Мы продолжаем уроки даавата.
Сегодня мы расскажем о том, почему и как надо соблюдать стадии даавата.
Пример этого из жизни.
Хороший врач смотрит на причину болезни, а не на ее последствия. И он знает, что если вылечить причину болезни, то ее проявления исчезнут.
Так и да’ий - если он не уделит внимание причинам болезней, а будет лишь бороться с последствиями, его усилия будут напрасны и состояние его «пациентов» не улучшится.
Он также должен смотреть, сколько люди могут нести - т.е. ему не следует давать увеличенную дозу препарата тому человеку, которому хватит и половины, и наоборот.
Например, многие болезни в нашем обществе - из-за незнания и непонимания основ религии, как основ убеждений, так и фикха. И если устранить это невежество, то многие болезни просто пропадут, поэтому нужно начать с основ религии. Но если да’ий будет только бороться с последствиями этого невежества - например, с неисламским поведением - то большая часть его усилий пропадёт зря.
Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, посылал своих представителей в разные стороны Аравийского полуострова. Он учил их, что сначала надо обучить шахаде, затем намазу и посту и затем переходить к другим обязательным и желательным частям религии.
Коран ниспосылался в течение 23 лет. И в самом начале не было аятов о газавате, они пришли после того, как мусульмане переселились в Медину, т.е. прошло более 10 лет после того, как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, был послан посланником.
Айша, р.а. сказала, что если бы аят о запрете алкоголя был бы ниспослан сразу, то курайшиты бы не последовали бы этому запрету, т.к. его употребление было очень сильно распространено. Сначала люди получили знания и понимание религии, а потом уже последовал запрет.
И сегодня надо делать также, а не пытаться закрывать магазины со спиртным, от этого не будет толку. Если люди перестанут пить, продавать спиртное тоже перестанут, т.к. никто не покупает. У нас уже пытались запрещать алкоголь, но толку не было никакого, у тех, кто пил, только увеличилась к этому любовь.
До вознесения (Ми’радж) Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, делали только два намаза - утренний и ночной, по два ракаата. Закят и хадж тоже стали обязательными не сразу.
В Коране есть аят с таким смыслом: «Аллах не возлагает на человека то, что для него под силу». И действительно, Ислам - это не какая-то тяжелая для следования религия, она простая.
Поэтому да’й должен соблюдать стадии даавата.
Есть такое правило: если человек будет торопить события, то Аллах не даст ему дойти до цели, до которой он должен был дойти.
Времена года обычно не сменяются резко - и холода не приходят сразу и тепло не приходит в один день, все происходит постепенно.
Хутба - это обращение к людям.
Есть два вида хутбы - хутба джахилийя и хутба исламия.
Хутба джахилия была до Ислама и эти хутбы проводили на рынке. Этот рынок был неподалеку от Мекки, он назывался ‘Укказ. На этом рынок собирались торговцы, ремесленники, поэты, ловкачи и умельцы. И в это время на этом рынке бывал человек, который оценивал выступающих.
Ораторы красноречиво выступали на разные темы - на тему справедливости, защиты родины, любви, преданности, высоких нравов, уважения и так далее. Это было до Ислама, но такие темы были распространены в то время среди поэтов и ораторов.
И тех, чьи слова оценивали высоко, удостаивали почетного приза - их слова писали золотом на шкурах и эти шкуры называли му’аллакат.
Если мы сегодня попытаемся прочитать эти слова, мы мало что из них поймем - будто бы это и не арабский вовсе, хотя это и есть чистый арабский язык. Мусульмане уже отдалились от такого языка, от языка первых поколений.
На уроках в Дамаске доктор Хусамуддин - один из самых известных ученых в Шаме и знаток арабского языка - сказал нам: «Если бы пастух времен Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, услышал бы наш язык, на котором мы сегодня говорим, он бы посмеялся над нами».
Во время колонизации Англией и Францией арабских стран, колонизаторы стали делить земли и усиленно создавать различия в языке, чтобы разделить мусульман еще и в этом.
Если разделить какую-то в целом моноязычную территорию, например, на 20 частей но, не трогать язык, разделение, по сути, не приведет к разделению между людьми, т.к. они продолжают говорить на одном для всех языке. Но если разделить и языковое пространство - вот в этом случае их разделение будет очень глубоким.
Это подобно тому, как человек делит на кусочки еду, которую собирается съесть - большой кусок не проглотить, а маленькие кусочки съесть можно быстро.
Поэтому сегодня среди арабов распространились разные диалекты и разговорный уличный язык, из-за чего арабы в большинстве своем плохо понимают Коран и Сунну, которые даны нам на арабском языке. Поэтому любой талиб должен хотя бы заглянуть в эти му’аллакаты, чтобы увидеть тот чистый арабский язык, который был раньше.
