Тавассуль у ханафитов

Oct 02, 2014 05:09

Сказал алляма ‘Аляу-дин аль-Касани аль-Ханафи (ум. 587 г.):

ويكره للرجل أن يقول في دعائه أسألك بحق أنبيائك ورسلك وبحق فلان لأنه لا حق لأحد على الله سبحانه وتعالى جل شأنه وكذا يكره أن يقول في دعائه أسألك بمعقد العز من عرشك وروي عن أبي يوسف أنه لا بأس بذلك لورود الحديث وهو ما روي { عن رسول الله صلى الله عليه وسلم أنه كان يقول في دعائه اللهم إني أسألك بمعقد العز من عرشك ومنتهى الرحمة من كتابك وباسمك الأعظم وجدك الأعلى وكلماتك التامة } ( وجه ) ظاهر الرواية أن ظاهر هذا اللفظ يوهم التشبيه لأن العرش خلق من خلائق الله تبارك وتعالى جل وعلا فاستحال أن يكون عز الله تبارك وتعالى معقودا به وظاهر الخبر الذي هو في حد الآحاد إذا كان موهما للتشبيه فالكف عن العمل به أسلم

«Нежелательно человеку в мольбе говорить: «Я прошу Тебя ради того, что полагается твоим пророкам и посланникам или кому то (другому)». (И это) - потому что Аллах, Свят Он и Велик, ничем никому не обязан. Также в мольбе нежелательно говорить: «Я прошу тебя ради Трона, с которым связано Твое величие». От Абу Юсуфа передаётся, что он в этом не видел вреда, так как подобное передаётся в хадисе от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в котором он в своих мольбах  к Аллаху говорил: «Я прошу Тебя ради Твоего Трона, с которым связано Твоё величие. ради твоего Писания, в котором находятся пределы Твоей милости, и величайшим Твоим именем, Твоим величием и Твоими прекрасными именами и качествами» *. «Захир ар-риваят» (основное ханафитское мнение) состоит в том, что внешний смысл этого текста внушает уподобление, так как Трон является одним из творений Аллаха и немыслимо, чтобы Всевышний был к связан с ним. А если внешний смысл хадиса, не вышедшего за пределы единичной передачи ("ахад"), внушает уподобление, то тогда отказ от поступка на его основе - более безопасно».

«Бада’и с-Сана’и»

* Примечание: Ибн Джаузи в «Мавдуат» (2/464) сказал: вымышленный, без сомнений
Шаукани в «Тухфат аз-Закирин» (233) сказал: вымышленный
Мунзири в «Таргиб ва тархиб» (1/328):

عامر بن خداش هذا هو النيسابوري قال شيخنا الحافظ أبو الحسن كان صاحب مناكير وقد تفرد به عن عمر بن هارون البلخي وهو متروك متهم

Сахави в «аль-Кауль аль-бадиа» «القول البديع» (329) сказал «سنده واه بمرة»

Абу Юсуф, Касани, Тавассуль

Previous post Next post
Up