Признаки Ислама в дар-уль-харб

Dec 06, 2016 06:20

Сказал Ибн Кудама аль-Макдиси (551-620 г.х./1147- 1223 г.м.):

فَصْلٌ : وَإِذَا صَلَّى الْكَافِرُ ، حُكِمَ بِإِسْلَامِهِ ، سَوَاءٌ كَانَ فِي دَارِ الْحَرْبِ أَوْ دَارِ الْإِسْلَامِ أَوْ صَلَّى جَمَاعَةً أَوْ فُرَادَى
"Раздел: Если неверный совершит намаз, то на него распространится решение о его Исламе, независимо от того, находится ли он на территории войны (дар-уль харбе) или на территории Исламе (дар-уль Исламе), читает он (намаз) джамаатом или один.

وَقَالَ الشَّافِعِيُّ : إنْ صَلَّى فِي دَارِ الْحَرْبِ ، حُكِمَ بِإِسْلَامِهِ ، وَإِنْ صَلَّى فِي دَارِ الْإِسْلَامِ ، لَمْ يُحْكَمْ بِإِسْلَامِهِ ; لِأَنَّهُ يَحْتَمِلُ أَنَّهُ صَلَّى رِيَاءً وَتَقِيَّةً
Сказал аш-Шафи’и (150-204/ 767-820): "Если человек совершит намаз на территории войны (дар уль харбе), то выносится решение об его Исламе, а если на территории Ислама, то не выносится решение об его Исламе, так как есть вероятность того, что он совершил намаз для притворства (показухи) или из-за опасения".

وَلَنَا أَنَّ مَا كَانَ إسْلَامًا فِي دَارِ الْحَرْبِ كَانَ إسْلَامًا فِي دَارِ الْإِسْلَامِ ، كَالشَّهَادَتَيْنِ ، وَلِأَنَّ الصَّلَاةَ رُكْنٌ يَخْتَصُّ بِهِ الْإِسْلَامُ ، فَحُكِمَ بِإِسْلَامِهِ بِهِ كَالشَّهَادَتَيْنِ . وَاحْتِمَالُ التَّقِيَّةِ وَالرِّيَاءِ ، يَبْطُلُ بِالشَّهَادَتَيْنِ . وَسَوَاءٌ كَانَ أَصْلِيًّا أَوْ مُرْتَدًّا
Для нас же то, что является признаком Ислама на территории войны, таковым остаётся и на территории Ислама. Как например, два свидетельства. А также и намаз, так как он является столпом, свойственным только Исламу, из которого выносится решение об Исламе (человека), как и в случае с двумя свидетельствами. А вероятность опасения и притворства будет аннулирован двумя свидетельствами. И нет разницы в том, будет он неверным в своей основе (не принимавшем ранее Ислам) или же вероотступником.

وَأَمَّا سَائِرُ الْأَرْكَانِ ، مِنْ الزَّكَاةِ وَالصِّيَامِ وَالْحَجِّ، فَلَا يُحْكَمُ بِإِسْلَامِهِ بِهِ ، فَإِنَّ الْمُشْرِكِينَ كَانُوا يَحُجُّونَ فِي عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ حَتَّى مَنَعَهُمْ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ : { لَا يَحُجُّ بَعْدَ الْعَامِ مُشْرِكٌ
Но на основании других столпами, наподобие закята, поста и хадж, не будет вынесено решение относительно Ислама (человека), так как многобожники во время Пророка ﷺ совершали хадж до того, как он запретил им это, сказав: «Начиная со следующего года, ни один многобожник не совершит хадж» (Бухари 369, Муслим 1347, Абу Дауд 1946, Ахмад 7913, Дарими 2506, и др.).

وَالزَّكَاةُ صَدَقَةٌ ، وَهُمْ يَتَصَدَّقُونَ .وَقَدْ فَرَضَ عَلَى نَصَارَى بَنِي تَغْلِبَ مِنْ الزَّكَاةِ مِثْلَيْ مَا يُؤْخَذُ مِنْ الْمُسْلِمِينَ ، وَلَمْ يَصِيرُوا بِذَلِكَ مُسْلِمِينَ
Закят - это милостыня и они (неверные) давали милостыню. (В частности,) на христиан Бану Таглиба было возложено в два раза больше того, что было возложено от мусульман. И они от этого не стали мусульманами.

