Имам Навави об отрицании образа у Аллаха

Dec 15, 2011 09:39



Абу Хурайра передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

عن أبي هريرة قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم وفي حديث ابن حاتم عن النبي صلى الله عليه وسلم قال إذا قاتل أحدكم أخاه فليجتنب الوجه فإن الله خلق آدم على صورته

«Когда кто-нибудь из вас сражается с братом, то пусть избегает лица, ведь Аллах создал Адама по его образу».
Передал Муслим в «Сахих», хадис №2612

Сказал Шейхуль Ислам, имам ан-Навави (631-676 х/1233-1277 м) в комментариях к «Сахих» Муслима (16/166):

قوله صلى الله عليه وسلم : ( فإن الله خلق آدم على صورته ) فهو من أحاديث الصفات ، وقد سبق في كتاب الإيمان بيان حكمها واضحا ومبسوطا ، وأن من العلماء من يمسك عن تأويلها ، ويقول : نؤمن بأنها حق ، وأن ظاهرها غير مراد ، ولها معنى يليق بها ، وهذا مذهب جمهور السلف ، وهو أحوط وأسلم . والثاني أنها تتأول على حسب ما يليق بتنزيه الله تعالى ، وأنه ليس كمثله شيء . قال المازري : هذا الحديث بهذا اللفظ ثابت ، ورواه بعضهم : إن الله خلق آدم على صورة الرحمن ، وليس بثابت عند أهل الحديث ، وكأن من نقله رواه بالمعنى الذي وقع له ، وغلط في ذلك . قال المازري : وقد غلط ابن قتيبة في هذا الحديث فأجراه على ظاهره ، قال : لله تعالى صورة لا كالصور . وهذا الذي قاله ظاهر الفساد ; لأن الصورة تفيد التركيب ، وكل مركب محدث ، والله تعالى ليس هو مركبا ، فليس مصورا . قال : وهذا كقول المجسمة : جسم لا كالأجسام لما رأوا أهل السنة يقولون : الباري سبحانه وتعالى شيء لا كالأشياء طردوا الاستعمال فقالوا : جسم لا كالأجسام . والفرق أن لفظ شيء لا يفيد الحدوث ، ولا يتضمن ما يقتضيه ، وأما جسم وصورة فيتضمنان التأليف والتركيب ، وذلك دليل الحدوث .

واختلف العلماء في تأويله فقالت طائفة : الضمير في ( صورته ) عائد على الأخ المضروب ، وهذا ظاهر رواية مسلم ، وقالت طائفة : يعود إلى آدم ، وفيه ضعف ، وقالت طائفة : يعود إلى الله تعالى ، ويكون المراد إضافة تشريف واختصاص كقوله تعالى : ناقة الله وكما يقال في الكعبة : بيت الله ونظائره . والله أعلم

Его слова «Аллах создал Адама по его образу». И это из хадисов о сифатах (атрибутах), и ранее уже обсуждалось в "Книге веры" разъяснение их положений четко и подробно. И то, что из ученых те, кто молчит об их толковании и говорят: "Мы верим, что это истина и то, что буквальное значение не является тем, что подразумевается и что они обладают смыслом, подобающим (Всевышнего) и это путь большей части салафов и это более надежнее и безопаснее.

И второе, что они толкуются в соответствии с очищением Аллаха Всевышнего и тем, что "Нет ничего подобного Ему".

Сказал аль-Мазури (453-536 х/1061-1141 м): «Этот хадис с этой формулировкой установленный, и некоторые передали его так: «Аллах создал Адама образом Милостивого». Но это не является установленным среди людей хадиса (Ахлю аль-Хадис), и как будто тот, кто передавал его, рассказал смысл, который отложился у него и таким образом впал в ошибку».

Далее аль-Мазури сказал: «И также ошибся Ибн Кутайба в этом вопросе, поскольку понял упомянутый хадис в буквальном смысле, он утверждал, что у Аллаха есть образ, но отличающийся от образа других. Эти слова являются явным заблуждением, поскольку всё, что имеет образ, состоит из отдельных элементов, а всё, что состоит из элементов является созданием. Аллах же не создан, поэтому он не обладает ни составом, ни образом».

Он сказал: «И это подобно словам муджассимов (антропоморфистов): "Тело, но не как тела", в то время как Ахлю Сунна говорят: "Творец, Свят Он и Велик - нечто (шайъ), не похожее на вещи". Они (муджассимы) перенесли это использование и сказали: "Тело, но не как тела".

Между этими двумя утверждениями есть большая разница, дело в том, что термин "нечто" (шайъ) не подразумевает возникновения и деления на элементы, а термин "тело" подразумевает и образ, и деление на элементы, и возникновение».

.......

И разошлись ученые в его толковании:

Сказала группа: Местоимение в "его образу" возвращается на его брата, который подвергается избиению (то есть уважай лицо брата, так как оно подобно лицу твоего отца Адама) и это очевидное из данного риваята Муслима.

И сказали другие: Местоимение возвращается к Адаму, но в этом слабость.

И сказала группа местоимение возвращается к Аллаху Всевышнему, и имеется ввиду причисление в целях уважения и избрания, как например слово Всевышнего "верблюдица Аллаха" и как говорят о каабе "дом Аллаха" и тому подобное. А Аллах знает лучше.
 см. http://islamport.com/w/srh/Web/2742/3657.htm

Аллах, акъида, Ашаризм, Навави

Previous post Next post
Up