О шахидах

Oct 30, 2014 19:25

Сказал Ибн Хаджар аль-Аскалани:

قلت : حديث جابر بن عتيك أخرجه أيضا أبو داود والنسائي وابن حبان ، وقد روى مسلم من طريق أبي صالح عن أبي هريرة شاهدا لحديث جابر بن عتيك ولفظه " ما تعدون الشهداء فيكم " وزاد فيه ونقص . فمن زيادته " ومن مات في سبيل الله فهو شهيد " ولأحمد من حديث عبادة بن الصامت نحو حديث جابر بن عتيك ولفظه " وفي النفساء يقتلها ولدها جمعا شهادة " وله من حديث راشد بن حبيش نحوه وفيه " والسل " وهو بكسر المهملة وتشديد اللام ، وللنسائي من حديث عقبة بن عامر " خمس من قبض فيهن فهو شهيد " فذكر فيهم النفساء وروى أصحاب السنن وصححه الترمذي من حديث ابن زيد مرفوعا " من قتل دون ماله فهو شهيد " وقال في الدين والدم والأهل مثل ذلك ، وللنسائي من حديث سويد بن مقرن مرفوعا " من قتل دون مظلمته فهو شهيد " قال الإسماعيلي الترجمة مخالفة للحديث . وقال ابن بطال : لا تخرج هذه الترجمة من الحديث أصلا ، وهذا يدل على أنه مات قبل أن يهذب كتابه . وأجاب ابن المنير بأن ظاهر كلام ابن بطال أن البخاري أراد أن يدخل حديث جابر بن عتيك فأعجلته المنية عن ذلك ، وفيه نظر ، قال : ويحتمل أن يكون أراد التنبيه على أن الشهادة لا تنحصر في القتل بل لها أسباب أخر وتلك الأسباب اختلفت [ ص: 52 ] الأحاديث في عددها ففي بعضها خمسة وفي بعضها سبعة ، والذي وافق شرط البخاري الخمسة فنبه بترجمة على أن العدد الوارد ليس على معنى التحديد انتهى
Я говорю: "Что касается хадиса Джабира ибн Атика, то его вывели Абу Дауд, Ибн Хиббан и ан Насаи. Муслим же по пути Абу Салиха от Абу Хурайры передал подобное тому, что сказано в хадисе Джабира ибн Атика с его словами: "Кого из вас вы считаете шахидами?", что-то добавив и кое-что убавив из содержания этого текста. К добавленному относятся слова: "И кто умер на пути Аллаха, тот шахид". И у Ахмада из хадиса Убады ибн Самита также передается подобное хадису Джабира Ибн Атика и (добавлены) слова: "И роженица, убитая своим ребенком при родах - шахидка". И у него же из хадиса Рашида ибн Хубайша подобное, вместе со словами: "И чахотка (туберкулез)". И ан Насаи из хадиса Укъбы Ибн Амира: "(Есть) пять категорий (людей), среди которых умершие, относящиеся к одной из них, умели шахидами...", и упомянул среди них умершую при родах. И передали автора "Сунан" и Тирмизи подтвердил достоверность из марфу' хадиса Ибн Зайда: "Кто убит, без имущества на нем, тот шахид". И сказал: " Также, относительно долга, крови, семьи". И у ан Насаи из марфуъ хадиса Сувайд ибн Мукрина: "Кто был убит, без несправедливости на нем, то он шахид". Исмаъили сказал: " Толкование хадиса противоречиво ". И сказал Ибн Батталь: " Данное толкование, в основе, не выходит за пределы хадиса (т.е.,хадис содержит смысл толкования). И это означает, что он погиб прежде исправления своей книги (деяний)" И ответил Ибн Мунир, что со слов Ибн Батталя становится ясным, что Бухари хотел поместить этот хадис Джабира Ибн Атика (в свой Сахих(?)), но смерть опередила его. И в этом разногласия. Сказал (Ибн Батталь(?): " И вероятно, он хотел обратить внимание на то, что Шахада не ограничивается гибелью в сражении, но у нее есть и другие причины. Хадисы приводят различное число этих причин: в некоторых приводится пять причин, в некоторых семь. В тех, которые отвечают условиям Бухари, пять причин. И он обратил внимание в толковании, что приводимое число не является ограниченным по смыслу ( то есть, в смысл приводимой категории, может входить несколько соответствующих категорий)" Закончилась речь.

