Мы продолжаем наши уроки по правилам даавата.
Мы говорили о том, как да’ию увеличить свою мудрость и оказаться тем, кому Аллах дал знания и понимания религии.
1. Много зикра, получив вирд от истинного устаза
2. Общение с аулия
3. Чтение книг мудрых людей
4. Брать уроки из своего опыта
И другие способы.
Если человек хочет, чтобы даават имел воздействие на людей, он должен соблюдать адабы этого дела, как и в любом другом деле - будь то мирское или дело ахирата.
Человек, который призывает людей к Исламу - это человек, который идет по пути пророков, держится их манхаджа.
Первый адаб. Да’ий должен уметь правильно выбирать (хусн аль-ихтияр) именно ту тему, которая актуальна для этой местности. Да’ий должен красиво говорить при этом.
Это подобно тому, что хороший купец привозит людям именно тот товар, который им больше всего необходим, так и да’ий должен призывать людей, опираясь на то, что больше всего им необходимо.
Да’ий должен разъяснять людям границы халала и харама. Некоторые могут спросить: «Разве люди не знают, что халал, а что харам?». Да, они, может быть, и знают, но да’ий должен сделать другое - он должен суметь показать им грязным и некрасивым то, что шайтан приукрасил для них, например, сигареты или алкоголь, чтобы они убегали от этого и не подпускали близко.
Надо понимать это также как торговцы понимают, что есть сезонный спрос на вещи, или как хозяин понимает, что во время всплеска эпидемии гриппа, ему нужны лекарства от гриппа.
Так и да’ий должен искать те больные места общества, на лечение которых ему следует бросить особые силы, чтобы он не был похож на аптекаря, который заполнил свою аптеку ненужными лекарствами.
Ибн Хаджар аль-Аскаляни поначалу не имел разрешения на обучение, после того, как ему дали разрешение, один алим сказал другому: «Все люди ушли на его уроки, к нам перестали ходить». «Конечно» - ответил второй, «Ты годами рассказываешь только о том, как правильно посещать отхожее место, а я годами рассказываю о том, как совершать Хадж и другого мы не умеем, потому и ходят к нему на уроки».
Поэтому да’ий должен смотреть, что именно нужно людям больше другого и давать им это - он должен уметь правильно расставлять приоритеты и правильно выбирать актуальные для людей вопросы и разъяснять их.
Есть много книг, переведенных на русский язык. Некоторые из них переведены таким сложным языком - что их и не прочитаешь вовсе. А есть и те, которые переведены простым языком, понятным большинству людей, поэтому люди берут от этих книг пользу.
В Дагестане все еще гораздо сложнее. У нас здесь десятки народностей, даже если взять одних аварцев и среди них есть много разных людей, которые друг друга не понимают. Поэтому в Дагестане даават - это особенно сложное дело.
Некоторые люди приходят на похороны и обращаются там с проповедью, которую стоило бы прочесть на свадьбе, и приходят на свадьбу, рассказывая о смерти. Надо понимать, что говорить в каждом месте. Если попал на похороны, человек должен рассказать о том, что мы все потомки Адама, а.с., и все вкусим смерть, нам надо встречать смерть близких с терпением.
Многие неопытные да’ии допускают эти ошибки. В проповеди надо сначала рассказать о ценности знаний и о разуме, о Творце, Который выделил человека разумом, чтобы мы познали Его, и кроме этого, послал нам пророков, чтобы они донесли до нас Истину. И после этого цитировать аяты и хадисы, чтобы человек понял всю важность тех цитат, который он слышит. Это все нужно человеку рассказать, чтобы он понял, что Ислам еще 1400 лет назад объяснил многое, о чем он даже не задумывается сегодня.
Если, например, человек говорит о дарвинизме, он не должен сначала читать аяты Корана, чтобы люди не встали против Корана и не стали отрицать аяты или говорить, что мы пытаемся Кораном ограничить науку.
Надо сначала рассказать о тысячах и тысячах разных животных и спросить - неужели среди всего этого огромного количества видов вы не нашли никакого другого, кроме обезьяны, от которой, как вы утверждаете, произошел человек?
Ведь есть много других животных, которые более развиты, чем обезьяны - почему от них не мог произойти человек?
