Сказал имам аш-Шатыби (ум. 790 х/1388 м):
ليس للمقلد أن يتخير في [ ص: 80 ] [ ص: 81 ] الخلاف كما إذا اختلف المجتهدون على قولين; فوردت كذلك على المقلد; فقد يعد بعض الناس القولين بالنسبة إليه مخيرا فيهما كما يخير في خصال الكفارة; فيتبع هواه ، وما يوافق غرضه دون ما يخالفه ، وربما استظهر على ذلك بكلام بعض المفتين المتأخرين ، وقواه بما روي من قوله عليه الصلاة والسلام : " أصحابي كالنجوم " وقد مر الجواب عنه ، وإن صح; فهو معمول به فيما إذا ذهب المقلد عفوا فاستفتى صحابيا أو غيره فقلده فيما أفتاه به فيما له أو عليه ، وأما إذا تعارض عنده قولا مفتيين; فالحق أن يقال : ليس بداخل تحت ظاهر الحديث; لأن كل واحد منهما متبع لدليل عنده يقتضي ضد ما يقتضيه دليل صاحبه; فهما صاحبا دليلين متضادين ، فاتباع أحدهما بالهوى اتباع للهوى ، وقد مر ما فيه; فليس إلا الترجيح بالأعلمية وغيرها
«Мукаллид (человек, которые не обладает знаниями Шариата и следует определенному мазхабу или ученому - прим. пер.) не должен избирать определенное мнение, когда, например, существует два мнения ученых. И когда оба они были доведены до мукаллида. Некоторые люди считают, что два мнения были упомянуты для выбора определенного мнения из них, подобно выбору, который предоставляется между видами искупления (за нарушение поста, например, - прим. пер.). В этом случае человек следует своим желаниям и своим интересам и оставляет то, что противоречит этому. И, возможно, он станет подтверждать свои действия словами некоторых современных ученых-муфтиев, усилив его сообщением, которое передается от пророка, мир ему и благословение: „Мои сподвижники словно звезды“. По поводу этого предания уже был ответ. Если оно достоверно, то, следуя ему, мукаллиду будет прощена ошибка, если он невольно последовал какому-то мнению: обратился к сподвижнику или другому за фетвой и последовал фетве, несмотря на соответствие интересам или противоречие им. Если же мукаллиду были представлены два противоположных мнения ученых-муфтиев, то, опираясь на истину, следует сказать, что на подобную ситуацию то предание не распространяется. Так как каждый из ученых следует доказательству, которое указывает ему противоположное тому, к чему пришел другой. Они имеют противостоящие доказательства (истинности своих мнений), и если человек, следуя своим желаниям и чаяниям, изберет одно из мнений, то он станет тем, кто следует свои желаниям и чаяниям. Уже говорилось об этом. Обычному человеку не остается другого выбора, кроме как посредством выделения более знающего человека или другим способом избрать более верное мнение.
وأيضا; فالمجتهدان بالنسبة إلى العامي كالدليلين بالنسبة إلى المجتهد ، فكما يجب على المجتهد الترجيح أو التوقف كذلك المقلد ، ولو جاز تحكيم التشهي والأغراض في مثل هذا; لجاز للحاكم ، وهو باطل بالإجماع
А также нужно отметить, что ученые, выводящие решения /муджтахиды/, по отношению к человеку, не обладающему знаниями, подобны доказательствам, (открывшимся) перед другим муджтахидом. Муждтахид (при двух противоречащих доказательствах) обязан выделить более верное или остановится и не высказывать мнения. Также и мукаллид. И если бы ему было дозволено в решениях избирать то, что соответствует его ожиданиям и желаниям, то подобное было бы дозволенным и для судьи, правителя. Однако это неверно, и противоречит единодушному мнению ученых /иджма‘/.
وأيضا; فإن في مسائل الخلاف ضابطا قرآنيا ينفي اتباع الهوى جملة ، [ ص: 82 ] وهو قوله تعالى : فإن تنازعتم في شيء فردوه إلى الله والرسول [ النساء : 59 ] ، وهذا المقلد قد تنازع في مسألته مجتهدان; فوجب ردها إلى الله والرسول ، وهو الرجوع إلى الأدلة الشرعية ، وهو أبعد من متابعة الهوى والشهوة; فاختياره أحد المذهبين بالهوى والشهوة مضاد للرجوع إلى الله والرسول
На тему вопросов, в которых существуют разногласия, есть кораническое правило. Оно, в целом, не допускает следование желаниям и капризам. (Это правило) в словах Всевышнего Аллаха:
فَإِنْ تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللَّهِ وَالرَّسُول
„Если же у вас тяжба о чем-нибудь, то возлагайте ее решение на Аллаха и Посланника“ (сура „ан-Ниса“, аят 59). В вопросе этого мукаллида столкнулись два мнения ученых-муджтахидов, значит, он должен вернуть их Аллаху и Посланнику, то есть к доказательствам Шариата. Подобное отдаляет человека от следования желаниям и капризам. Выбор же одного мнения из двух, следуя желаниям и капризам, противоречит возврату к Аллаху и Посланнику <…>
وأيضا; فإن ذلك يفضي إلى تتبع رخص المذاهب من غير استناد إلى دليل شرعي ، وقد حكى ابن حزم الإجماع على أن ذلك فسق لا يحل
Также выбор того мнения ученых, что соответствует желаниям человека, приведет к тому, что он станет искать и избирать облегчения /рухса/ из мазхабов, не опираясь при этом на доказательства Шариата. Ибн Хазм сообщил о том, что в соответствии с единодушным мнением ученых, подобное совершать нельзя, и это считается нечестием»
(«аль-Мувафакат»,
5/79-82)