وَأَمَّا الصِّيَامُ فَلِكُلِّ أَهْلِ دِينٍ صِيَامٌ ، وَلِأَنَّ الصِّيَامَ لَيْسَ بِفِعْلٍ ، إنَّمَا هُوَ إمْسَاكٌ عَنْ أَفْعَالٍ مَخْصُوصَةٍ فِي وَقْتٍ مَخْصُوصٍ ، وَقَدْ يَتَّفِقُ هَذَا مِنْ الْكَافِرِ ، كَاتِّفَاقِهِ مِنْ الْمُسْلِمِ ، وَلَا عِبْرَةَ بِنِيَّةِ الصِّيَامِ ; لِأَنَّهَا أَمْرٌ بَاطِنٌ لَا عِلْمَ لَنَا بِهِ ، بِخِلَافِ الصَّلَاةِ ، فَإِنَّهَا أَفْعَالٌ تَتَمَيَّزُ عَنْ أَفْعَالِ الْكُفَّارِ ، وَيَخْتَصُّ بِهَا أَهْلُ الْإِسْلَامِ ، وَلَا يَثْبُتُ الْإِسْلَامُ حَتَّى يَأْتِيَ بِصَلَاةٍ يَتَمَيَّزُ بِهَا عَنْ صَلَاةِ الْكُفَّارِ ، مِنْ اسْتِقْبَالِ قِبْلَتِنَا ، وَالرُّكُوعِ ، وَالسُّجُودِ ، وَلَا يَحْصُلُ بِمُجَرَّدِ الْقِيَامِ ; لِأَنَّهُمْ يَقُومُونَ فِي صَلَاتِهِمْ
Что касается поста, то он присутствует во всех религиях. Он не является (внешне выявляемым) деянием, но представляет из себя лишь отдаление от определенных действий в определенное время. Это, иногда, подобно  мусульманам, совершают и неверные. В этом вопросе не принимается в расчёт намерение поста, так как это - деяние сердца, относительно которого у нас нет знания, в отличие от намаза. Намаз - это действие, которое отличается от действий неверных, и посредством которого мусульмане выделяются среди других. И Ислам человека не будет достоверным до тех пор, пока он не совершит такой намаз, который будет отличается от намаза неверных: (совершён) в направлении киблы, с поясным и земным поклонами. Простое же стояние не сделает намаз отличительным намазом, потому что неверные также встают в своих намазах.

وَلَا فَرْقَ بَيْنَ الْأَصْلِيِّ وَالْمُرْتَدِّ فِي هَذَا ; لِأَنَّ مَا حَصَلَ بِهِ الْإِسْلَامُ فِي الْأَصْلِيِّ ، حَصَلَ بِهِ فِي حَقِّ الْمُرْتَدِّ كَالشَّهَادَتَيْنِ . فَعَلَى هَذَا ، لَوْ مَاتَ الْمُرْتَدُّ فَأَقَامَ وَرَثَتُهُ بَيِّنَةً أَنَّهُ صَلَّى بَعْدَ رِدَّتِهِ ، حُكِمَ لَهُمْ بِالْمِيرَاثِ ، إلَّا أَنْ يَثْبُتَ أَنَّهُ ارْتَدَّ بَعْدَ صَلَاتِهِ أَوْ تَكُونَ رِدَّتُهُ بِجَحْدِ فَرِيضَةٍ ، أَوْ كِتَابٍ ، أَوْ نَبِيٍّ ، أَوْ مَلَكٍ ، أَوْ نَحْوِ ذَلِكَ مِنْ الْبِدَعِ الَّتِي يَنْتَسِبُ أَهْلُهَا إلَى الْإِسْلَامِ ، فَإِنَّهُ لَا يُحْكَمُ بِإِسْلَامِهِ بِصَلَاتِهِ ; لِأَنَّهُ يَعْتَقِدُ وُجُوبَ الصَّلَاةِ ، وَيَفْعَلُهَا مَعَ كُفْرِهِ ، فَأَشْبَهَ فِعْلَهُ غَيْرَهَا . وَاَللَّهُ أَعْلَمُ
И нет в этом разницы между неверным в основе и вероотступником, потому что то, посредством чего неверный становится мусульманином. тем же становится мусульманином становится и вероотступник, как, (например, посредством) двух свидетельств. И на этом основании, если после смерти вероотступника его наследники приведут доказательства того, что он совершал намаз после вероотступничества, то им отдается наследство. Но если он вышел из религии после этого намаза, или его вероотступничество было опровержением какого-либо обязательства (фарда), или какой-либо из священных Книг, или пророка, или ангела или чему-то подобному из ереси, приверженцы которых относят себя к Исламу, - в таком случае га основании его намаза не выносится решение об его Исламе. Потому что он верил в обязательность намаза и совершал намаз вместе со своим неверием. А Аллаху ведомо лучше».

("Аль Мугъни", фасиль 7114)

Шафии, Ибн Кудама, Дар-уль-куфр, такфиристы

Previous post Next post
Up