Ибн Усаймин о таухиде рубибийа (в господстве)

Mar 22, 2014 11:35

Сказал Ибн Усаймин:

الأول : توحيد الربوبية : وهو " إفراد الله سبحانه وتعالى بالخلق، والملك، والتدبير " وتفصيل ذلك
Первая составляющая [или разновидность единобожия]: это признание единобожия в господстве над мирозданием - того, что только Аллах, Пречист Он Всевышний, является Творцом, Властелином, и только Он управляет всем мирозданием. Разъяснение этого:

أولاً:بالنسبة لإفراد الله تعالى بالخلق فالله تعالى وحده هو الخالق لا خالق سواه قال الله تعالى : ( هل من خالق غير الله يرزقكم من السماء والأرض لا إله إلا هو ( (1).
Во-первых, что касается утверждения того, что только Всевышний Аллах является Творцом, то это означает, что только Всевышний Аллах является Творцом, и нет другого творца помимо Него. Всевышний Аллах сказал: «Есть ли наряду с Аллахом другой творец, который давал бы вам пропитание с неба и земли? Нет божества, кроме Него!» [ Сура «Ангелы», аят 3].

وقال تعالى مبيناً بطلان آلهة الكفار : ( أفمن يخلق كمن لا يخلق أفلا تذكرون ( (1). فالله تعالى وحده هو الخالق خلق كل شيء فقدره تقديراً ، وخَلْقُهُ يشمل ما يقع من مفعولاته، وما يقع من مفعولات خلقه أيضاً، ولهذا كان من تمام الإيمان بالقدر أن تؤمن بأن الله تعالى خالقٌ لأفعال العباد كما قال الله تعالى : ( والله خلقكم وما تعملون ( (2).
Разъясняя ложность божеств, которым поклоняются неверные, Всевышний сказал: «Разве Тот, Кто творит, подобен тому, кто не творит? Неужели вы не помяните назидание?»[ Сура «Пчёлы», аят 17]. Всевышний Аллах это единственный Творец, сотворивший каждую и придавший ей её размер и форму, и сотворение Им включает в себя также всё, что совершается Его творениями, таким образом, всё совершаемое Его творениями также является Его творением. Именно поэтому полнота веры в предопределение заключается в том, что ты веришь в то, что Всевышний Аллах сотворил деяния Своих рабов, как об этом сказал Всевышний Аллах: «Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» [ Сура «Стоящие в ряд», аят 96].

ووجه ذلك أن فعل العبد من صفاته، والعبد مخلوق لله، وخالق الشيء خالق لصفاته، ووجه آخر أن فعل العبد حاصل بإرادة جازمة وقدرة تامة، والإرادة والقدرة كلتاهما مخلوقتان لله عز وجل وخالق السبب التام خالق للمسبب .
Это означает, что действие, совершаемое рабом Аллаха, есть один из атрибутов этого творения, и так как сам раб Аллаха сотворён Аллахом, то Творец всякой вещи является Творцом, в том числе, и атрибутов этого творения. Другим возможным разъяснением является то, что действие раба Аллаха происходит при твёрдой воле и при полной способности, и так как и воля творения, и его способность являются творениями Великого и Всемогущего Аллаха, то это означает, что Творец полноты следствия является и Творцом причины.

فإن قيل : كيف نجمع بين إفراد الله عز وجل بالخلق مع أن الخلق قد يثبت لغير الله كما يدل عليه قول الله تعالى : ( فتبارك الله أحسن الخالقين ( (3). وقول النبي صلى الله عليه وسلم في المصورين : " يقال : لهم : أحيوا ما خلقتم " ؟
Если кто-либо скажет: «Как же нам объединить утверждение о том, что только Великий и Всемогущий Аллах является Творцом, и то, что иногда сотворение признается и за кем-то помимо Аллаха, на что указывают слова Всевышнего: „Благословен же Аллах, Наилучший из творцов!“[ Сура «Верующие», аят 14] и слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Оживите то, что вы сотворили!» [передал аль-Бухари, хадисы № 2105 и № 5951]?».

فالجواب على ذلك : أن غير الله تعالى لا يخلق كخلق الله فلا يمكنه إيجاد معدوم، ولا إحياء ميت، وإنما خلق غير الله تعالى يكون بالتغيير وتحويل الشيء من صفة إلى صفة أخرى وهو مخلوق لله - عز وجل - فالمصور مثلاً، إذا صور صورة فإنه لم يحدث شيئاً غاية ما هنالك أنه حول شيئاً إلى شيء كما يحول الطين إلى صورة طير أو صورة جمل، وكما يحول بالتلوين الرقعة البيضاء إلى صورة ملونة فالمداد من خلق الله عز وجل، والورقة البيضاء من خلق الله عز وجل، هذا هو الفرق بين إثبات الخلق بالنسبة إلى الله، عز وجل وإثبات الخلق بالنسبة إلى المخلوق . وعلى هذا يكون الله سبحانه وتعالى منفرداً بالخلق الذي يختص به .
То ответ ему будет следующим: все остальные помимо Аллаха не создают так, как создаёт Аллах, и они не сотворят того, чего не существовало ранее из ничего и не оживляют мёртвое, сотворение ими есть просто изменение или преобразование вещи из одного состояния в другое, и она всё равно остаётся творением Великого и Всемогущего Аллаха. Так, например, тот, кто делает изображения живых существ, не создаёт чего-то вновь, и самое большое, что он делает - это преобразует вещь из одного состояния в другое, подобно тому, как он делает из глины изображение птицы или изображение верблюда. Или, например, когда кто-то раскрашивает белый лист, превращая его в цветную картинку - краски являются творением Великого и Всемогущего Аллаха, также как и белый лист - это тоже творение Великого и Всемогущего Аллаха. Таково различие между утверждением того, что Творцом является Великий и Всемогущий Аллах, и утверждением о том, что творение создаёт что-либо. Исходя из этого, только Аллах. Пречист Он Всевышний, является единственным Творцом и это присуще только Ему.

