Dec 05, 2016 06:28
Вопрос Мухаммаду ибн Хассану ад-Дадау:
السؤال هنا عن القول بأن الاجتهاد المطلق ختم بأئمة المذاهب الأربعة هل هو صحيح أو غير صحيح؟
Вопрос: верно ли высказывание о том, что абсолютный иджтихад завершился четырьмя имама мазхабов?
الجواب أنه غير صحيح لأنه جاء بعدهم داوود الظاهري وجاء بعدهم محمد بن جرير الطبري ولا شك أنهما أتيا بأقوال جديدة
Ответ: нет, это не верно, потому что после них пришли Дауд аз-Захири, Мухаммад ибн Джарир ат-Табарий, которые рассмотрели, разобрали и внесли новые положения.
لكن المشكلة هنا أن بعض الذين ابتكروا أقوالا في الأصول هم من أتباع المذاهب الذين ما وصلوا في الفقه إلى مرتبة الاجتهاد المطلق ولا في الحديث ولا في التفسير لكنهم ابتكروا في الأصول، وهؤلاء من أمثال أبي بكر الباقلاني في المذهب المالكي، فلا شك أنه مبتكر في الأصول وأتى بأشياء جديدة ليست لدى المالكية من قبل، ومثله الأفري وابن القصار وابن خويز منداد أتوا بأشياء جديدة غير موجودة لدى المالكية من قبل، وكذلك القرافي من المتأخرين والشاطبي بعده، هؤلاء أتوا بأشياء جديدة غير موجودة لدى المالكيين القدماء، لكن لم تكن أهليتهم في العلوم الأخرى تمكنهم من الاجتهاد المطلق فبقوا داخل المذهب
Однако проблема заключается в том, что некоторые из тех, кто составил правила в науке основы права сами являются последователями своих мазхабов и не достигли степени абсолютного иджтихада ни в фикхе, ни в хадисах, ни в тафсире, а только лишь в усуль аль-фикх. В качестве примера можно привести таких ученых маликитского мазхаба как Абу Бакр аль-Бакыляни, Аль-Африй, Ибн аль-Къассар, Ибн Хувайз Миндад, а после них аль-Къарафи и ещё позднее аш-Шатыби - все они пришли с нечто новым для науки усуль аль-фикх, чего до них в маликитском мазхабе не было, однако их способности в других науках не были достаточными для того, чтобы достичь степени абсолютного иджтихада из-за чего они продолжали оставаться учеными своего мазхаба не выходя за его рамки.
وكذلك في المذاهب الأخرى فمثلا القاضي حسين وأبو المعالي الجويني والغزالي والفخر الرازي والآمدي في المذهب الشافعي لا شك أنهم أتوا بأشياء جديدة في الأصول كثيرة، لكن لم تكن مؤهلاتهم في الأمور الأخرى ترتفع بهم إلى الخروج عن المذهب الشافعي وهكذا
Тоже самое и в других мазхабах. Например, в шафи'итском мазхабе - аль-къоды Хусайн, Абу аль-Ма'али аль-Джувайни, аль-Газалий, аль-Фахр ар-Рази и Амиди - все они принесли много нового в усуль аль-фикх, но их способности в других науках не подняли их до того уровня, при котором они могли бы выйти за рамки шафи'итского мазхаба и т.д.