Когда пришел Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, ваазы и хутбы стали делить на разные виды: те, который читают перед воинами, те, которые читают в мечети и так далее.
Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал перед битвой при Ухуде, обращаясь к сахабам: «Джибриль поместил в мое сердце: «Человек не умрет, пока не получит весь свой ризк, даже тот, который находится очень далеко от него. И насколько бы ризк не задерживался, он все равно дойдет до того, кому он предназначен. Бойтесь Аллаха и ищите ризк красиво».
Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, не сказал: «Мне рассказали, что будет вот так и так, что кто-то из вас побежит за ризком, когда увидит, какая там добыча», он сделал намек. Это и есть метод Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, и его используют авлия Аллаха - они не говорят прямо, а дают человеку намек, чтобы он понял.
Некоторые не поняли смысл слов Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и мусульмане увидели то, что увидели и попали под испытание от Аллаха.
Поспешность в поиске ризка приводит людей к тому, что они попадают в харам. Халиф Али однажды оставил перед мечетью своего коня и попросил кого-то за ним присмотреть, а сам со своим помощником зашел в мечеть помолиться. Тот человек снял с коня уздечку и продал ее на рынке за два дирхама. Когда он вышел, он собирался дать два дирхама за то, что присмотрел за конём, но не нашел его на выходе. Халиф Али послал помощника на рынок за уздечкой, и он пришел, купив эту самую уздечку на рынке. И Халиф Али сказал: «Этот человек получил запретным путем то, что получил бы дозволенным путем, если бы проявил терпение».
Люди из-за ризка боятся говорить правду, видимо, они забыли хадис пророка: «Амр биль ма’руф ва нахью ани мункар не уменьшает ризк человека и не укорачивает его жизнь».
И хотя в другом хадисе сказано, что муъмины другу братья и они подобны органам одного тела - я не нахожу сегодня этого братства среди нас. Например, состоятельный талиб не помогает своему бедному брату, который учится вместе с ним. Более того, он может похвастаться своим новым сотовым телефоном за 15 тысяч или новой одеждой, которая стоит столько-то и столько-то.
Сколько людей, которые вместе служили в армии и ездят друг к другу через огромные расстояния, но ты видишь, как люди, которые 5-6 лет учились вместе в одном медресе и делили многое, после учебы забывают друг о друге.
Мы подобны камням, брошенным в пустыне и никак не связанным между собой. Эти камни, может быть, еще связаны между собой зикром, а мы - нет. И это то, что нам сегодня необходимо.
Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, был одним из умелых хатибов, ораторов времени Пророка, солляллаху алейхи ва саллям. Мы можем найти его красноречивые хутбы, если будем изучать его жизнь, как и жизнь халифа Умара, да будет доволен им Аллах, который говорил очень кратко, но с глубоким смыслом.
Он сказал: «Я подобен человеку, который ведет верблюда на поводке. Я буду его и дальше вести по прямому пути, но вы [руководители мусульман] смотрите, куда ведете тех, кто идет за вами».
У Халифа Али, да будет доволен им Аллах, тоже очень много красноречивых слов, которые можно найти в книгах о его жизни и в других книгах.
Абдуллах ибн Аббас тоже был очень красноречивым человеком. Сабит ибн Кайс и Ата ибну аль Хадж ибни Зарарат, да будет доволен ими всеми Аллах, были хатибами Пророка солляЛлаху алейхи уа саллям. Также Халид ибн Сафван, Шабиб ибни Шайбат, Сухайль ибн Амр - это тоже были известные хатибы Пророка, солляллаху алейхи ва саллям.
Откуда они получили это красноречие? Они получили его не от того, что были арабами, если бы так, это было просто обычное красноречие, которое было до Ислама, как у тех самых поэтов, муааллакаты которых сохранились до наших дней. И были бы просто стихи, с использованием разных образом, аллегории, гротеска и т.д. Но в них не было бы призыва к Истине, и не было бы пользы для людей. А красноречие опиралось на Коран и на хадисы Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, плюс к этому также они обладали красноречием языка, поэтому от их слов было много пользы.
Но если речь идет о каких-то поэтах - что в них есть? Если поэт курит или пьет, какой толк от его стихов?
А теперь посмотрите на байты от имамов, авлия, на байты наших дагестанских алимов, на байты нашего устаза - посмотрите, сколько в них пользы и сколько наставления. Это не просто красивые слова о родине - это наука о том, как правильно строить эту родину, чтобы была польза и в том и в этом мире, так, чтобы Аллах был доволен.
Поэтому искреннее красноречие должно опираться на крепкий каменный фундамент Истины, а не стоять на словах - ведь слова могут поменяться, когда ветер подует в другую сторону и сменится власть.
На этом мы завершаем наш урок.
Хвала Аллаху, Господу миров.