От Ибн Аббаса передаётся, что Посланник Аллаха (ﷺ ) сказал: «Принимается мольба больного человека вплоть до его выздоровления».
Вывел Ибн Аби Дунья в «Аль-Марад уаль-каффарат/Болезнь и искупления грехов» (
70):
حَدَّثَنَا
سُوَيْدُ بْنُ سَعِيدٍ ، حَدَّثَنَا
عَبْدُ الرَّحِيمِ بْنُ زَيْدٍ ، عَنْ
أَبِيهِ ، عَنْ
سَعِيدِ بْنِ جُبَيْرٍ ، عَنِ
ابْنِ عَبَّاسٍ ، قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : " لَا تُرَدُّ دَعْوَةُ الْمَرِيضِ حَتَّى يَبْرَأَ
В его иснаде - оставленный/матрук Абд-ур-Рахман ибн Зайд и его слабый отец - Зайд ибн аль-Хавари
Албани в "Даиф ат-таргиб" (2031) назвал вымышленным
аль-Ваъи, № 364, статья "Больше всех из людей подвергаются испытаниям пророки, а затем - праведники 2 ч."
==========================
Сообщается от Ибн Мас'уда, который сказал: «Я сидел с Посланником Аллаха (ﷺ), и он улыбнулся. Мы спросили: «О Посланник Аллаха, почему ты улыбнулся?». Он ответил: «Как удивительно дело верующего и его нетерпение при болезни! Если бы он знал, что кроется в болезни, то желал бы оставаться больным до самой встречи со своим Господом». Затем он улыбнулся второй раз и возвёл свой взор на небо. Мы спросили: «О Посланник Аллаха, почему ты улыбнулся и посмотрел на небо?». Он ответил: «Я удивлён двумя ангелами, которые спускаются с небес в поисках верующего раба, который совершал намазы в своей молельне. Не найдя его, они поднимаются к Аллаху и говорят: «О Аллах, такому-то Твоему рабу мы записывали благие деяния днём и ночью. Но Ты подверг его болезни, и мы перестали это делать». И тогда Аллах сказал: «Записывайте Моему рабу деяния, которые он совершал днём и ночью, не уменьшая ничего. Я воздам ему за то, что подверг его болезни, и ему будет воздано за то, что он совершал».
Вывел Ибн Аби Дунья в «Аль-Марад уаль-каффарат/Болезнь и искупления грехов» (
75):
حَدَّثَنَا
مُحَمَّدُ بْنُ يُوسُفَ بْنِ الصَّبَّاحِ ، حَدَّثَنَا
عَبْدُ اللَّهِ بْنُ وَهْبٍ ، عَنْ
مُحَمَّدِ بْنِ أَبِي حُمَيْدٍ ، عَنْ
عَوْنِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ ، عَنْ
أَبِيهِ ، عَنِ
ابْنِ مَسْعُودٍ ، قَالَ : كُنْتُ مَعَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ جَالِسًا فَتَبَسَّمَ ، فَقُلْنَا : يَا رَسُولَ اللَّهِ ، بِمَ تَبَسَّمْتَ ؟ ! فَقَالَ : " عَجَبًا لِلْمُؤْمِنِ وَجَزَعِهِ مِنَ السَّقَمِ ، وَلَوْ كَانَ يَعْلَمُ مَا لَهُ فِي السَّقَمِ أَحَبَّ أَنْ يَكُونَ سَقِيمًا حَتَّى يَلْقَى رَبَّهُ ، ثُمَّ تَبَسَّمَ ثَانِيَةً ، وَرَفَعَ رَأْسَهُ إِلَى السَّمَاءِ ، فَقُلْنَا : يَا رَسُولَ اللَّهِ ، ممَ تَبَسَّمْتَ ؟ فَرَفَعْتَ رَأْسَكَ إِلَى السَّمَاءِ ؟ قَالَ : عَجِبْتُ مِنْ مَلَكَيْنِ نَزَلَا مِنَ السَّمَاءِ يَلْتَمِسَانِ عَبْدًا مُؤْمِنًا فِي مُصَلَاهُ كَانَ يُصَلِّي فِيهِ فَلَمْ يَجِدَاهُ فِيهِ ، فَعَرَجَا إِلَى اللَّهِ ، فَقَالَا : يَا رَبِّ ! عَبْدُكَ فُلَانٌ كُنَّا نَكْتُبُ لَهُ مِنَ الْعَمَلِ فِي يَوْمٍ وَلَيْلَةٍ كَذَا وَكَذَا ، فَوَجَدْنَاهُ قَدْ حَبَسْتَهُ فِي حِبَالِكَ ، فَلَمْ نَكْتُبْ لَهُ شَيْئًا مِنْ عَمَلِهِ , قَالَ اللَّهُ : اكْتُبُوا لِعَبْدِي عَمَلَهُ الَّذِي كَانَ يَعْمَلُ فِي يَوْمِهِ وَلَيْلَتِهِ ، وَلَا تُنْقِصُوا مِنْهُ شَيْئًا ، فَعَلَيَّ أَجْرُ مَا حَبَسْتُهُ ، وَلَهُ أَجْرُ مَا كَانَ يَعْمَلُ
В иснаде отвергаемый\мункар Мухаммад ибн Аби Хумайд
Ибн Хаджар в "Мутолиб Алия" (3/84) сказал, что его иснад - слабый
Захаби в "Арш" (58) и Албани в "Даиф аль-джами" (3681) назвали слабым
аль-Ваъи, № 364, статья "Больше всех из людей подвергаются испытаниям пророки, а затем - праведники 2 ч."
======================================
Со слов Убайды ибн Умайра передаётся, что Пророк (ﷺ), навестив больного, сказал: «В каждой жиле он чувствует боль. И к нему пришла радостная весть от Господа о том, что он не будет подвергнут мучениям после этой болезни».
Вывел Ибн Аби Дунья в «Аль-Марад уаль-каффарат/Болезнь и искупления грехов» (
108):
حَدَّثَنِي
إِبْرَاهِيمُ ، حَدَّثَنِي
أَبُو رَبِيعَةَ ، حَدَّثَنَا
حَمَّادٌ ، عَنْ
ثَابِتٍ ، عَنْ
عُبَيْدِ بْنِ عُمَيْرٍ ، أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، عَادَ مَرِيضًا ، فَقَالَ : مَا مِنْهُ عِرْقٌ إِلَّا وَهُوَ يَأْلَمُ مِنْهُ ، غَيْرَ أَنَّهُ قَالَ : " قَدْ أَتَاهُ آتٍ مِنْ رَبِّهِ فَبَشَّرَهُ أَنْ لَيْسَ عَلَيْهِ بَعْدَهُ عَذَابٌ
1. Хадис - мурсаль. 2. В иснаде - оставленный/матрук Абу Рабиа (Зайд ибн Ауф)
аль-Ваъи, № 364, статья "Больше всех из людей подвергаются испытаниям пророки, а затем - праведники 2 ч.". После упоминания этого хадиса в журнале пришло следующее продолжение:
وَدَخَلَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَى رَجُلٍ مِنْ أَصْحَابِهِ وَهُوَ مَرِيضٌ فَقَالَ: «كَيْفَ تَجِدُكَ؟» قَالَ: أَجِدُنِي رَاغِبًا وَرَاهِبًا، قَالَ: «وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لَا يَجْمَعُهُمَا لِأَحَدٍ عِنْدَ هَذِهِ الْحَالِ إِلَّا أَعْطَاهُ مَا رَجَا وَأَمَّنَهُ مِمَّا يَخَافُ
Пророк (ﷺ), войдя к одному из своих сподвижников, который был болен, сказал: «Как ты?». Тот ответил: «Я хочу к Аллаху и в то же время боюсь Его». (Пророк) ответил: «Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, в ком бы ни собрались эти чувства, в подобном случае Аллах обязательно даст ему то, чего он желает, и обезопасит его от того, чего он боится».
И я этого не нашёл ни в одной из книг сунны
=====================================
Передаётся от Али ибн Абу Талиба, что пророк (ﷺ) сказал: «Кто навестил больного, стремясь к довольству Аллаха, веря в Его обещание и желая награды от Него, того благословляют семьдесят тысяч ангелов, пока он не вернётся домой».
