О холостяках

Apr 26, 2014 06:18

В статье «Кто воздержится от женитьбы из-за боязни бедноты, тот не из нашего числа», выставленной на сайте "Исламдаг",  приводится следующий хадис:

Однажды к Пророку (мир ему и благословение) зашёл человек, которого звали Укафа. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) спросил: «Женат ли ты?» Тот ответил: «Нет». Тогда Мухаммад (мир ему и благословение) спросил: «Есть ли у тебя наложница?» Тот ответил: «Нет». Пророк (мир ему и благословение) спросил: «Есть ли у тебя возможность жениться?» Тот ответил: «Да, я имущий». Тогда Посланник сказал: «Ты из братьев Сатаны. Если бы ты был христианином, то был бы монахом. Ведь женитьба - это моя сунна, и худший из вас - холостяк, худшие из ваших усопших - это холостяки» (имам Ахмад).

В оригинале:

حَدَّثَنَا عَبْدُ الرَّزَّاقِ ، حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ رَاشِدٍ ، عَنْ مَكْحُولٍ ، عَنْ رَجُلٍ ، عَنْ أَبِي ذَرٍّ ، قَالَ : دَخَلَ عَلَى رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ رَجُلٌ يُقَالُ لَهُ : عَكَّافُ بْنُ بِشْرٍ التَّمِيمِيُّ ، فَقَالَ لَهُ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : " يَا عَكَّافُ ، هَلْ لَكَ مِنْ زَوْجَةٍ ؟ " قَالَ : لَا ، قَالَ : " وَلَا جَارِيَةٍ ؟ " قَالَ : وَلَا جَارِيَةَ ، قَالَ : " وَأَنْتَ مُوسِرٌ بِخَيْرٍ ؟ " قَالَ : وَأَنَا مُوسِرٌ بِخَيْرٍ ، قَالَ : " أَنْتَ إِذًا مِنْ إِخْوَانِ الشَّيَاطِينِ ، لَوْ كُنْتَ فِي النَّصَارَى كُنْتَ مِنْ رُهْبَانِهِمْ ، إِنَّ سُنَّتَنَا النِّكَاحُ ، شِرَارُكُمْ عُزَّابُكُمْ ، وَأَرَاذِلُ مَوْتَاكُمْ عُزَّابُكُمْ ، أَبِالشَّيْطَانِ تَمَرَّسُونَ ! مَا لِلشَّيْطَانِ مِنْ سِلَاحٍ أَبْلَغُ فِي الصَّالِحِينَ مِنَ النِّسَاءِ إِلَّا الْمُتَزَوِّجُونَ ، أُولَئِكَ الْمُطَهَّرُونَ الْمُبَرَّءُونَ مِنَ الْخَنَا ، وَيْحَكَ يَا عَكَّافُ ، إِنَّهُنَّ صَوَاحِبُ أَيُّوبَ وَدَاوُدَ وَيُوسُفَ وَكُرْسُفَ " ، فَقَالَ لَهُ بِشْرُ بْنُ عَطِيَّةَ وَمَنْ كُرْسُفُ يَا رَسُولَ اللَّهِ ؟ قَالَ : " رَجُلٌ كَانَ يَعْبُدُ اللَّهَ بِسَاحِلٍ مِنْ سَوَاحِلِ الْبَحْرِ ثَلَاثَ مِئَةِ عَامٍ ، يَصُومُ النَّهَارَ ، وَيَقُومُ اللَّيْلَ ، ثُمَّ إِنَّهُ كَفَرَ بِاللَّهِ الْعَظِيمِ فِي سَبَبِ امْرَأَةٍ عَشِقَهَا ، وَتَرَكَ مَا كَانَ عَلَيْهِ مِنْ عِبَادَةِ اللَّهِ ، ثُمَّ اسْتَدْرَكَ اللَّهُ بِبَعْضِ مَا كَانَ مِنْهُ فَتَابَ عَلَيْهِ ، وَيْحَكَ يَا عَكَّافُ تَزَوَّجْ ، وَإِلَّا فَأَنْتَ مِنَ الْمُذَبْذَبِينَ " قَالَ : زَوِّجْنِي يَا رَسُولَ اللَّهِ ، قَالَ : " قَدْ زَوَّجْتُكَ كَرِيمَةَ بِنْتَ كُلْثُومٍ الْحِمْيَرِيِّ
تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده ضعيف لجهالة الرجل الراوي عن أبي ذر وللاضطراب الذي وقع في أسانيده

Та'ликъ Шу'айба аль-Арнаута (21488): иснад - слабый, по причине неизвестности того (Абу Умар ас-Сахаби -  в тексте: 'ан раджули/от мужчины), кто передавал от Абу Зарра...

