Ибн Дакик аль-‘Ид (ум. 667 г.х. / 1268 г.м.) сказал:
فَلَا يَجِبُ عَلَى الْوَلَدِ طَاعَتُهُمَا فِي كُلِّ مَا يَأْمُرَانِ بِهِ ، وَلَا فِي كُلِّ مَا يَنْهَيَانِ عَنْهُ بِاتِّفَاقِ الْعُلَمَاءِ
«Дети не обязаны слушаться родителей во всём, что они велят, и не обязаны оставлять всё, что они запрещают. В этом ученые единодушны»
(Ихкяму-ль-ахкям шарх ‘умдату-ль-ахкям. 2/296).
Ибн Таймийа (661-728 г.х. / 1263-1328 г.м.) сказал:
ويلزم الإنسان طاعة والديه في غير المعصية ، وإن كانا فاسقين ... وهذا فيما فيه منفعة لهما ولا ضرر عليه ... ؛ لسقوط الفرائض بالضرر . وتحرم الطاعة في المعصية ، ولا طاعة لمخلوق في معصية الخالق
«Человек должен подчиняться своим родителям в том, в чем нет ослушания Аллаху, даже если они являются грешниками, <…> это в отношении того, в чем есть польза для них, и нет вреда для него. Так как обязанности из-за вреда отменяются. Подчиняться в грешном запрещено, и нет подчинения творению в ослушании Творца»
(аль-Ба‘ли. Аль-Ахбару-ль-‘ильмийа мин-аль-ихтийарат аль-фикхийа. С. 170).
Ибн Хаджар аль-Аскалани (773- 852 г.м./ 1372 -1448 г.м) сказал:
وَالْمُرَادُ بِهِ صُدُورُ مَا يَتَأَذَّى بِهِ الْوَالِدُ مِنْ وَلَدِهِ مِنْ قَوْلٍ أَوْ فِعْلٍ إِلَّا فِي شِرْكٍ أَوْ مَعْصِيَةٍ مَا لَمْ يَتَعَنَّتِ الْوَالِدُ
«Под ним (то есть ослушанием) подразумевается проявление со стороны ребенка того, что наносит ущерб родителю. Это может выражаться на словах и в деяниях, если только родители не повелевают совершать многобожие или грех, или если только они не излишне требовательны»
(Фатху-ль-Бари, 10/406)
Сказал Ибн Хаджар аль-Хайтами (909-974 х/1504-1567 м):
كما يعلم من ضابط العقوق الذي هو كبيرة ، وهو أن يحصل منه لهما أو لأحدهما إيذاء ليس بالهين أي عرفا ، ويحتمل أن العبرة بالمتأذي ، ولكن لو كان في غاية الحمق أو سفاهة العقل فأمر أو نهى ولده بما لا يعد مخالفته فيه في العرف عقوقا لا يفسق ولده بمخالفته حينئذ لعذره
«Известно, что чтобы ослушание считалось большим грехом, должен быть нанесен значительный, в понимании людей, вред родителям или одному из них. <…> Однако, если родитель очень слаб умом, или глуп, и велел сыну или запретил ему то, что в соответствии с людскими обычаями не является ослушанием, то своим ослушанием ребенок грешником не становится»
аз-Зауаджир ‘ан иктирафи-ль-кабаир, (
2/401-402)
Шихабу-дин аль-Карафи аль-Малики (ум. 684 г.) сказал:
وكما نمنعه من إذَايَتِهِمَا ، نَمْنَعُهُمَا من إذايته
«Так же, как мы запрещаем ему наносить вред родителям, мы запрещаем и им вредить ему» (аль-Фурук. Т. 1. С. 267-268).
Аль-‘Адави аль-Малики, да помилует его Аллах, сказал:
وكذا لا يجب طاعتهما فيما كان في تركه ضرر ، مثل : أن يأمراه بترك معيشة ، أو صناعة
«Также (сын или дочь) не обязан подчиняться им в оставлении того, что нанесет ему вред. Например, если они велят ему оставить работу или ремесло» (Хашийату-ль-‘Адави. Т. 4. С. 289).
Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:
ما فيه منفعة للإنسان ولا ضرر على الأبوين فيه ، فإنه لا طاعة للوالدين فيه منعاً أو إذناً ؛ لأنه ليس فيه ضرر وفيه مصلحة ، وأي والد يمنع ولده من شيء فيه مصلحة له ، وليس على الوالد فيه ضرر فإنه مخطئ فيه وقاطع للرحم ؛ لأن الذي ينبغي للأب أن يشجع أولاده من بنين أو بنات على فعل كل خير ، ونظير هذا أن بعض النساء يمنعن بناتهن من صوم أيام البيض ، أو من صوم يومي الاثنين والخميس بحجة أن في ذلك مشقة ، وكلفة عليهن ، مع أن الذي يحس بالكلفة والمشقة هن البنات الصائمات ، فلا يحل للوالد أن يمنع ولده من فعل طاعة ، سواء أكان ذكراً أم أنثى ، إلا إذا كان على أحد الأبوين في ذلك ضرر ، كما لو كان الأب أو الأم يحتاج أحدهما إلى تمريض مثلاً ، وإذا اشتغل الابن أو البنت بهذه الطاعة ضَرَّ الأب أو الأم ، فحينئذ لهما أن يمنعاه ، ويجب عليه هو أن يمتنع ؛ لأن بر الوالدين واجب والتطوع ليس بواجب
«Если в чем-то есть польза для человека, но в то же время нет вреда родителям, то (человек) не обязан подчиняться родителям в этом вопросе. Потому что в этом нет вреда, но есть польза, то есть если родитель запрещает сыну то, в чем есть польза, и при этом нет вреда самому родителю, то он ошибается и разрушает родственные связи. Ведь отцу следует поощрять своих детей, сыновей и дочерей, совершать благое. Пример этому: некоторые женщины запрещают дочерям поститься в белые дни лунного месяца (13, 14 и 15 числа), или поститься по понедельникам и четвергам, говоря, что это трудно и тяжело для них. И это несмотря на то, что трудности и тяжести станут испытывать дочери во время поста. Родитель не должен запрещать своему ребенку совершать поклонение, как сыну, так и дочери. Если только это действие не навредит родителю. Например, когда отец и мать нуждаются в медицинском уходе, и в случае, если сын или дочь станут заниматься поклонением, отец или мать не получат должный уход и им будет нанесен вред. В подобном случае они имеют право запретить (дополнительное поклонение), а сын или дочь должны подчиниться. Так как послушание родителей - это обязанность, а дополнительное поклонение - нет» (аш-Шарху-ль-мумти‘. Т. 8. С. 13-14).
=============================
Между тем...
Со слов Абу ад-Дарды передаётся, что посланник Аллаха (صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ) говорил:
وَأَطِعْ وَالِدَيْكَ ، وَإِنْ أَمَرَاكَ أَنْ تَخْرُجَ مِنْ دُنْيَاكَ فَاخْرُجْ لَهُمَا
«...Повинуйся родителям: даже если они велят тебе отказаться от всего мирского, то откажись ради них...».
Вывел Бухари в "Адаб аль-муфрад" (
18) через Шахра ибн Хаушаба
Албани в "Сахих ат-таргиб" (567) сказал, что он - хороший, благодаря дополнительным доказательствам (хасан ли гайрихи)
Ибн Хаджар в "Тальхис" (2/718) сказал, что в его иснаде имеется слабость, но он имеет дополнительстные свидетельства
В версиях Ибн Маджи в "Сунан" (4034; в другой редакции -
4032) и Баззара в "Бахр" (
70) эти слова отсутствуют
Со слов Муаза ибн Джабаля передаётся, что посланник Аллаха, صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ, сказал:
وَلَا تَعُقَّنَّ وَالِدَيْكَ , وَإِنْ أَمَرَاكَ أَنْ تَخْرُجَ مِنْ أَهْلِكَ وَمَالِكَ
«...Не медли с подчинением родителям, даже если они тебе прикажут отказаться от семьи (возможно, имеется ввиду жена) и богатства..."
Хайсами в "Маджму заваид" (
7110 ): "Передали Ахмад (
21503) и Табарани в "Кабир" (
16613; также см. в "Муснад Шамиин", №
2164). Передатчики Ахмада - надёжные, но Абд-ур-Рахман ибн Джубаир ибн Нуфайр (Хадрами) не слышал от Муаза. В иснаде Табарани - Амр ибн Вакъид, и он - лжец.
Албани в "Сахих ат-таргиб" (570) сказал, что хадис - хороший благодаря дополнительным свидетельствам (хасан ли гайрихи), а в "Тахридж мишкат масабих" (57) сказал, что его иснад состоит их надёжных передатчиков, но он оборван.
Со слов Умм Айман передаётся, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
وَأَطِعْ وَالِدَيْكَ وَإِنْ أَمَرَاكَ أَنْ تَخْرُجَ مِنْ كُلِّ شَيْءٍ فَاخْرُجْ
«...Подчиняйся своим родителям: если они тебе прикажут отказаться от всего, то откажись..."
Вывел Байхакъи в "Сунан аль-Кубра" (
13685). Ибн Хаджар в “аль-Амали” (
67) сказал, что этот хадис - хороший, одинокий/гариб. Также его вывел Абд ибн Хумейд в "Муснад" (
1603), но в его иснаде оставленный / матрук Амр ибн Саид ад-Димашкъи.
Также подобный хадис со слов Умамы вывели Ибн Аби 'Асим «аль-Ахад валь-масани» (
3078), Хаким в "Мустадрак" (
6883) и Табарани в "Кабир" (
19986). В их иснадах присуствует слабый, оставленный
Язид ибн Аби Синан. Также в иснаде Хакима имеется
Ахмад ибн Абдул-Джаббар, относительно которого высказывались разные мнения.
Албани в "Сахих ат-таргиб" (571) сказал, что он хороший благодаря дополнительным свидетельствам.
Также подобный хадис передаётся слабым иснадом со слов Убады ибн ас-Самита у аш-Шаши в "Муснад" (
1245), у Лялякаи в "Шарх усуль аль-и'тикъад" (
1235), Ибн Аби Хатим в "Тафсир" (
5332). И в их иснадах, как указал на это Хайсами в "Маджму заваид" (
7114) - неизвестный Салама ибн Шурайх
Подробно этот хадис разобран
здесь.
Аллаху алям, скорее всего эти слова носят рекомендательный характер...