وقال بعض المتأخرين يحتمل أن يكون بعض الرواة - يعني رواة الخمسة - نسي الباقي . قلت : وهو احتمال بعيد ، لكن يقربه ما تقدم من الزيادة في حديث أبي هريرة عند مسلم ، وكذا وقع لأحمد من وجه آخر عنه " والمجنوب شهيد " يعني صاحب ذات الجنب ، والذي يظهر أنه صلى الله عليه وسلم أعلم بالأقل ثم أعلم زيادة على ذلك فذكرها في وقت آخر ولم يقصد الحصر في شيء من ذلك
И некоторые из поздних исследователей предполагали, что передатчики хадиса (о пяти категориях шахидов) забыли сообщить о некоторых категориях. Я говорю: "Это далекое предположение. Однако, его приближает то, что добавил хадис от Абу Хурайры у Муслима в эти категории. А также, у Ахмада добавляется: " И умерший от кишечных газов - шахид". Преобладающим является то, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сначала упомянул минимальное количество, затем, в другое время, упомянул больше, и не преследовал цель ограничений в этом."
.

وقد اجتمع لنا من الطرق الجيدة أكثر من عشرين خصلة ، فإن مجموع ما قدمته مما اشتملت عليه الأحاديث التي ذكرتها أربع عشرة خصلة ، وتقدم في " باب من ينكب في سبيل الله " حديث أبي مالك الأشعري مرفوعا " من وقصه فرسه أو بعيره أو لدغته هامة أو مات على فراشه على أي حتف شاء الله تعالى فهو شهيد " وصحح الدارقطني من حديث ابن عمر " موت الغريب شهادة " ولابن حبان من حديث أبي هريرة من مات مرابطا مات شهيدا الحديث وللطبراني من حديث ابن عباس مرفوعا المرء يموت على فراشه في سبيل الله شهيد وقال ذلك أيضا في المبطون واللديغ والغريق والشريق والذي يفترسه السبع والخار عن دابته وصاحب الهدم وذات الجنب ، ولأبي داود من حديث أم حرام " المائد في البحر الذي يصيبه القيء له أجر شهيد " ،
У нас собралось, по хорошим путям(передачи хадисов), более двадцати качеств. Из приведенной мною выше совокупности хадисов получается двенадцать качеств. И предшествовал в главе " Кто пострадал на пути Аллаха" хадис марфуъ (возведенный до Пророка, с.а.с.) Абу Малика аль Ашъари " Кого затоптал его конь или верблюд, или укусило насекомое, или умер в своей постели такой смертью, какой пожелал Аллах, тот умер смертью шахида" Даракъутни оценил, как достоверный, хадис от Ибн Умара, р.а.: "Смерть иностранца - Шахада". Ибн Хиббан приводит хадис Абу Хурайры, р.а.: "Кто умер, охраняя границу, тот умер шахидом". Табарани приводит от Ибн Аббаса, р.а., марфуъ хадис: " Мужчина, умерший в своей постели на пути Аллаха - шахид". Также, говорится в хадисах об умершем от болезней живота, об укушенном, утонувшем, подавившемся, о разорванном зверями, об упавшем с животного и с высоты, об умершем от кишечных газов. У Абу Дауда от Умм Харам: "Страдающий морской болезнью в море, которого постигла рвота, получит награду шахида".