Вывел Ибн Аби Дунья в «Аль-Марад уаль-каффарат/Болезнь и искупления грехов» (
148)
حَدَّثَنَا
سُفْيَانُ بْنُ مُحَمَّدٍ ، حَدَّثَنَا
مُبَشِّرُ بْنُ إِسْمَاعِيلَ ، حَدَّثَنَا
عَبْدُ الْمَلِكِ بْنُ حُمَيْدِ بْنِ أَبِي غَنِيَّةَ ، عَنْ
حَسَنِ بْنِ قَيْسٍ ، عَنْ
كُرْزٍ التَّمِيمِيِّ ، قَالَ : قَالَ
عَلِيُّ بْنُ أَبِي طَالِبٍ : سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، يَقُولُ : " مَنْ عَادَ مَرِيضًا ابْتِغَاءَ مَرْضَاةِ اللَّهِ ، وَتَنَجُّزَ مَوْعُودِ اللَّهِ ، وَرَغْبَةً فِيمَا عِنْدَ اللَّهِ ، وُكِّلَ بِهِ سَبْعُونَ أَلْفَ مَلَكٍ يُصَلُّونَ عَلَيْهِ حَتَّى يَدْخُلَ بَيْتَهُ
В иснаде - неизвестный Хасан ибн Къайс и обвинённый в выдумывании хадисов Суфьян ибн Мухаммад
Между тем, через других передатчиков подобный хадис со слов Али
вывели Ахмад 1/81, 91, 120, 121, Абу Дауд 3098, ат-Тирмизи (969), сказавший, что хадис - хороший, редкий.
аль-Ваъи, № 364, статья "Больше всех из людей подвергаются испытаниям пророки, а затем - праведники 2 ч.".
=================================
Передаётся от Хаввата ибн Салиха ибн Джубайра, от его отца, от деда, что он сказал: «Когда я заболел, то пришёл к Пророку (ﷺ), и он сказал мне: «Пусть будет в здравии твоё тело, о Хавват». Я ответил: «И твоё тоже, о Посланник Аллаха». Тогда (Пророк) сказал: «Исполни то обещание, которое ты давал Аллаху». Я сказал: «О Посланник Аллаха, я не давал Аллаху никаких обещаний». На это он сказал: «Нет, не бывает такого больного, который не говорил бы себе о каком-либо благе. Так исполни то обещание, которое ты давал Аллаху».
Вывел Ибн Аби Дунья в «Аль-Марад уаль-каффарат/Болезнь и искупления грехов» (
160):
حَدَّثَنِي
إِبْرَاهِيمُ بْنُ رَاشِدٍ ، حَدَّثَنِي
مُحَمَّدُ بْنُ الْحَجَّاجِ ، حَدَّثَنَا
خَوَّاتُ بْنُ صَالِحِ بْنِ خَوَّاتِ بْنِ جُبَيْرٍ ، عَنْ
أَبِيهِ ، عَنْ
جَدِّهِ ، قَالَ : مَرِضْتُ فَأَتَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، فَقَالَ : " صَحَّ جِسْمُكَ يَا خَوَّاتُ " ، قُلْتُ : وَجِسْمُكَ يَا رَسُولَ اللَّهِ ! فَصَحَّ ، قَالَ : " فِ اللَّهَ بِمَا وَعَدْتَهُ " ، قُلْتُ : يَا رَسُولَ اللَّهِ ! مَا وَعَدْتُ اللَّهَ شَيْئًا ؟ قَالَ : " بَلَى ، مَا مِنْ مَرِيضٍ يَمْرَضُ إِلَّا وَهُوَ يُحَدِّثُ نَفْسَهُ بِخَيْرٍ فَفِ لِلَّهِ بِمَا وَعَدْتَهُ
Ибн аль-Кайсарани в «Захират аль-Хуффаз» (4/2149) сказал, что в его иснаде - оставленный Мухаммад ибн аль-Хаджадж, Ибн Ади в «Аль-Камиль фи ад-дуафа» (7/327) назвал этого передатчика слабым
аль-Ваъи, № 364, статья "Больше всех из людей подвергаются испытаниям пророки, а затем - праведники 2 ч.".
