Sep 25, 2012 07:21
Пишет Имам Шаарани (898-973 х.) в «Лятаифу Минан валь Ахляк»:
«Из того, чем одарил меня Аллагь: (это) соблюдение этики перед моими шейхами и мюридами.
Я не восхваляю их, кроме как в присутствии тех, кто имеет о них крепкое убеждение, …»
Т.е. он не восхвалял устазов перед людьми, не имеющие итикада (убежденности) в истинности устаза, как это сегодня делаем мы.
«… и не проявляю чрезмерность в восхвалении их таким образом, что у людей останется неприятие…»
Т.е. чтобы они не смотрели на учеников устаза как на дураков. Например, когда устаз идет по дороге, муриды подбегают к нему, не дают нормально пройти, делают непонятные вещи вокруг него. А люди вокруг думают: «Кто это идет, и что это делают муриды вокруг него?».
«… ко мне или к моим шейхам и огорчатся их некоторые ровесники»
Если одного человека возвеличивать, а его ровесника нет, то у такого человека появится неприязнь, если нет итикада в устазе.
«Поэтому я говорю (иногда) временами: "был такой-то случай у меня с одним мюридом (или шейхом)", при этом не уточняю имя шейха, если там находится хоть один из его ровесников, который не описан качествами хвалимого (того кого я хвалил), проявляя милость над шейхом и его ровесниками»
Люди, которые не убеждены в устазе, будут таить злобу в себе и делать нечестие по отношение к нему, из-за зависти к его положению. И это также является добром по отношению к тем людям, потому что их сердце будет огорчаться, когда будут слышать восхваления своего ровесника, а не их самих.
А сегодня, когда по телевидению крутят нашиды с музыкой, читают стихи в честь устазов, и отбросили данные слова имама Шаарани, не может быть, чтобы не увеличилось количество людей нечестия. Не может быть, чтобы мы не приобрели себе врагов и не может быть, что бы устазы не пострадали от этих бед.
Некоторые могут сказать: «Разве Пророка, соллаллаху аляйхи васаллям, не восхвалял Хасан Ибн Сабит, разыяллаху анху?» .
Мы ответим, что Хасан Ибн Сабит, разыяллаху анху, восхвалял Пророка, солляллаху аляйхи васаллям, потому что Пророк «магсум» - «сохраненный от грехов».
Таким образом, мы не должны в этом деле следовать за Пророком, солляллаху аляйхи васаллям, потому что мы не сохранены от грехов. Мы должны следовать за четырьмя халифами: Абу Бакром, Умаром, Усманом и Али, разыяллахум анхум аджмаин. Посмотрите в «Ихья» историю о том, какой ответ дал Умар асхаб, разыяллаху анху, человеку, который начал его восхвалять. Также посмотрите на то, что говорил Абу Бакр асхаб, разыяллаху анху. Нравилось им быть восхваляемыми или нет?
Поэтому такое проведение аналогий - «кыяс» - с Пророком, солляллаху аляйхи васаллям, является ложным кыясом, т.е. не имеющим основания.
«Это то, что случается с многими мюридами шейхов нашего века, они чрезмерны в восхвалении своего шейха до того, что над ними начинают смеяться люди»
А сегодня когда пускают нашиды и мавлиды в честь устаза до самого Гудермеса, вперемешку с музыкой, похожей на рок, сколько насмешек в нашу сторону мы услышим?
«Случилось у некоторого невежды, что ему пришлось подготовить свою дочь выдать замуж, и появилось у него нужда купить матрац и одеяло, и не было у него денег. Он пошел к продавцу, с мешочком, наполненным волосами своего шейха, чтобы оставить его в залог. И тогда продавец посмеялся над ним и сказал: "если даже ты принесёшь большой мешок, наполненный волосами шейха, то я не возьму её в замен на новую вещь". После этого некоторое время люди рынка смеялись над этим человеком, и долгое время издевались над ним.
И следует для шейха предостеречь свой джамаат (имеются ввиду "муридов") от восхваления себя, ..."
Даже если шейх ничего не говорит своим муридам, это не значит что можно чрезмерно и не к месту восхвалять шейха
"... когда он их увидит проявляющими чрезмерность в восхвалении себя ..."
А сегодня мы выстраиваемся в ряды за устазами, собираемся огромными скоплениями на мавлидах, и делаем другие "показательные восхваления".
" ... или же есть для него опасность того, что его султан может выгнать из своего ханства издав указ на это.
Случилось такое, что шииты проявили чрезмерность в восхвалении Али, разыяллаху анху, и Али их сжёг огнём, и начали они кричать в огне "сейчас мы удостоверились что ты - Аллах, потому что не сжигает огнём никто, кроме Аллаха". И после этого Али, разыяллаху анху, сказал: "О, Аллах! я свидетельствую, что я их удерживал как смог"
Ты остерегайся, о мой брат, снисходительности твоих друзей в чрезмерности в восхвалении тебя. Поистине в этом есть козни, а Всевышний Аллах - Направляющий тебя (к истине) и хвала Господу миров!!!»
[имам Шаарани, «Лятаифу Минан» известная как «Минануль Кубра» 467-468 стр.]
Также имам Шаарани пишет следующее в "Анваруль кудсия":
"Мурид не тот, кто гордится устазом, а тот, кем гордится устаз"
А что сегодня у нас есть такого, чтобы наши устазы могли гордиться нами?
Устазы не должны быть рекламной приманкой для зарабатывания денег, а сегодня мы видим полные базары нашидов в честь устаза и его фотографии на прилавках. А разве этому учат нас шейхи?
[Комментарии Абу Арифа ад-Дагистани.]
получение знаний,
мусульмане,
тонкости понимания,
музыка,
адаб,
шейхи тариката