Имам Абу Исхак аш-Шатыби (ум. 790 х/1388 м) сказал:
وَالثَّانِي قَتْلُ أَهْلِ الْإِسْلَامِ وَتَرْكُ أَهْلِ الْأَوْثَانِ عَلَى ضِدِّ مَا دَلَّتْ عَلَيْهِ جُمْلَةُ الشَّرِيعَةِ وَتَفْصِيلُهَا، فَإِنَّ الْقُرْآنَ وَالسُّنَّةَ إِنَّمَا جَاءَتْ لِلْحُكْمِ بِأَنَّ أَهْلَ الْإِسْلَامِ فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ نَاجُونَ، وَأَنَّ أَهْلَ الْأَوْثَانِ هَالِكُونَ، وَلِتَعْصِمَ هَؤُلَاءِ وَتُرِيقَ دَمَ هَؤُلَاءِ عَلَى الْإِطْلَاقِ فِيهِمَا وَالْعُمُومِ، فَإِذَا كَانَ النَّظَرُ فِي الشَّرِيعَةِ مُؤَدِّيًا إِلَى مُضَادَّةِ هَذَا الْقَصْدِ، صَارَ صَاحِبُهُ هَادِمًا لِقَوَاعِدِهَا، وَصَادًّا عَنْ سَبِيلِهَا، وَمَنْ تَأَمَّلَ كَلَامَهُمْ فِي مَسْأَلَةِ التَّحْكِيمِ مَعَ عَلِيِّ بْنِ أَبِي طَالِبٍ وَابْنِ عَبَّاسٍ3 وَفِي غَيْرِهَا، ظَهَرَ لَهُ خُرُوجُهُمْ عَنِ الْقَصْدِ، وَعُدُولُهُمْ عَنِ الصَّوَابِ...
«…Второе. Это их убийство людей Ислама и оставление многобожников (букв. людей идолов). В противоположность тому, на что указал Шариат, в общем, и в подробностях. Так как Коран и Сунна пришли для того, чтобы сообщить о спасении людей Ислама в этом мире и следующем, и о гибели многобожников: для того чтобы защитить кровь первых и пролить кровь вторых. И если кто-то пришел к тому, что противоречит этой цели Шариата, то такой человек стал разрушающим эти основы, отстраняющим от Шариата. И тот, кто поразмышляет над словами хавариджей в вопросе судейства с ‘Али ибн Абу Толибом, Ибн ‘Аббаса и другими, для него станет ясным их выход с этого пути, разрушение ими основы…»
«Мувафакат»
5/150