وقد تقدمت أحاديث فيمن طلب الشهادة بنية صادقة أنه يكتب شهيدا في " باب تمني الشهادة " ويأتي في كتاب الطب حديث فيمن صبر في الطاعون أنه شهيد ، وتقدم حديث عقبة بن عامر فيمن صرعته دابته وأنه عند الطبراني . وعنده من حديث ابن مسعود بإسناد صحيح " أن من يتردى من رءوس الجبال وتأكله السباع ويغرق في البحار لشهيد عند الله " ووردت أحاديث أخرى في أمور أخرى لم أعرج عليها لضعفها ،
Уже предшествовало то, что кто имел искреннее намерение умереть шахидом, получит степень шахида в "Главе о желании Шахады", и придет в книге медицины хадис, что кто проявлял терпение во время чумы, тот шахид. И предшествовал хадис Ъукъба Ибн Амира о том, кого сбросило его животное, что он же приводится у Табарани. И у него же хадис от Ибн Маъуда, р.а., с достоверным иснадом: "Кто упал с вершины горы, был съеден зверем, утонул в море, то, поистине, он шахид". И пришли другие хадисы, не являющиеся дискредитированными из-за слабости, касательно других дел.

قال ابن التين : هذه كلها ميتات فيها شدة تفضل الله على أمة محمد صلى الله عليه وسلم بأن جعلها تمحيصا لذنوبهم وزيادة في أجورهم يبلغهم بها مراتب الشهداء . قلت : والذي يظهر أن المذكورين ليسوا في المرتبة سواء ، ويدل عليه ما روى أحمد وابن حبان في صحيحه من حديث جابر والدارمي وأحمد والطحاوي من حديث عبد الله بن حبشي ، وابن ماجه من حديث عمرو بن عنبسة أن النبي صلى الله عليه وسلم سئل أي الجهاد أفضل ؟ قال : من عقر جواده وأهريق دمه وروى الحسن بن علي الحلواني في " كتاب المعرفة " له بإسناد حسن من حديث ابن أبي طالب قال " كل موتة يموت بها المسلم فهو شهيد
Ибн Тин сказал: "Все эти виды смерти, в которых содержится суровость, Аллах соизволил для Уммы Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, сделать их освобождением от их грехов и прибавкой к их вознаграждению, посредством которого они достигают степени шахидов. Я говорю: " И то, что явно проявляется, это то, что упомянутые категории не являются равными в степенях. И на это указывает то, что передается у Ахмада и Ибн Хиббана в его Сахихе из хадиса Джабира, и у ад Дарими, Ахмада и Тахави из хадиса Абдуллаха Ибн Хабаши, у Ибн Маджи из хадиса Амру Ибн Ъанбаса, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, был спрошен: "Какой Джихад лучший?" Он ответил: " Того, у кого был убит его конь, и была пролита его кровь". И передает Хасан Ибн Али аль Хальвани в "Китаб аль Маърифа" из хадиса Ибн Абу Талиб, который сказал: " От какого бы вида смерти не умер мусульманин, то он шахид".

غير أن الشهادة تتفاضل وسيأتي شرح كثير من هذه الأمراض المذكورة في كتاب الطب ، وكذا الكلام على حديث أنس في الطاعون إن شاء الله تعالى . ويتحصل مما ذكر في هذه الأحاديث أن الشهداء قسمان : شهيد الدنيا ، وشهيد الآخرة وهو من يقتل في حرب الكفار مقبلا غير مدبر مخلصا . وشهيد الآخرة وهو من ذكر ، بمعنى أنهم يعطون من جنس أجر الشهداء ولا تجري عليهم أحكامهم في الدنيا
Но виды Шахады предпочитаются друг над другом и придет разъяснение о многих болезнях, упомянутых в книге медицины, а также, о словах в хадисе Анаса о чуме, иншаАллах. Из упомянутого вытекает, что шахиды бывают двух видов: шахид Дунья и шахид Ахирата. Шахид Дунья - тот, кто был убит в войне с кяфирами, наступающим и не убегавшим, искренним(ради Аллаха). Шахид Ахирата - это те, о которых упоминалось, с тем смыслом, что им будет дарована награда из рода шахидов, но на них не распространяются законы касательно шахида в этой Дунья. (Например, утонувшего обмывают и заворачивают в саван, а убитого на Джихаде не обмывают и не обворачивают в саван).

