تعالى على وجه الحقيقة فهو عالٍ على عرشه علوّاً يليق به عزَّ وجلَّ لا يشبه علو الإنسان على السرير، ولا علوه على الأنعام، ولا علوه على الفلك الذي ذكره الله في قوله : ( وجعل لكم من الفلك والأنعام ما تركبون لتستووا على ظهوره ثم تذكروا نعمة ربكم إذا استوىتم عليه وتقولوا سبحان الذي سخر لنا هذا وما كنا له مقرنين وإنا إلى ربنا لمنقلبون). فاستواء المخلوق على شيء لا يمكن أن يماثله استواء الله على عرشه، لأن الله ليس كمثله شيء
Приведём другой пример в отношении атрибутов, это вознесение Аллаха на Свой Трон - Всевышний Аллах подтвердил, что Он вознёсся на трон в семи местах в Своей Книге, использовав каждый раз слово «вознёсся» и «на Трон». Если мы посмотрим значение слова аль-истива в арабском языке, то мы обнаружим, что если это слово используется с предлогом ‘аля, то оно имеет единственное значение - подъём вверх и возвышение, и тогда значение «Милостивый вознёсся на Трон» [Сура «Та Ха», аят 5], а также других подобных аятов, будет следующим: что Он поднялся на Свой трон так, как это присуще только Ему, а нет так, как мы привыкли понимать возвышение в его обычном смысле для всех творений. Это возвышение мы признаём в его прямом смысле, и Он действительно вознёсся на Свой трон так, как это соответствует величию Великого и Всемогущего. Это вознесение не подобно подъёму человека на свою кровать, не подобно его влезанию верхом на животных и восхождению на корабль, о которых сказал Всевышний: «чтобы вы поднимались на их спины (или палубы), а затем поминали милость вашего Господа после того, как поднялись на них, и говорили: „Пречист Тот, Кто подчинил нам это, ведь мы сами на такое были неспособны. Воистину, мы вернёмся к нашему Господу“» [Сура «Украшения», аяты 13-15]. Таким образом, подъём творения на что-то невозможно уподобить вознесению Аллаха на Свой трон, так как нет никого подобно Аллаху.
…
ثم إن السلف والتابعين لهم بإحسان مجمعون على هذا المعنى إذ لم يأت عنهم حرف واحد في تفسيره بخلاف ذلك، وإذا جاء اللفظ في القرآن والسنة ولم يرد عن السلف تفسيره بما يخالف ظاهره فالأصل أنهم أبقوه على ظاهره واعتقدوا ما يدل عليه
Далее: благородные предшественники и те, кто последовал им во благе, достигли консенсуса в отношении именно этого смысла, так как от них не передаётся и буквы, дающей этому иное объяснение. Поэтому, если в Коране и в Сунне использовано слово, и от благородных предшественников не передаётся его разъяснение, противоречащее его прямому значению, то основой в этом является то, что они оставили его в прямом значении и были убеждены в том, на что это значение указывает.
فإن قال قائل : هل ورد لفظ صريح عن السلف بأنهم فسروا استوى بـ " علا " ؟
Если же кто-то скажет: «Передаётся ли от благородных предшественников прямое утверждение о том, что они понимали истава как возвысился?»,
قلنا : نعم ورد ذلك عن السلف، وعلى فرض أن لا يكون ورد عنهم صريحاً فإن الأصل فيما دل عليه اللفظ في القرآن الكريم والسنة النبوية أنه باق على ما تقتضيه اللغة العربية من المعنى فيكون إثبات السلف له على هذا المعنى
Мы ответим: Да, это передаётся от благородных предшественников. Но даже если мы допустим, что от них не передаётся прямого утверждения об этом, то основой в том, на что указывает слово в Благородном Коране и пророческой Сунне, является то, что оно сохраняет своё прямое лексическое значение, и что праведные предшественники принимали его именно в этом смысле.
أما اللوازم الباطلة التي تلزم من فسر الاستواء بالاستيلاء فهي :
Что же касается ложных выводов, которые должны будут признать те, кто объясняет слово «аль-истива» как «аль-истиля» [«овладеть», «захватить»], то они следующие:
أولاً : أن العرش قبل خلق السماوات والأرض ليس ملكاً لله تعالى لأن الله تعالى قال : " ( إن ربكم الله الذي خلق السماوات والأرض في ستة أيام ثم استوى على العرش )
Первое: то что трон Аллаха, до того как Он сотворил небеса и землю не принадлежал Всевышнему Аллаху, так как Всевышний Аллах сказал: «Воистину, ваш Господь - Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознёсся на Трон» [Сура «Преграды», аят 54].
وعلى هذا فلا يكون الله مستولياً على العرش قبل خلق السماوات ولا حين خلق السماوات والأرض
Исходя из их объяснения, Аллах не владел троном до того, как сотворил небеса и землю, также как не владел им непосредственно во время сотворения небес и земли.
ثانياً : أنه يصح التعبير بقولنا : إن الله استوى على الأرض، واستوى على أي شيء من مخلوقاته وهذا بلا شك ولا ريب معنى باطل لا يليق بالله عز وجل
Второе: что правильным будут наши слова о том, что Аллах овладел землёй и овладел каждым из Своих творений, а это, вне всякого сомнения, неправильно и не соответствует величию Великого и Всемогущего Аллаха.
ثالثاً : أنه تحريف للكلم عن مواضعه .Третье: это является искажением значения слов.
رابعاً : أنه مخالف لإجماع السلف الصالح رضوان الله عليهم
Четвёртое: это противоречит консенсусу праведных предшественников, да будет доволен всеми ими Аллах.
وخلاصةُ الكلام في هذا النوع - توحيد الأسماء والصفات - أنه يجب علينا أن نثبت لله ما أثبته لنفسه أو أثبته له رسوله من الأسماء والصفات على وجه الحقيقة من غير تحريف، ولا تعطيل ولا تكييف، ولا تمثيل
Итак, в качестве вывода по данной разновидности единобожия - единобожия в обладании божественными именами и атрибутами - следует сказать: мы обязаны признавать те имена и атрибуты, которыми описал Себя Аллах или описал Его посланник в их прямом значении, не искажая, не отрицания, не делая попыток дать более точную характеристику тому или иному атрибуту, и не уподобляя».
«Маджму фатава ва рисаля» Ибн Усаймин, 1/
7-
10