Имам Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи аль-Ханбали (508-597 х/1115-1201 м) сказал:
رأيت أكثر العلماء مشتغلين بصورة العلم دون فهم حقيقته ومقصوده؛ فالقارئ مشغول بالروايات، عاكف على الشواذ، يرى أن المقصود نفس لتلاوة، ولا يتلمح عظمة المتكلم، ولا زجر القرآن ووعده، وربما ظن أن حفظ القرآن يدفع عنه، فتراه يترخص في الذنوب، ولو فهم، لعلم أن الحجة عليه أقوى ممن لم يقرأ!
والمحدث يجمع الطرق، ويحفظ الأسانيد، ولا يتأمل مقصود المنقول، ويرى أنه قد حفظ على الناس الأحاديث، فهو يرجو بذلك السلامة، وربما ترخص في الخطايا، ظنًّا منه أن ما فعل في الشريعة يدفع عنه!
والفقيه قد وقع له أنه بما قد عرف من الجدال، الذي يقوي به خصامه، أو المسائل التي قد عرف فيها المذهب: قد حصل بما يفتي به الناس ما يرفع قدره، ويمحو ذنبه؛ فربما هجم على الخطايا، ظنًّا منه أن ذلك يدفع عنه! وربما لم يحفظ القرآن، ولم يعرف الحديث، وأنهما ينهيان عن الفواحش بزجر ورفق، وينضاف إليه -مع الجهل بهما- حب الرئاسة، وإيثار الغلبة في الجدل، فتزيد قسوة قلبه!
وعلى هذا أكثر الناس، صور العلم عندهم صناعة، فهي تكسبهم الكبر والحماقة. مصر، لا تؤلمه معصيته، وكأنه يجوز له ما يفعل، أو كان له التصرف في الدين تحليلًا وتحريمًا، فمرض عاجلًا، ومات على أقبح حال.
«Я увидел, что многие ученые занимаются изучением внешней формы знания, не вникая в его суть и заложенный в нем смысл. Чтец (Корана) занят освоением различных версий-разновидностей чтения, всецело отдавшись изучению редких и исключительных моментов. Он считает, что смысл заключен в самом чтении, и не замечает величия Говорящего, не видит ни предупреждения, ни обещания, содержащихся в Коране. Быть может, он решил, что заучивание Ко-рана защитит его, и ты видишь, как легко он относится к своим грехам. Но если бы он поразмыслил, то понял бы, что доводы (Аллаха) против него будут сильнее, чем против человека, не читавшего (Коран).
Знаток хадисов изучает методы, заучивает иснады (цепи передатчиков хадисов), но не вникает в смысл передаваемых слов. Он считает, что сохранил для людей хадисы, и надеется тем самым на спасение. Но, быть может, он легко относится к своим грехам, думая, что его заслуги перед религией защитят его.
Факих (знаток мусульманского права), благодаря знанию различных религиозных вопросов по тому или иному мазхабу, снискал уважение и заслужил прощение грехов, вынося решения по религиозно-юридическим вопросам, интересующим людей. И, быть может, он начинает совершать грехи, думая, что его заслуги защитят его. Быть может, он не выучил Корана и не знает хадисов, которые мягко, а иногда и сурово предостерегают от совершения непристойных поступков. Если же при этом он еще и стремится к власти и любит побеждать в спорах, это лишь добавит в его сердце еще больше черствости.
Таково большинство людей. Заниматься постижением форм знания - для них ремесло, которое придает им гордыни и глупости. Такие люди не смогли понять смысла знания, ведь знание - это не словесная форма, а лишь постижение его сути, что приводит к богобоязненности и страху перед Ал-лахом, и человек, благодаря знанию, видит оказанную Аллахом милость…»
«Сейд аль-Хатыр»,
449 -
451