فالقضية هنا قضية التخصصات، الاكتمال صعب، والذين حصل لهم الاكتمال إلى المرتبة التي توصل أصحابها إلى الاجتهاد المطلق كانوا في عصور متأخرة ما كانت الاحتمالات فيها باقية، فلهذا لا شك أن عصر ابن تيمية كان في ذلك الوقت نهضة علمية كبيرة جدا وبالأخص في الشام ومصر، وظهر فيها فطاحلة كبار جدا في علوم مختلفة، وكان هو تتلمذ على عدد منهم فجمع كثيرا من ما لديهم
Здесь дело (в) специализации, т.е. всё возвращается к приобретенным знаниям и навыкам в какой-то конкретной науке, так как охватить все науки, необходимые абсолютному муджтахиду является сложным. Что же касается тех, которые, усовершенствовав знания этих наук, и,(можно сказать), достиг степени абсолютного иджтихада, то они жили в поздние времена (в отличии от своих предшественников) и поэтому не осталось каких-то вероятностей, предположений, мнений, которые не были приведены или рассмотрены предшественниками. И поэтому нет сомнений, что эпоха Ибн Таймийи была временем очень большого научного подъёма и особенно - в Египте и Шаме. Это было время, когда появились большие, выдающиеся ученые в различных науках у многих из которых он обучался и перенял от них много знаний.
ففي ذلك الوقت مثلا في الحديث الحافظ المزي لا شك أنه جمع فأوعى وتلامذته كذلك، كذلك الهيثمي لا شك أنه من أجمع الناس في الحديث وأبلغهم اطلاعا عليه، وكذلك في الرجال الحافظ الذهبي آية الدنيا في الرجال، ما له مثل في الإسلام في علم الرجال
В то же самое время, например, ученым по хадисам был аль-хафиз аль-Миззи, который, несомненно, собрал все знания этой науки, как и его ученики. Также аль-Хайсами, несомненно, из всех людей (своего времени) больше всех собрал хадисов и был самым осведомленным касательно их. Также хафиз аз-Захаби, который был "чудом/знамением" в науке о передатчиках, подобных ему в этой науке не было никогда.
وبعد هؤلاء تلامذتهم فمثلا الحافظ زين الدين العراقي في الحديث وقال هو: لقيت عددا من الحفاظ وتركت بعدي حافظين فقط، يقول في آخر عمره لم يبق في الدنيا إلا حافظان: ولدي أبو زرعة ابنه هو الولي ولي الدين وأحمد بن علي بن حجر العسقلاني الحافظ، قال: لم يبق في الدنيا غير هذين الحافظين
После этих ученых были их ученики, например: хафиз Зайнуддин аль-'Иракъи в хадисах, который говорил: я встречал много ученых по хадисам, но после себя оставляю только двоих. В конце своей жизни он говорит, что не осталось на земле кроме двух хафизов: Абу Зур'а и Ибн Хаджар аль-'Аскалани.
ثم جاء بعد ابن حجر عدد من الحفاظ الذين كانت منزلتهم كبيرة مثل الديمي مثل السخاوي ومثل ابن فهد المكي ومثل المحب الطبري ومثل السيوطي هؤلاء الأعلام حفظوا كل شيء، السيوطي كان حفظه في المتون عجيبا جدا، والديمي كان كذلك في الحديث عجيب، والسخاوي في الرجال والعلل.
После Ибн Хаджара пришло много хафизов (ученых по хадисам) степень и положение которых были высокими такие как ад-Дайми, ас-Сахави, Ибн Фахд аль-Макки, аль-Мухибб ат-Табари, ас-Суюти - все они были крупнейшими знатоками, выучили все, что было можно выучить. Крайне удивительными были память и заучивание ас-Суютый - текстов, ад-Дайми - хадисов, а ас-Сахави - имён передатчиков и аль-'иляль (науки о скрытых недостатках хадисов).
======================================================
بالنسبة للسؤال عن الإمام الشوكاني هل هو مجتهد مطلق أو هو مجتهد تابع؟
Вопрос относительно имама аш-Шавкани: является ли он абсолютным муджтахидом или он муджтахид таби' (последователь своего мазхаба или имама своего мазхаба)?