===================================
Передаётся от Анаса ибн Малика, что Пророк (ﷺ) сказал: «Если Аллах полюбит какого-либо раба или захочет очистить его, то обрушивает на него беды. И если раб, взывая, говорит: «О Аллах!», - то Аллах, отвечая, говорит ему: «Я - перед тобой, Мой раб. О чём бы ты ни попросил меня, Я дам тебе это. Я отвечу на твои мольбы быстро, либо же сделаю их твоим запасом (на день Суда)».
Вывел Ибн Аби Дунья в «Аль-Марад уаль-каффарат/Болезнь и искупления грехов» (
220):
حَدَّثَنِي
أَحْمَدُ بْنُ بُجَيْرٍ ، حَدَّثَنَا
مُوسَى بْنُ دَاوُدَ ، حَدَّثَنَا
بَكْرُ بْنُ خُنَيْسٍ ، عَنْ
يَزِيدَ الرَّقَاشِيِّ ، عَنْ
أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ ، قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : " إِنَّ اللَّهَ إِذَا أَحَبَّ عَبْدًا ، وَأَرَادَ أَنْ يُصَافِيَهُ ، صَبَّ عَلَيْهِ الْبَلَاءَ صَبًّا ، وَثَجَّهُ عَلَيْهِ ثَجًّا ، فَإِذَا دَعَا الْعَبْدُ ، قَالَ : يَا رَبَّاهُ ! قَالَ اللَّهُ : لَبَّيْكَ عَبْدِي لَا تَسْأَلُنِي شَيْئًا إِلَّا أَعْطَيْتُكَ ، إِمَّا أَنْ أُعَجِّلَهُ لَكَ ، وَإِمَّا أَنْ أَدَّخِرَهُ لَكَ
В его иснаде - неизвестный Ахмад ибн Буджайр и слабые Бакр ибн Хунайс и Йазид ар-Ракъаши
Албани в "Сильсиля ад-даифа" (4993) назвал хадис слабым
аль-Ваъи, № 364, статья "Больше всех из людей подвергаются испытаниям пророки, а затем - праведники 2 ч.".
======================================
Со слов Бурайды аль-Аслами передаётся, что Пророк (ﷺ) сказал: «Если мусульманина постигает беда и то, что больше этого, и даже если его кольнёт колючка, то в этом для мусульманина бывает два блага: либо же Аллах прощает ему грехи, которые можно простить только таким образом, либо же возводит его на ту степень почёта, которую можно было постичь только таким образом».
Вывел Ибн Аби Дунья в «Аль-Марад уаль-каффарат/Болезнь и искупления грехов» (
251):
حَدَّثَنَا
سَعِيدُ بْنُ مُحَمَّدٍ الْجَرْمِيُّ ، حَدَّثَنَا
أَبُو تُمَيْلَةَ ، حَدَّثَنَا
أَبُو حَمْزَةَ السُّكَّرِيُّ ، عَنْ
جَابِرٍ ، حَدَّثَنَا
مَنْ ، سَمِعَ
بُرَيْدَةَ الأَسْلَمِيَّ ، يَقُولُ : سَمِعْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، يَقُولُ : " مَا أَصَابَ رَجُلًا مِنَ الْمُسْلِمِينَ نَكْبَةٌ فَمَا فَوْقَهَا ، حَتَّى ذَكَرَ الشَّوْكَةَ إِلَّا لِإِحْدَى خَصْلَتَيْنِ : إِلَّا لِيَغْفِرَ اللَّهُ لَهُ مِنَ الذُّنُوبِ ذَنْبًا لَمْ يَكُنْ لِيُغْفَرَ لَهُ إِلَّا بِمِثْلِ ذَلِكَ ، أَوْ ليَبْلُغَ بِهِ مِنَ الْكَرَامَةِ كَرَامَةً لَمْ يَكُنْ لِيَبْلُغَهَا إِلَّا بِمِثْلِ ذَلِكَ
В его иснаде - неизвестный и оставленный/матрук Джабир (ибн Язид аль-Джу'фи)
Албани в "Даиф ат-таргиб" (1987) назвал хадис слабым