Об имаме Ахмаде
Говорит аль-Каусари:
وليس بقليل من لم يرضى تدوين أقوال أحمد في عداد أقوال الفقهاء باعتبار أنه محدث غير فقيه وأنى لغير الفقيه إبداء رأي متزن في فقه الفقهاء
«Немало тех, кто не захотел зафиксировать мнения Ахмада среди мнений факихов обосновываясь на том, что он является мухадисом, а не факихом. Как может не факих дать уравновешенное мнение в фикхе?!»
.
«Та'ниб» стр. 206
Об Ибн Аби Хатиме (240-327/854-938)
Говорит аль-Каусари:
ولو كشفنا الستار عما ينطوي ابن أبي حاتم عليه من الاعتقاد الردئ الحامل له على عداد أهل الحق لطال بنا الكلام
«Если раскрыть завесу от Ибн Аби Хатима и того, что имеется в нём из плохих убеждений, приведших его к враждебности с людьми истины, то разговор затянулся бы надолго».
«Та'ниб» стр. 168
О Даракъутни (306 - 385 по хиджре)
Говорит аль-Каусари:
وهو الأعمى بين عور حيث ضل في المعتقد وتابع الهوى في الكلام على الأحاديث
«Он слепой среди одноглазых. Так, как он заблудился в акъиде и следовал своей прихоти в оценке хадисов».
.
«Та'ниб» стр. 244
Об ибн Хиббане (270-354 х/ 883-965 м)
Говорит аль-Каусари:
وزفر معروف بالحفظ والإتقان عند أهل العلم حتى إن مثل ابن حبان على انحرافه يعترف له بذلك في كتابه الثقات له.
«Зифр является известным у обладателей знания своей хорошей памятью и надёжностью. Даже такой как Ибн Хиббан, не смотря на его отклонения, был вынужден признать за ним это в своей книге «аль-сикат»
.
«Та'ниб» стр. 316
Об ас-Саджи (ум. в 307 г.х.)
Говорит аль-Каусари:
وأما الساجي فهو أبو يحي زكريا بن يحي الساجي البصري صاحب كتاب"العلل" وشيخ المتعصبين. كان وقاعاً ينفرد بمناكير عن مجاهيل وتجد في تاريخ بغداد نماذج من افتراءاته عن مجاهيل بأمور منكرة. ونضال الذهبي عنه من تجاهل العارف
«Что касается ас-Саджи, то это - Абу Яхья Закария бин Яхья ас-Саджи аль-Басри. Автор книги «аль-Илаль». Он же - шейх фанатов. Был смутным, уединился в передаче порицаемых (риваятов) от неизвестных (передатчиков). И в «Истории Багдада» найдёшь примеры из его лжи от неизвестных, и (других) неприемлемых вещей. А что касается его защиты Захаби, то это подобно тому, когда зная, закрывают глаза».
.
«Та'ниб» стр. 82
Об имаме Захаби
Так как здесь упоминался и имам аз-Захаби, то также упоменем и другие слова Каусари в отношении этого учёного.
Так, в частности, он сказал:
وثناء ابن السبكي على الدارمي المجسم ناشئ من تقليد الذهبي ونحوه من الحشوية
«Похвала ибн ас-Субки муджассимиту аль-Дарими была выявлена по причине его следования за Захаби и (другим) ему подобным хашавитам».
.
«Та'ниб» стр. 318
О Хатыбе аль-Багдади
Говорит аль-Каусари:
وفي تاريخه أنباء كاذبة وأحاديث باطلة جزماً فمن المجازفة البالغة حد الشناعة تدوين بعضهم رؤيا مؤداها:أن النبي صلى الله عليه وسلم حضر مجلس إقراء الخطيب لتاريخه. وهذه الطريقة تدجيل في ترويج ما فيه من الأباطيل المكشوفة.وراوي تلك الرؤيا من حملة رواة حال الخطيب مع الصبي الذي كان يتغزل فيه نعوذ بالله من الخذلان.وهذا القدر كاف في الإلمام بحال الخطيب في الأمانة والديانة
«Я убеждён, что в его (Хатыба аль-Багдади) «ат-Тарихе» содержатся вымышленные сообщения и ложные придания. И считается большим риском, доходящим до безобразного предела, запись неким человеком сна, который заключается в том, что пророк صلى الله عليه وسلم присутствовал во время собрания, в котором Хатиб зачитывал свою книгу «ат-Тарих». И это лживый путь для распространения содержащейся в ней очевидной лжи. И передатчик этого сна является из числа тех, кто рассказывал о том, как Хатиб любовался мальчиком, прибегаем к Аллаху от плохого исхода. И этого достаточно для того, чтобы быть осведомлёнными о состоянии аль-Хатиба в его верности и религии»..
«Та'ниб», стр. 20
О Ибн КасиреГоворит аль-Каусари:
وأما أمثال ابن كثير والصلاح بن شاكر الكثبي والشمس بن عبد الهادي من الذين اتصلوا به وهم شباب حتى افتتنوا به وعزروا على ذلك فلا يوثق بهم في ترجمة الرجل
«А по поводу, таких как ибн Касир, ас-Салях бин Шакир аль-Касби, аш-Шамс бин Абд-уль-Хади, которые имели связь с ним (ибн Таймийей), будучи молодыми, пока не заблудились. И были они наказаны за это так, что нельзя им довериться в рассказах биографий (этого) мужчины (ибн Таймийи)»
«Та'ниб», стр. 375
Об Ибн Хаджаре аль-Аскаляни
Говорит аль-Каусари:
وابن شيبة هذا جهله ابن حجر فيما جهل مع أنه معروف عند الحافظ عبد القادر القرشي.وابن دقماق المؤرخ.والتقي المقيزي،والبدر العيني،والشمس بن طولون الحافظ فنعد صنيع ابن حجر هذا من تجاهلاته المعروفة-لحاجة في النفس-وقانا الله من اتباع الهوى.
«А ибн Шейба это тот, которого ибн Хаджар не опознал, подобно тому, как и многих других. Хотя о нём знали хавиз Абд-уль-Къадер аль-Кураши и историк ибн Дикъмакъ и ат-Такъий аль-Макризи и Бадр аль-Айни и хафиз аш-Шамс ибн Тулун. Соответственно, мы относим этот поступок ибн Хаджара к его известной (методике) не опознания (передатчиков), следуя потребностям своего нафса, и да спасёт нас Аллах от следования страстям»
.
«Та'ниб», стр. 7
Эти слова приведены в сноске книги. Что дало повод некоторым людям отрицать принадлежность этих слов к самому Каусари.
Между тем... В введении этой книги, написанном Мухаммадом Амином, учеником аль-Каусари Стр. ба (ар), последний абзац:
«И эта копия из книги «Ат-Та'ниб» - в ней имеются добавления, которые мною вставлены. И они собственноручно написаны автором в экземпляре, подаренном им некоторым из своих учеников. Затем я увидел эту копию устаза Ахмада Хайри этой книги, и заметил, что он писал много комментариев, которые были взяты от нашего шейха-автора. И я перенёс их в мою копию, обозначив их буквой «х» (ар.). А наш шейх обозначил свои записи буквой «з» (ар.). И я прошу у Аллаха, чтобы он способствовал печати этой книги с этими комментариями, чтобы от них была получена польза учёными и трубующими знания, и Он - способствующий к тому и способный на это и хвала Аллаху, Господу миров».
Источник Сноска, в которой приведены эти слова, обозначена буковй "з".