Сахабы и ночные молитвы
حَدَّثَنَا عَبْدُ اللَّهِ بْنُ مُحَمَّدٍ , وَمُحَمَّدُ بْنُ عَلِيٍّ , قَالا : ثنا أَبُو يَعْلَى , ثنا عَبْدُ الصَّمَدِ بْنُ يَزِيدَ ، قَالَ : سَمِعْتُ الْفُضَيْلَ بْنُ عِيَاضٍ ، يَقُولُ : " أَدْرَكْتُ أَقْوَامًا يَسْتَحْيونَ مِنَ اللَّهِ سَوَّادَ اللَّيْلِ مِنْ طُولِ الْهَجْعَةِ , إِنَّمَا هُوَ عَلَى الْجَنْبِ , فَإِذَا تَحَرَّكَ ، قَالَ : لَيْسَ هَذَا لَكِ قُومِي خُذِي حَظَّكَ مِنَ الآخِرَةِ
Фудайль бин ‘Ийад сказал: «Я застал людей, которые стеснялись Аллаха долго спать в течение ночи. Он ложился на бок и, пошевелившись, говорил: “Это не для тебя! Вставай и бери свою долю будущей Жизни!”».
Вывел Абу Ну’айм в «Хилья аль-аулия» (
11802)
Ночная молитва как признак проявления милости Аллаха
حَدَّثَنَا عَبْدُ اللَّهِ بْنُ مُحَمَّدٍ , ثنا إِبْرَاهِيمُ بْنُ مُحَمَّدِ بْنِ الْحَسَنِ , ثنا مُحَمَّدُ بْنُ يَزِيدَ , ثنا يَعْقُوبُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ ، عَنْ مَخْلَدِ بْنِ الْحُسَيْنِ , قَالَ : " مَا انْتَبَهْتُ مِنَ اللَّيْلِ إِلا أَصَبْتُ إِبْرَاهِيمَ بْنَ أَدْهَمَ يَذْكُرُ اللَّهَ ، فَأَغْتَمُ ، ثُمَّ أَتَعَزَّى بِهَذِهِ الآيَةِ : ذَلِكَ فَضْلُ اللَّهِ يُؤْتِيهِ مَنْ يَشَاءُ سورة المائدة آية 54
Мухалляд бин Хусейн сказал: «Каждый раз, встав на ночную молитву, я заставал Ибрахима бин Адхама поминающим Аллаха и молящимся, чем ввергал меня в уныние. Но затем я нашел успокоение в аяте: “Такова милость Аллаха, которую Он дарует тем, кому пожелает. Аллах обладает великой милостью” (Коран, 57:21)».
Вывел Абу Ну’айм в «Хилья аль-аулия» (
11429)
Причина благородства лиц
حَدَّثَنَا سَلَمَةُ بْنُ شَبِيبٍ ، حَدَّثَنَا سَهْلُ بْنُ عَاصِمٍ ، عَنْ رَجُلٍ ، عَنْ إِسْمَاعِيلَ بْنِ مُسْلِمٍ ، قَالَ : قِيلَ لِلْحَسَنِ : مَا بَالُ الْمُتَهَجِّدِينَ مِنْ أَحْسَنِ النَّاسِ وُجُوهًا ؟ قَالَ : " لأَنَّهُمْ خَلَوْا بِالرَّحْمَنِ عَزَّ وَجَلَّ ، فَأَلْبَسَهُمْ نُورًا مِنْ نُورِهِ
Однажды Аль-Хасана (аль-Басри) спросили: «Почему у молящихся ночью самые красивые лица?». Он ответил: «Потому, что они уединяются с Милосердным, и Он покрывает их частицей Своего света».
Вывел Ибн Аби Дунья «Ат-Тахадджуд уа къиям аль-лейль» (
323)
Подобный асар также вывел Абу Бакр аль-Динури в «аль-Муджаляса ва Джавахир аль-Ильм» (
132)
حَدَّثَنَا يُوسُفُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ الْحُلْوَانِيُّ ، نَا عُثْمَانُ بْنُ الْهَيْثَمِ الْمُؤَذِّنُ ، نَا عَوْفٌ الْأَعْرَابِيُّ ، قَالَ : " قِيلَ لِلْحَسَنِ الْبَصْرِيِّ : مَا بَالُ الْمُتَهَجِّدِينَ بِاللَّيْلِ أَحْسَنُ النَّاسِ وُجُوهًا ؟ ، قَالَ : إِنَّهُمْ خَلَوْا بِالرَّحْمَنِ تَبَارَكَ وَتَعَالَى ، فَأَلْبَسَهُمُ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ نُورًا مِنْ نُورِهِ
Её совершение - тяжело для нафса
حَدَّثَنِي عُثْمَانُ بْنُ صَالِحٍ ، حَدَّثَنَا أَبُو دَاوُدَ الطَّيَالِسِيُّ ، حَدَّثَنَا أَبُو حُرَّةَ ، عَنِ الْحَسَنِ ، قَالَ : " مَا نَعْلَمُ عَمَلا أَشَدَّ مِنْ مُكَابَدَةِ هَذَا اللَّيْلِ وَنَفَقَةِ الْمَالِ
Аль-Хасан сказал: «Мы не знаем более трудного поступка, чем ночные молитвы и расходование своего имущества (на пути Аллаха)».