Саид Рамазан аль-Бути рассказывал нам на уроках, что сам Дарвин писал, что его теория о происхождении человека от обезьяны - лишь высказанное им предположение и что он высказал его не для того, чтобы человек стал воевать против Всевышнего.
И после того, как привели доводы разума, тогда можем сказать о Коране, который был ниспослан 1400 лет. Был ниспослан Пророку, солляллаху слейхи ва саллям, который сам не умел читать и писать, но его Аллах одарил знанием и выделил. И вот в Коране в Суре Ниса сказано, что человечество произошло от Адама и Хавы (Евы).
А если мы сразу набросимся на людей и скажем: «Дарвин - кафир и не надо его слушать и что все эти дарвинисты - кафиры», тогда они просто посчитают нас фанатиками и лишь утвердятся в своем заблуждение.
Поэтому надо следить за тем, как доводишь истину до людей. Ведь что такое фанатизм? Это когда человек заблуждается, но твердо стоит на своем заблуждении и не отказывается от него. А Ислам чист от этого, поэтому да’ий должен уметь правильно доносить истину до людей. Нужно убежденно следовать только Истине, где бы она бы не была.
Итак, призывающий должен правильно выбирать тему, слова, место и время. А не подобно некоторым людям, которые критикуют выборы, когда они уже прошли. Они подобны тем, кто говорит о какой-то напасти, когда она уже пришла и принесла проблемы и трудности.
При этом человек должен быть свободным. Т.е. он не должен работать на кого-то, на какую-то группу людей с корыстными интересами или с какими-то определёнными политическими или иными целями.
Также он должен быть свободным от пороков, чтобы говорить свободно на любую тему. Например, он не сможет порицать воровство, курение, алкоголизм, взяточничество и прочие пороки людей, если он сам имеет к ним хоть какое-то отношение.
Иначе он уподобится тому самому хозяину аптеки, который торгует лишь лекарствами от гриппа, хотя людям нужны разные препараты. Или тем двум, которые говорили об имаме Ибн Хаджаре аль-Аскаляни.
Далее.
Вааз (наставление), урок, лекция и другие виды обращений - каждое имеет свои особенности и нельзя их смешивать.
Наставление должно иметь четкую тему и состоять из необходимых цитат, слов, сравнений, доводов разума. И должно быть ограничено временем. Оно должно быть подобно красивому ювелирному украшению - в нём не должно быть ничего лишнего.
Мы должны заинтересовать людей, как, например, это умеют делать на телевидении - люди постоянно смотрят сериалы из-за того, что они сделаны так, чтобы человеку было интересно смотреть фильм дальше.
Человек должен хорошо знать тему, о которой говорит, и должен правильно проговаривать имена ученых. Если он не знает тему, его не станут слушать.
Из-за того, что призывающие к Исламу люди сегодня в большинстве некомпетентны, народ не получает знаний и не получает должного наставления и это стало болезнью.
Посмотрите вокруг - сколько людей сумело сплотить вокруг себя огромное количество людей? Так неужели да’ий не может сделать то же самое и собрать людей, разъясняя им истину и наставляя их?
Сколько в мире всяких разных лидеров, которые смогли сплотить свой народ вокруг себя, сколько людей, которые достигли высот в науках. Некоторые полетели в космос, кто-то изобрел много полезного для людей, а мусульмане так и сидят - ни в религии не развиваются, ни в мирском.
Далее.
Призывающий должен знать имена исламских лидеров, праведных предков, ученых, правителей и других великих людей. Как один человек, рассказывая какую-то историю, при мне сказал: «тот человек из Кахиба», я ему говорю: «Не «человек из Кахиба», а Хасан-афанди из Кахиба, куддиса сирруху». Люди порой и не такое говорят - разве их кто-то станет слушать? Нет, они только станут посмешищем. Человек должен знать своих предков.
Далее.
Да’ий должен достойным образом хвалить того, о ком рассказывает, не переходя при этом границы. То есть, ему следует сказать: «Пусть Аллах будет доволен этим ученым и даст другим тавфик следовать его примеру».
На этом мы завершаем наш урок.
Хвала Аллаху, Господу миров.