وفي حديث العرباض بن سارية عند النسائي وأحمد ولأحمد من حديث عتبة بن عبد نحوه مرفوعا يختصم الشهداء والمتوفون على الفراش في الذين يتوفون من الطاعون فيقول : انظروا إلى جراحهم ، فإن أشبهت جراح المقتولين فإنهم معهم ومنهم ، فإذا جراحهم قد أشبهت جراحهم وإذا تقرر ذلك فيكون إطلاق الشهداء على غير المقتول في سبيل الله مجازا ، فيحتج به من يجيز استعمال اللفظ في حقيقته ومجازه ، والمانع يجيب بأنه من عموم المجاز فقد يطلق الشهيد على من قتل في حرب الكفار لكن لا يكون له ذلك في حكم الآخرة لعارض يمنعه كالانهزام وفساد النية والله أعلم
В хадисе Ирбада Ибн Сария у ан Насаи и Ахмада, и подобное у Ахмада из марфуъ хадиса Утбы Ибн Абда: " Поспорили шахиды и забирающие душу в постели (ангелы) у тех, кто умер от чумы, и было сказано: "Посмотрите на их раны, и если их раны похожи на раны убитых, то, поистине, они с ними и из них". И их раны оказались похожими на раны тех (убитых)" *. Т.е, называние шахидами тех, кто не убит на пути Аллаха, используется в метафорическом смысле. И те, кто разрешает использование слова шахид в прямом и переносном смысле, приводит этот хадис в качестве доказательства. Возражающие утверждают, что шахид используется только в метафорическом смысле, кроме убитого на пути Аллаха, но в Ахирате он не будет обладать этим статусом, если имеются препятствия, например, порочность намерения, или бегство. Аллаху Аълям.

قوله : ( الشهداء خمسة - ثم قال - والشهيد في سبيل الله ) قال الطيبي : يلزم منه حمل الشيء على نفسه لأن قوله : خمسة " خبر للمبتدإ والمعدود بعده بيان له ، وأجاب بأنه من باب قول الشاعر أنا أبو النجم وشعري شعري
Его слова: " Шахидов пять", - а затем сказал, - "и шахид на пути Аллаха". Сказал Тайби: "Это требует соотнесение вещи на саму себя, потому что слово " пять" - это Хабар (сказуемое) для Мубтада (подлежащее), и числительное после него (мубтада) служит его разъяснением ( То есть, все категории шахида - шахиды в прямом смысле). И это соответствует словам поэта: " Я - Абу Наджм, и мои стихи - мои стихи".

. ويحتمل أن يكون المراد بالشهيد في سبيل الله المقتول ، فكأنه قال والمقتول فعبر عنه بالشهيد ، ويؤيده قوله في رواية جابر بن عتيك " الشهداء سبعة سوى القتيل في سبيل الله " ويجوز أن يكون الشهيد مكررا في كل واحد منها فيكون من التفصيل بعد الإجمال والتقدير الشهداء خمسة الشهيد كذا والشهيد كذا إلى آخره

И вероятно шахид на пути Аллаха - это убитый. И как будто, он говорит "и убитый" и подразумевает этим шахида (в прямом смысле). И подкрепляет это его слова в риваяте Джабира Ибн Атика: " Шахидов семеро, кроме убитого на пути Аллаха". Но возможно, что статус шахида утвержден (в прямом смысле) на каждую из этих категорий. И тогда, это будет подробностью после краткости, и перечислением пяти шахидов: такой-то шахид, такой-то шахид".