Вывел Ибн Аби Дунья «Ат-Тахадджуд уа къиям аль-лейль» (
16)
Причина отдаления от ночных молитв - греховность
حَدَّثَنَا عِيسَى بْنُ عَبْدِ اللَّهِ التَّمِيمِيُّ ، قَالَ : أَخْبَرَنِي الْوَلِيدُ بْنُ مُسْلِمٍ ، قَالَ : سَمِعْتُ صَالِحًا الْمُرِّيَّ ، يَقُولُ : عَنِ الْحَسَنِ ، قَالَ : " إِنَّ الْعَبْدَ لَيُذْنِبُ الذَّنْبَ فَيُحْرَمُ بِهِ قِيَامَ اللَّيْلِ
аль-Хасана аль-Басри сказал: «Поистине, раб совершает какой-то грех, и тем самым лишает себя возможности молиться ночью и поститься днем».
Вывел Ибн Аби Дунья «Ат-Тахадджуд уа къиям аль-лейль» (
404)
Сокрытие её совершения
حَدَّثَنَا حَدَّثَنَا
عَبْدُ الصَّمَدِ ، حَدَّثَنَا
أَبُو عَقِيلٍ ، حَدَّثَنَا
يَزِيدُ يَعْنِي ابْنَ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ الشِّخِّيرِ ، أَنَّ رَجُلا أَتَى
تَمِيمًا الدَّارِيَّ ، فَقَالَ : " كَيْفَ صَلاتُكَ بِاللَّيْلِ ؟ فَغَضِبَ غَضَبًا شَدِيدًا ، فَقَالَ : وَاللَّهِ لَرَكْعَةٌ أُصَلِّيهَا فِي جَوْفِ اللَّيْلِ فِي السِّرِّ أَحَبُّ إِلَيَّ مِنْ أَنْ أُصَلِّيَ اللَّيْلَ كُلَّهُ ثُمَّ أَقُصَّهُ عَلَى النَّاسِ
Один человек спросил Тамима бин Ауса ад-Дари, да будет доволен им Аллах: «Как ты молишься по ночам?». Тот, рассердившись, сказал: «Клянусь Аллахом, один ракат, совершенный глубокой ночью в тайне, милее для меня, чем молиться ночь напролет, а затем говорить об этом людям!»
Вывел Ахмад в "Зухд" (
729)
وعن ابي بكر المروزي قال كنت مع ابي عبد الله نحوا من اربعة اشهر بالعسكر لا يدع قيام الليل وقراءة النهار فما علمت بختمة ختمها كان يسر ذلك.
Абу Бакр аль-Марвази сказал: «Я был с имамом Ахмадом около четырех месяцев в армии, и он не прекращал молиться ночью и читать Коран днем, но я не знал, когда он читал Коран до конца, поскольку он держал это в секрете».
Ибн Джаузи «Сыфуат ас-Сафуа» (
1/480)
Усердие в чтении Карана во время ночных молитв
مسبح بن سعيد قال: كان محمد بن إسماعيل البخاري إذا كان في أول ليلة من رمضان يجتمع إليه أصحابه فيصلي بهم فيقرأ في كل ركعة عشرين آية، وكان يقرأ في السحر ما بين النصف إلى الثلث من القرآن، فيختم عند السحر في كل ثلاث ليال، ويقول عند كل ختمة: دعوة مستجابة.
Имам аль-Бухари «молился до рассвета и читал от трети до половины Корана, и завершал чтение всего Корана каждую третью ночь, перед рассветом».
Ибн Джаузи «Сыфуат ас-Сафуа» (
2/436)
И напоминаем, что со слов Ибн Умара передаётся, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
مَنْ قَامَ بِعَشْرِ آيَاتٍ لَمْ يُكْتَبْ مِنْ الْغَافِلِينَ ، وَمَنْ قَامَ بِمِائَةِ آيَةٍ كُتِبَ مِنْ الْقَانِتِينَ ، وَمَنْ قَامَ بِأَلْفِ آيَةٍ كُتِبَ مِنْ الْمُقَنْطِرِينَ
«Кто читает в молитве десять аятов, не будет записан в числе небрежных; кто читает сто аятов, будет записан в числе богобоязненных; а кто читает тысячу аятов, будет записан в числе мукантирин».
Хадис передал Абу Дауд (1398), Ибн Хазейма в «Сахих» и Ибн Хиббан в «Сахих» (2572)
Ибн Хаджар в «Натаидж аль-афкар» (3/253) сказал, что он - хороший и имеет подтверждающие свидетельства.
аль-Албани назвал его достоверным в «Сихих Аби Дауд» и в «Сахих аль-джами’» (6439)