الجواب أن تأخر زمانه منعه من رتبة الاجتهاد المطلق، لأنه لم يبق شيء جديد يمكن أن يقوله في مجال أصول الفقه، كل ما يفعله هو تلفيق بين أقوال من سبقوه، ونظير هذا ما ذكرناه من قبل عن شيخ الإسلام ابن تيمية مع البون الشاسع بينهما في الزمان وفي المكانة العلمية وفي غير ذلك، فنحن إذا قلنا إن شيخ الإسلام ابن تيمية لا يصل إلى مرتبة الاجتهاد المطلق فكيف بالشوكاني
Ответ: Так как он пришёл позднее своих предшественников из числа ученых, то это и стало тем, что лишило его возможности заслужить степень абсолютного муджтахида: потому что не осталось ничего нового, что он мог бы внести в науку усуль аль-фикх. Всё что он сделал - это собрал мнения своих предшественников из числа ученых. Примером этому служит то, что мы упомянали ранее о шейх аль-Исляме Ибн Таймиййи, но с большой разницей между ними во времени, степени знания и т.д. И если мы говорим о Ибн Таймиййе, что даже он не достиг степени абсолютного иджтихада, то что говорить о Шавканий.
القضية أن الاحتمالات الأصولية التي تحتملها العقول قد انتهت، فمجرد التلفيق بينها لا يمكن أن يكون صاحبه مجتهدا مطلقا، لأنه لا بد أن يترجح لديه شيء من كلام من سبقه
Дело в том, что вероятности, обсуждаемые в науке усуль аль фикх и которые способен вообразить себе разум уже исчерпаны, а одно только собрание мнений не делает собравшего их абсолютным муджтахидом, так как необходимо, чтобы у него было наиболее вероятное из мнений его предшественников *.
تارة بالنظر إلى دليله، وتارة بكثرة القائلين به، وتارة يرجع عن ترجيحه إلى ترجيح الكفة الأخرى وهكذا،
Но пришел он к этому опираясь на следующее: 1 - анализ доказательств (то есть, как понимаем, изучает аргументацию сторон, после глубокого изучения и детального исследования для него становится ясным, что мнения одних более правильное); 2 - принятие во внимание количества (т.е., как понимаем, учитывает количество ученых, придерживающихся того или иного мнения и не смотрит на их аргументацию); 3 - он оставляет свой тарджих (выбор того, что он считал наиболее правильным) в пользу другого мнения и так далее.
ولهذا فالشوكاني رحمه الله أكثر كتبه تلخيصات لكتب السابقين، فكتابه في الأصول إرشاد الفحول كما سنذكر إن شاء الله في كتب الأصول هو تلخيص لكتاب البحر المحيط للزركشي، وكتابه في التفسير هو تلخيص لكتاب القرطبي وكتاب السيوطي جمعهما فيه، الدر المنثور هو تفسير القرطبي وهكذا في كتبه الأخرى، يحاول التلخيص دائما والجمع، ولهذا فهو في الأصول تارة يرجح قولا ثم ينسى أنه رجحه وفي المسألة اللاحقة يرجح ما يبنى على القول الآخر المرجوح عنده في المسألة السابقة، هذا حصل له في عدد من المواضع في إرشاد الفحول
И поэтому большинство книг Шавкани (да помилует его Аллах) - это сокращенные труды ранних ученых. Например, его книга по основам права - "Иршад аль-фухуль/Руководство великих" является сокращенной книгой "Аль Бахр аль-мухит/Безбрежное море", принадлежащая Аз-Заркаши, о чем мы упомянем в книгах по основам фикха, если будет на то воля Аллаха. Его книга по тафсиру - это краткое изложение книг Куртубий и Суютый, которые он собрал воедино, а книга "Ад Дурр аль Мансур/Рассыпанный жемчуг" - это тафсир Къуртубий (ошибка Дадау - это тафсир Суюти). И так во всех его книгах: он всегда пытается сократить и собрать в один сборник. И по этой причине, иногда можно обнаружить , что в усуль аль-фикх он отдаёт предпочтение какому либо мнению затем забывает о том, что отдал ему предпочтение и после этого в том же вопросе возвращается уже к тому мнению, которое до этого считал слабым. Такое имело место во многих местах в (книге) "Иршад аль-фухуль/Руководство великих".
Иджтихад,
Шаукани,
Дадау