=============================================

* Передаёт Ирбад ибн Сария, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Шахиды и умершие в своих постелях поспорили в отношении статуса погибших от чумы, и обратились к нашему Господу, чтобы Он рассудил их. Шахиды сказали: «Наши братья были убиты, как были убиты мы». Умершие в своих постелях сказали: «Наши братья умерли в своих постелях, как умерли мы». На что наш Господь сказал: «Посмотрите на их раны, если они схожи с ранами погибших на поле боя, то они из их числа, а значит, и с ними». Раны (погибших от чумы) оказались схожи с ранами погибших на поле боя»

Вывел Насаи в "Сунан" (3149)

أَخْبَرَنِي عَمْرُو بْنُ عُثْمَانَ ، قَالَ : حَدَّثَنَا بَقِيَّةُ ، قَالَ : حَدَّثَنَا بَحِيرٌ ، عَنْ خَالِدٍ ، عَنْ ابْنِ أَبِي بِلَالٍ ، عَنْ الْعِرْبَاضِ بْنِ سَارِيَةَ ، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ : يَخْتَصِمُ الشُّهَدَاءُ وَالْمُتَوَفَّوْنَ عَلَى فُرُشِهِمْ إِلَى رَبِّنَا فِي الَّذِينَ يُتَوَفَّوْنَ مِنَ الطَّاعُونِ ، فَيَقُولُ الشُّهَدَاءُ : إِخْوَانُنَا قُتِلُوا كَمَا قُتِلْنَا ، وَيَقُولُ الْمُتَوَفَّوْنَ عَلَى فُرُشِهِمْ : إِخْوَانُنَا مَاتُوا عَلَى فُرُشِهِمْ كَمَا مُتْنَا ، فَيَقُولُ رَبُّنَا : انْظُرُوا إِلَى جِرَاحِهِمْ ، فَإِنْ أَشْبَهَ جِرَاحُهُمْ جِرَاحَ الْمَقْتُولِينَ ، فَإِنَّهُمْ مِنْهُمْ وَمَعَهُمْ ، فَإِذَا جِرَاحُهُمْ قَدْ أَشْبَهَتْ جِرَاحَهُمْ

Также вывел Ахмад в "Муснад"

Шуайб аль-Арнаут сказал, что этот хадис хороший, благодаря дополнительным свидетельствам.
Албани в "Сахих аль-джами" (8046) назвал хорошим.
Ибн Хаджар, Къасталани, аль-Баззар сказали, что у хадиса хороший/хасан иснад. Ибн Муллякъин тоже назвал хорошим/джаид.

===================================

Ан-Навави (да смилостивится над ним Аллах) сказал: «Ученые сказали: Когда говорят о мученичестве людей, которые не были убиты на пути к Аллаху, имеется ввиду, что в Следующей жизни они получат награду шахидов, но в этом мире их нужно омыть и прочитать по ним погребальную молитву. Мы уже обсуждали это в «Китаб аль-иман». Есть три категории шахидов: шахид в этой жизни и жизни Последующей, который был убит в войне против кяфиров; шахид в жизни Последующий, который не считается шахидом по законам этого мира, и к этой категории относятся те, кого перечислили в хадисе; шахид в этой жизни, который не будет считаться шахидом в жизни Последующей, потому что он украл из военных трофеев или сбежал с поля боя». Конец цитаты.
___________________

О самозащите см. здесь .

__________________________________________

Имам ан-Навави говорил: «Знай, что шахиды бывают трёх видов: первый - это тот, кто был убит на войне в сражении с неверными. Он имеет положение шахида в мире ином по награде, как имеет положение шахида и в мире этом, ибо его не купают и (можно) не совершать по нему молитву. Второй вид шахидов - это те, кто имеет положения шахидов в мире ином, но не в мире этом. Это такие, как умерший от болезней живота, от чумы, умерший при защите своего имущества и прочие из тех, о ком сказано в достоверных хадисах, что он шахид. Такие люди омываются, и по ним совершается молитва джаназа, однако они имеют награду шахидов в мире ином, но не в мире этом. Третий вид - это тот, кто украл из трофеев или был убит, убегая с поля боя. Такой человек имеет положение шахида в мире этом, его не омывают и над ним не совершается джаназа, однако в мире ином он не получает полноценную награду». См. «Шарх Сахих Муслим» 2/324.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Того, кто искренне просил Аллаха стать шахидом, Аллах возвысит его до положения шахидов, даже если он умрёт в своей кровати!» Муслим 1909.

Ибн Хаджар аль-Аскаляни, Отчёт правителей, Навави, Шахиды, Джихад

Previous post Next post
Up