Сказал Ата Абу Рашта в одной из своих фетв:

7- وأما قولك "وهناك حديث يقول بما معناه فساق الأمة هم العزاب"، فهذا الحديث ضعيف، وهو على النحو التالي: أخرج أحمد في مسنده عَنْ رَجُلٍ، عَنْ أَبِي ذَرٍّ، قَالَ: دَخَلَ عَلَى رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ رَجُلٌ يُقَالُ لَهُ: عَكَّافُ بْنُ بِشْرٍ التَّمِيمِيُّ، فَقَالَ لَهُ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «يَا عَكَّافُ، هَلْ لَكَ مِنْ زَوْجَةٍ؟ " قَالَ: لَا... قَالَ: إِنَّ سُنَّتَنَا النِّكَاحُ، شِرَارُكُمْ عُزَّابُكُمْ...». وهذا الحديث إسناده ضعيف لجهالة الرجل الراوي عن أبي ذر، وللاضطراب الذي وقع في أسانيده. وأخرجه الطبراني في الكبير وغيره من طريق بقية بن الوليد، كلاهما عن معاوية بن يحيى، عن سليمان بن موسى، عن مكحول، عن غضيف بن الحارث، عن عطية بن بُسْر - بالسين المهملة - المازني قال: جاء عكَّاف بن وَدَاعة الهِلالي إلى رسولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ... فذكره. وهذا إسناد ضعيف من أجل معاوية بن يحيى الصدفي، وبقية بن الوليد ضعيف أيضاً.
ولذلك فليس العزاب هم بالضرورة شرار الناس، بل قد يكون الأشرار من العزاب ومن غيرهم وفق سيرة كل منهم.

7 - Ваши же слова «есть хадисы, смысл которых указывает на то, что нечестивцами этой Уммы являются холостяки» - то он слабый, и подобный ему вывел Ахмад в «Муснаде» от мужчины, от Абу Зарра, который сказал: «К Посланнику Аллаха (صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ) зашел человек, которого звали Аккаф ибн Бишр Тамими. Пророк (صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ) сказал ему: «О, Аккаф, есть ли у тебя жена?» Он ответил: «Нет». Пророк сказал: «Нашей Сунной является никах (т.е. женитьба), и самые худшие из вас - холостяки…». Этот хадис слабый, т.к. в его цепочке (иснаде) неизвестный передает от Абу Зарра, а также из-за противоречия, которые следуют в других цепочках этого хадиса.
Вывел Табарани в «Кабир» и другие по пути Бакия ибн аль-Валид, оба от Муавии ибн Яхья, от Сулеймана ибн Мусы, от Макхуль, от Гъадыфа ибн аль-Хариса, от Атыйя ибн Буср аль-Мазини, который сказал: «Аккаф ибн Вадаъа аль-Хиляли пришел к Посланнику Аллаха…», и упомянул хадис. Этот иснад также является слабым по причине Муавии ибн Яхья Содафи, и Бакия ибн аль-Валид тоже слабый.
Потому совершенно необязательно, чтобы холостяки были худшими из людей. Напротив, худшими из людей могут быть как холостяки, так и женатые - и это в соответствии с их образом жизни.

Удивительно... Но разве не знает автор статьи, сколь не мало больших учёных - и из них, например, Навави - которые оставались холостяками всю свою жизнь....? Почему бы хотя бы из-за этого ему не задаться вопросом относительно достоверности приводимого им хадиса?......

PS: напоминаю хукм брака (см. слова Хайтами)...

Брак, Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта, Хадис

Previous post Next post
Up