Что такое "таклид"?

Jun 18, 2012 07:13

Говорит шейх Мухаммад-Султан аль-Ма’суми аль-Худжанди аль-Макки в своей книге «Обязан ли мусульманин следовать какому-либо из четырех мазхабов»::

«Такълид» в шариате означает использование чьего-либо мнения, необоснованного доказательством, что в шариате запрещено!

Также в одном из примечаний его книги сказано:

Такълид - слепое следование за каким-либо ученым. Мукъаллидом именуют человека, который слепо следует за каким-либо имамом, зная о том, что его мнение противоречит Корану или Сунне. Такълид запрещали имамы во все времена, и они осуждали тех, кто слепо подражал тому или иному имаму в противоречие Корану и Сунне.

Ни определение, данное слову «таклид» шейхом Ходжанди, ни определение, понятия «мукаллид», данного с примечании его книги, нами никак не может быть принято.

Что касается значения слова «таклид», то, выражаясь словами имама Шаукани,:

ولهذا رسموه بأنه قبول قول الغير من دون مطالبة بحجة
«…Они (ученые) его (таклид) определили как принятие слов другого человека без требования доказательства».

Примерно такое же определение этому слову дали имамы Ибн Кудама в «Роудату ан-назыр» 3/1017 и Газали в "Аль-Мустасфа" 2/462)

Также Рамадан аль-Бути в своей книге «Безмазхабность…» (раздел «Таклид неизбежен и он дозволен по единогласному мнению мусульман») сказал:

والتقليد هو اتباع قول إنسان دون معرفة الحجة على صحة ذلك القول وإن توفرت معرفة الحجة على صحة التقليد نفسه فالمقلد قد يعرف الحجة على صحة تقليده للعالم المجتهد ولكنه لا يعرف الحجة على صحة ما يقلد المجتهد فيه
«Таклид - это следование одним человеком за фетвой другого, не будучи осведомленным о доказательствах верности этой фетвы, если он осведомлен о доказательствах дозволенности таклида. Мукаллид, таким образом, иногда знает доказательства дозволенности таклида за алимом-муджтахидом, но не знает доказательств того, в чем он следует за муджтахидом».

Соответственно, таклид - это следование без доказательства, а мукаллид - это тот, кто берёт слова учёного, не обременяя себя поиском аргумента.
Из этого следует, что определение шейхом Ходжанди «такълида» как «использования чьего-либо мнения, необоснованного доказательством», не соответствует действительности. Так как мнение, за которым следуют, может быть как обоснованным, так и не обоснованным. И в обоих случаях следование за мнением будет именоваться таклидом.
Что же касается определения слова «мукаллид», данного в примечаниях книги, то оно нами также отвергается по причине того, что в нём мукаллид охарактеризован знанием о противоречии между мнением, за которым он следует, и текстами Корана и сунны. Но это не соответствует действительности, так как само по себе следование за мнением учёного, сопровождаемое отсутствием поиска его аргументации, никоим образом не обязывает к знанию последователя об его несоответствии нассам: следуя учёному, он может знать о подобном так же, как и не знать. Если человек следует без поиска доказательства, то он - мукаллид, если же принимает мнение после ознакомления с доказательствами, то он - мутабби.
Мало того, в отношении учёных, за которыми следуют, предполагается как раз то, что они не противоречат нассам… Именно с этим предположением и связано следование.
Затем. Относительно слов Ходжанди, в которых утверждается, что такълид «в шариате запрещён», то они могут быть приняты только в том случае, если будет принято определение такълида, как «использования чьего-либо мнения, необоснованного доказательством».
И если бы оно было правильным определением слова «такълид», то мы бы также, как и шейх Ходжанди, сказали бы о запретности следования имамам, ибо также считаем неправомочным следование за безосновательными мнениями.
Но, тем не менее, всё это мы отвергаем, так как мы не считаем, что следование за имамами автоматически означает следование за необоснованным.
То же самое касается и слов авторов примечаний, в соответствии с которыми «такълид запрещали имамы во все времена». Эти слова могли бы быть приняты, если бы мы для нас такълид означал бы то же, что и для авторов примечаний, а именно - «слепое подражание тому или иному имаму в противоречие Корану и Сунне».
Но, как мы уже говорили, таклид из себя не представляет то, о чём они говорят.
Соответственно, мы не можем согласиться и с их отношением к «слепому следованию».
И хвала Аллаху

PS: ошибки в определении слов, зачастую, несут в себе большую опасность. В нашем же случае они привели к тому, что в сознании людей таклид признанным имамам мазхабов стал тем, что определилось как "Опасность мазхабов". И всё это - под знаменем следования манхаджу саляфов...

Определение понятий, Таклид, "саляфиты-ваххабиты"

Previous post Next post
Up