Откладывание намазов правителями - комментарии учёных

Mar 06, 2018 00:32



Откладывание намазов правителями - Хадисы

Абд-ур-Рауф аль-Манави (952-1031 г.х./1545-1622 г.м.) сказал:

وفيه علم من أعلام النبوة من الإخبار بالشيء قبل وقوعه , وقد وقع أشد من ذلك في زمن الحجاج وغيره
«(В этом хадисе упоминается) пророческое знание - сообщение о том, что еще только произойдет. Во времена Хаджаджа и других правителей происходило и худшее»

(Файд аль-Кадир, 4/100)
Сказал Молла Али Къари (ум. 1014 г.х./ 1606 г.м.) «Это произошло во времена Омеййадов. И это было доказательством чуда (предсказания) пророка».

«Миркату-ль-мафатих шарх мишкатуль-масабих» (2/531)
Ученые по разному онисились к тому, как понимать откладывание молитвы этими правилеями. Одни понимали это как  откладывание молитвы с предпочительного времени её совершения до необходимого (например, Навави), а другие под откладыванием понимали полный исход преднозначенного для её совершения времени (например, Ибн Теймийа, да помилует их Аллах)

Так, Ан-Навави (773-852 г.х/1372-1449 г.м.). комментируя этот хадис, сказал:

معنى يميتون الصلاة يؤخرونها فيجعلونها كالميت الذي خرجت روحه ، والمراد بتأخيرها عن وقتها أي عن وقتها المختار لا عن جميع وقتها ، فإن المنقول عن الأمراء المتقدمين والمتأخرين إنما هو تأخيرها عن وقتها المختار , ولم يؤخرها أحد منهم عن جميع وقتها ، فوجب حمل هذه الأخبار على ما هو الواقع
«Смысл слов „умерщвляют молитву“ в том, что они откладывают её, делают её похожей на мертвеца, который испустил дух. Под откладыванием понимается откладывание с лучшего для её совершения времени, а не откладывание на момент выхода молитвы совсем. О современных правителей и живших ранее передается, что они откладывали молитву с предпочтительного  времени совершения, и ни один не откладывал её на время выхода молитвы вообще. Хадисы следует соотносить с тем, что произошло в действительности» (Шарху-н-Навави ‘аля Муслим. Т. 5. С. 147).

Ибн Таймийа (661-768 х/1263-1328 м)  же сказал:

وأما الأمراء الذين كانوا يؤخرون الصلاة عن وقتها ونهى النبي صلى الله عليه وسلم عن قتالهم , فإن قيل: إنهم كانوا يؤخرون الصلاة إلى آخر الوقت فلا كلام , وإن قيل - وهو الصحيح - إنهم كانوا يفوتونها فقد أمر النبي صلى الله عليه وسلم الأمة بالصلاة في الوقت ، وقال: اجعلوا صلاتكم معهم نافلة ونهى عن قتالهم كما نهى عن قتال الأئمة إذ استأثروا وظلموا الناس حقوقهم واعتدوا عليهم
«Что касается правителей, которые станут откладывать молитву с её времени, то пророк, ﷺ, запретил сражаться против них. Если кто-то скажет, что они откладывали совершение молитвы на её последнее время, то здесь не о чем говорить. Если же говорить, и это мнение верно, что они пропускали время молитвы, то пророк велел общине совершать молитву вовремя. Он, мир ему и благословение, сказал: „Делайте вашу молитву с ними добровольной“. И он запретил сражаться с ними, как запретил и сражаться с предводителями, которые захватывают власть, чинят несправедливость против людей и попирают их права» (Маджму‘у-ль-фатауа. Т. 22. С. 61).

Сказал УбайдАллах Мубаракфури (1327- 1414 г.х.):

ظاهر الحديث إخراج الصلاة وتأخيرها عن جميع وقتها، وعليه حمله النسائي.
وقد صح أن الحجاج وأميره الوليد وغيرهما كانوا يؤخرون الصلاة عن وقتها، فينبغي أن يحمل هذا الحديث على الواقع
«Очевидный смысл указывает на то, что имеется в виду откладывание молитвы на то время, пока не выйдет её срок полностью. Так понимал ан-Насаи.
Достоверно передается, что Хаджадж, его эмир Валид и другие откладывали молитву. Необходимо понимать в соответствии с действительностью».

«Миркату-ль-мафатих шарх мишкатуль-масабих» (2/308)
Ибн Хаджар (773-852 г.х/1372-1449 г.м.) сказал:

قد صح أن الحجاج وأميره الوليد وغيرهما كانوا يؤخرون الصلاة عن وقتها، والآثار في ذلك مشهورة
«Достоверно известно, что Хаджадж, его эмир Валид и другие откладывали молитву. Сообщения на эту тему известны» (Фатх аль-бари. Т. 2. С. 14).

Во-вторых.

Под правителями в этом хадисе понимаются правители мусульман. Например, Хаджадж ибн Йусуф, аль-Валид ибн ‘Укба и другие.

Ибн Раджаб сказал:

وقد كان الصحابة يأمرون بذلك ويفعلونه عند ظهور تأخير بني أمية للصلاة عن أوقاتها ، وكذلك أعيان التابعين ومن بعدهم من أئمة العلماء ..... وقد روى الشافعي بإسناده عن ابن عمر أنه أنكر على الحجاج إسفاره بالفجر، وصلى معه يومئذ.
وقد قال النخعي: كان ابن مسعود يصلي مع الأمراء في زمن عثمان وهم يؤخرون بعض التأخير، ويرى أنهم يتحملون ذلك .
وإنما كان يفعل ذلك في أيام إمارة الوليد بن عقبة على الكوفة في زمن عثمان ، فإنه كان أحيانا يؤخر الصلاة عن أول وقتها
«Сподвижники повелевали это и действовали в соответствии с хадисом, когда среди правителей Омеййадов появилась практика откладывания молитвы. Так же поступали и известные таби‘ины, а после них ученые-имамы. <…> Аш-Шафи‘и передал со своей цепочкой передатчиков от Ибн ‘Умара, что он порицал Хаджаджа за то, что тот откладывал утреннюю молитву, пока солнце не становилось желтым, и в один из дней совершил с ним молитву.
Ан-Наха‘и сказал: „Ибн Мас‘уд совершал молитву вместе правителями во времена ‘Усмана. Они несколько откладывали молитву, и он считал, что они станут отвечать за это.
Он поступал таким образом во время эмира Валида ибн ‘Укбы в Куфе во время ‘Усмана. Иногда он откладывал молитву и не совершал в начале её времени“»

(«Фатх аль-Бари», 4/183)

Манави, Общество, Ибн Раджаб аль-Ханбали, Хаджадж, Молла Али Къари, Правление, Навави, Ибн Таймийа, Намаз

Previous post Next post
Up