Со слов Абу Хурайры передаётся, что Посланник Аллаха, ﷺ, сказал: «Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: “Я совершенно не нуждаюсь в том, чтобы Мне придавали сотоварищей (, если же) кто-нибудь совершит что-либо не только ради Меня, но и ради кого-то другого[1], Я откажусь и от него, и от его многобожия!”»
Вывел Муслим в "Сахих" (
2985)
حَدَّثَنِي زُهَيْرُ بْنُ حَرْبٍ حَدَّثَنَا إِسْمَعِيلُ بْنُ إِبْرَاهِيمَ أَخْبَرَنَا رَوْحُ بْنُ الْقَاسِمِ عَنْ الْعَلَاءِ بْنِ عَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ يَعْقُوبَ عَنْ أَبِيهِ عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ اللَّهُ تَبَارَكَ وَتَعَالَى أَنَا أَغْنَى الشُّرَكَاءِ عَنْ الشِّرْكِ مَنْ عَمِلَ عَمَلًا أَشْرَكَ فِيهِ مَعِي غَيْرِي تَرَكْتُهُ وَشِرْكَهُ
Также вывели Ахмад (
7802):
حَدَّثَنَا
رَوْحٌ ، حَدَّثَنَا
شُعْبَةُ ، حَدَّثَنَا
الْعَلَاءُ بْنُ عَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ يَعْقُوبَ ، قال : سَمِعْتُ
أَبِي ، يُحَدِّثُ عَنْ
أَبِي هُرَيْرَةَ ، قَالَ : قَالَ لِي رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : قَالَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ : " أَنَا خَيْرُ الشُّرَكَاءِ ، مَنْ عَمِلَ لِي عَمَلًا فَأَشْرَكَ فِيهِ غَيْرِي ، فَأَنَا مِنْهُ بَرِيءٌ ، وَهُوَ لِلَّذِي أَشْرَكَ
Ибн Маджах в "Сунан" (4202; в другой редакции -
4200), Ибн Хузайма в своём «Сахихе» (938), Ибн Хиббан в «Сахих» (
395)
Также вывел Раби' ибн Хабиб в "Муснад" (
61)
أَبُو عُبَيْدَةَ ، عَنْ
جَابِرُ بْنُ زَيْدٍ ، عَنْ
أَبِي هُرَيْرَةَ ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ : " يَقُولُ اللَّهُ تَبَارَكَ وَتَعَالَى : مَنْ عَمِلَ عَمَلا أَشْرَكَ فِيهِ غَيْرِي فَهُوَ لَهُ كُلُّهُ ، وَأَنَا أَغْنَى الشُّرَكَاءِ عَنِ الشِّرْكِ
==============================================
Со слво Абу Са’ида ибн Абу Фадаля, что посланник Аллаха, ﷺ, сказал: «Когда Аллах соберет первых и последних людей в (Судный) день, в наступлении которого нет сомнения, глашатай объявит: «Кто совершал (богоугодные) дела не только ради одного Аллаха, пусть просит свое вознаграждение у того (другого), ибо, поистине, Аллах не нуждается в сотоварищах (равных) в отличии от самих придаваемых ему сотоварищей».
Вывел ат-Тирмизи в "Сунан" (3154), сказав, что хадис - хороший, уединённый
حَدَّثَنَا
مُحَمَّدُ بْنُ بَشَّارٍ ، وَغَيْرُ وَاحِدٍ ، قَالُوا : حَدَّثَنَا
مُحَمَّدُ بْنُ بَكْرٍ الْبُرْسَانِيُّ ، عَنْ
عَبْدِ الْحَمِيدِ بْنِ جَعْفَرٍ ، أَخْبَرَنِي
أَبِي ، عَنِ
ابْنِ مِينَاءَ ، عَنْ
أَبِي سَعْدِ بْنِ أَبِي فَضَالَةَ الْأَنْصَارِيِّ وَكَانَ مِنَ الصَّحَابَةِ ، قَالَ : سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، يَقُولُ : " إِذَا جَمَعَ اللَّهُ النَّاسَ لِيَوْمِ الْقِيَامَةِ يَوْمَ لَا رَيْبَ فِيهِ نَادَى مُنَادٍ مَنْ كَانَ أَشْرَكَ فِي عَمَلٍ عَمِلَهُ لِلَّهِ أَحَدًا فَلْيَطْلُبْ ثَوَابَهُ مِنْ عِنْدِ غَيْرِ اللَّهِ فَإِنَّ اللَّهَ أَغْنَى الشُّرَكَاءِ عَنِ الشِّرْكِ " ، قَالَ أَبُو عِيسَى : هَذَا حَدِيثٌ حَسَنٌ غَرِيبٌ
Ибн Маджа в "Сунан" (4203), Ибн Хиббан в "Сахих" (
409)
В иснаде - приемлемый у Ибн Хаджара и неизвестный у Али ибн аль-Мадини
Манави и Ибн Хаджар аль-Аскалани сказали, что его иснад - сильный/джаид
Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 482.
______________________________________________
Ибн Раджаб аль-Ханбали (736-795 х/1335-1393 м) в книге «Джами’уль-‘улюми валь-хикам» сказал:
- Знай, что дела, совершённые не ради Аллаха, бывают нескольких видов. Иногда это бывает откровенной показухой, как в случае с лицемерами, о которых сказал Всевышний: «А когда они встают на молитву, то встают ленивыми, делая вид пред людьми и лишь изредка вспоминая Аллаха» (ан-Нисаъ, 4:142). Подобная откровенная показуха почти не встречается у верующих при обязательных молитвах и посте, однако может появиться при раздаче милостыни, совершении обязательного большого паломничества и прочих открытых обрядах, а также деяний, польза которых передаётся другим. Искренность при совершении этих деяний очень ценна. Мусульмане не сомневаются, что подобное деяние будет иметь плохой результат, и что совершивший его заслуживает ненависти Аллаха и наказания…
Иногда деяние совершается ради Аллаха, однако его сопровождает показуха. Если показуха проникла в его основу, то деяние является бесполезным, на что указывают достоверные священные тексты.
Далее имам привёл хадисы, указывающие на это и сказал: «Если же с намерением вести джихад смешалось намерение, отличное от показухи, такое как получение вознаграждения за службу, получение части трофеев или торговля, то вознаграждение (от Аллаха) за джихад уменьшается, но он не становится недействительным полностью».
Имам Ахмад сказал: «Торговец и наёмник получают вознаграждение (от Аллаха) в зависимости от искренности своего намерения в походах, и они не равны с тем, кто ведёт джихад своей жизнью и имуществом и не смешивает с этим ничего иного».
‘Абдуллах ибн ‘Амр сказал: «Если кто-либо из вас выступил в поход, и Аллах вознаградил его за это заработком (т. е. трофеями), то не беда. Но если кто-либо из вас выступает в поход, когда получает дирхемы, и не выступает, когда не получает их, то в этом нет никакого блага».
Муджахид, да смилостивится над ним Аллах, сказал о Хадже, совершённом погонщиком верблюдов, наёмным рабочим или же торговцем: «Он совершенный, и вознаграждение за него не уменьшается, ибо главной целью этих людей было совершить Хадж, а не заработать деньги».