‘Ади ибн Хатим (да будет доволен им Аллах) рассказывал:“Однажды я пришел к пророку (ﷺ), когда на моей шее висел крест. Он сказал мне: «О ‘Ади, скинь с себя это язычество!»И я слышал, как он прочитал аят: «Они (люди Писания) признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов» (ат-Тауба 9: 31). Я сказал: “Поистине, мы не поклоняемся им!” На что пророк (ﷺ) возразил: «А разве они не запрещают им дозволенное Аллахом, и они считают это таковым? И разве они не дозволяют им запретное, и они считают это таковым?» Я сказал: “Да”. Он ответил: «Это и есть поклонение им!»”
Вывел Тирмизи в "Сунан" (
3095), назвав хадис редким
حَدَّثَنَا
الْحُسَيْنُ بْنُ يَزِيدَ الْكُوفِيُّ ، حَدَّثَنَا
عَبْدُ السَّلَامِ بْنُ حَرْبٍ ، عَنْ
غُطَيْفِ بْنِ أَعْيَنَ ، عَنْ
مُصْعَبِ بْنِ سَعْدٍ ، عَنْ
عَدِيِّ بْنِ حَاتِمٍ ، قَالَ : أَتَيْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَفِي عُنُقِي صَلِيبٌ مِنْ ذَهَبٍ ، فَقَالَ : " يَا عَدِيُّ ، اطْرَحْ عَنْكَ هَذَا الْوَثَنَ ، وَسَمِعْتُهُ يَقْرَأُ فِي سُورَةِ بَرَاءَةٌ اتَّخَذُوا أَحْبَارَهُمْ وَرُهْبَانَهُمْ أَرْبَابًا مِنْ دُونِ اللَّهِ سورة التوبة آية 31 ، قَالَ : " أَمَا إِنَّهُمْ لَمْ يَكُونُوا يَعْبُدُونَهُمْ ، وَلَكِنَّهُمْ كَانُوا إِذَا أَحَلُّوا لَهُمْ شَيْئًا اسْتَحَلُّوهُ وَإِذَا حَرَّمُوا عَلَيْهِمْ شَيْئًا حَرَّمُوهُ " ، قَالَ أَبُو عِيسَى : هَذَا حَدِيثٌ غَرِيبٌ ، لَا نَعْرِفُهُ إِلَّا مِنْ حَدِيثِ عَبْدِ السَّلَامِ بْنِ حَرْبٍ ، وَغُطَيْفُ بْنُ أَعْيَنَ لَيْسَ بِمَعْرُوفٍ فِي الْحَدِيثِ
Также вывел Табарани в "Кабир" (
218), Байхакъи в "Сунан аль-кубра" (
19720), Ибн Аби Хатим в "Тафсре" (
10290), Табари в "Тафсире" (
15353)
Абдуль-Къадир аль-Арнаут в тахридже на книгу "Фатх аль-Маджид" 107, 464 назвал хадис хорошим в силу существования других.
Албани в "Сильсиля ас-сахиха" (3293) сказал, что он хороший благодаря многим путям передачи, и в этой же книге (7/861) он сказал, что в этом хадисе проблема состоит в неизвестности Гъутойифа ибн А'йана
аз-Захаби в тахридже на сборник "ас-Сунан" имама аль-Байхакъи сказал после упоминания этого хадиса: "Гъутайфа назвал слабым ад-Даракъутни. Также было сказано: Гъудайф". См. "аль-Мухаззаб" № 15717.
Ибн Баз в «Аль-Фаваид аль-Ильмия мин ад-Дурус аль-Базия» (3/88): "Великий, важный хадис, но в некоторых его путях - слабость"
От себя: И эта слабость - Гъутайфа - присутвует во всех путях этого хадиса