ثانياً : إفراد الله تعالى بالملك فالله تعالى وحده هو المالك كما قال الله تعالى : ( تبارك الذي بيده الملك وهو على كل شيء قدير ( (4) .
Во-вторых: только Всевышнему Аллаху принадлежит вся власть и только Он является Властелином, как об этом сказал Сам Всевышний: «Благословен Тот, в Чьей Руке власть, Кто способен на всякую вещь» [Сура «Власть», аят 1].

وقال تعالى : ( قل من بيده ملكوت كل شيء وهو يجير ولا يجار عليه ). فالمالك الملك المطلق العام الشامل هو الله سبحانه وتعالى وحده، ونسبة الملك إلى غيره نسبة إضافية فقد أثبت الله عز وجل لغيره الملك كما في قوله تعالى : ( أو ما ملكتم مفاتحه ). وقوله ( إلا على أزواجهم أو ما ملكت أيمانهم )

Всевышний сказал: «Скажи: „В чьей Руке власть над всякой вещью? Кто защищает и от Кого нет защиты, если только вы знаете?“» [Сура «Верующие», аят 88]. Таким образом, только один Аллах, Пречист Он Всевышний, является Обладателем абсолютной и всеобъемлющей власти, а признание власти за кем-либо помимо Аллаха лишь признание добавочное и относительное. Так, Великий и Всемогущий Аллах, Сам подтверждает обладание властью другими, например, как в словах Всевышнего: «или в тех домах, ключи которых в вашем распоряжении» [Сура «Свет», аят 61] и «кроме своих жён или невольниц, которыми овладели их десницы» [Сура «Верующие», аят 6].

إلى غير ذلك من النصوص الدالة على أن لغير الله تعالى ملكاً لكن هذا الملك ليس كملك الله عز وجل فهو ملك قاصر، وملك مقيد، ملك قاصر لا يشمل، فالبيت الذي لزيد لا يملكه عمرو، والبيت الذي لعمرو لا يملكه زيد، ثم هذا الملك مقيد بحيث لا يتصرف الإنسان فيما ملك إلا على الوجه الذي أذن الله فيه ولهذا نهى النبي، صلى الله عليه وسلم عن إضاعة المال وقال الله تبارك وتعالى : ( ولا تؤتوا السفهاء أموالكم التي جعل الله لكم قياماً )
Подобные примеры имеются и в других текстах (Корана и Сунны), и они подтверждают обладание властью другими, однако эта их власть и обладание не подобны власти Великого и Всемогущего Аллаха, и их власть неполная и ограниченная, их власть не всеобъемлющая. Так, Амр не владеет домом, принадлежащим Зейду, а Зейд не владеет домом, который принадлежит Амру, однако их владение этими домами ограничено в том смысле, что человек может распоряжаться тем, чем владеет, только так, как ему позволил Аллах, поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил приписывать себе владение имуществом. Всевышний и Благословенный Аллах сказал: «Не отдавайте неразумным людям вашего имущества, которое Аллах сделал средством вашего существования» [Сура «Женщины», аят 5].

وهذا دليل على أن ملك الإنسان ملك قاصر وملك مقيد، بخلاف ملك الله سبحانه وتعالى فهو ملك عام شامل وملك مطلق يفعل الله سبحانه وتعالى ما يشاء ولا يسأل عما يفعل وهم يسألون
Это указывает на то, что власть человека - это власть неполноценная и ограниченная, в отличие от власти Аллаха, Пречист Он Всевышний, и Его власть всеобщая и абсолютная, Всевышний Аллах делает что пожелает и никто не может спросить Его о том, что Он делает, а все его творения будет спрошены.

ثالثاً : التدبير فالله عز وجل منفرد بالتدبير فهو الذي يدبر الخلق ويدبر السماوات والأرض كما قال الله سبحانه وتعالى : ( ألا له الخلق والأمر تبارك الله رب العالمين ( (4). وهذا التدبير شامل لا يحول دونه شيء ولا يعارضه شيء . والتدبير الذي يكون لبعض المخلوقات كتدبير الإنسان أمواله وغلمانه وخدمه وما أشبه ذلك هو تدبير ضيق محدود، ومقيد غير مطلق فظهر بذلك صدق صحة قولنا : إن توحيد الربوبية هو " إفراد الله بالخلق والملك، والتدبير "
В третьих: только Великий и Всемогущий Аллах управляет мирозданием - Он управляет творениями, управляет небесами и землёй, как об этом сказал Сам Аллах, Пречист Он Всевышний: «Несомненно, Он творит и повелевает. Благословен Аллах, Господь миров!» [Сура «Преграды», аят 54], и это управление мирозданием всеобъемлюще и ничто не может выйти за его рамки или противоречить ему. Что же касается управления или распоряжения некоторых творений, например, когда человек распоряжается своим имуществом, рабами, слугами и так далее, то это распоряжение стеснённое и ограниченное, и оно не абсолютно. Таким образом, становится очевидной правильность нашего утверждения о том, что признание единобожия в господстве над мирозданием - это признание того, что только Аллах является Творцом, Властелином и только Он управляет мирозданием.

«Маджму фатава ва рисаля» Ибн Усаймин (1/4 -5)

Касб, Ибн Усаймин, акъида

Previous post Next post
Up