Библия и скрипка
Так бы оно и продолжалось, если бы не самый знаменитый немецкий миссионер Людвиг Номменсен. Точнее, знаменитым он стал именно после обращения батаков в Истинную Веру. Добиться этого Номменсен решил с помощью двух вещей - поддержки голландских властей и запрета батакской музыки. Собственно, метод подавления традиционной исторической культуры - это классический христианский прием. В 1880-ых миссионер прибыл на озеро Тоба с Библией и скрипкой.
Он построил первую миссию на Самосире в 1893 году и стал требовать от голландских властей запретить жертвенные ритуалы и батакскую музыку, что, по его мнению, должно было послужить главным ударом по традиционной религии. В какой-то мере ему это удалось с помощью местного короля Сидабатера. Скрипка, правда, не прижилась, и со временем стало ясно, что Истинную Веру™ Номменсену пришлось немного подкорректировать, соединив лютеранство с местным анимизмом. Жесткие западные догматы не проходили ни в какую. Ригоризм не прокатывал.
Но к такому положению вещей христиане тоже давно привыкли и пошли на уступки, примерно так же, как в Африке. Поэтому то, что получилось в результате деятельности «скрипача», ортодоксальным христианством назвать сложно. И сегодня местные лютеранские шаманы пасторы в случае болезни или какого другого несчастья пару дней стучат в батакские барабаны, прогоняя лесных духов бесов и дьяволов и вовсе не возражают против ритуального заклания буйвола или традиции выкупа за невесту. А каннибализмом батаки уже лет пятьдесят и не занимались к тому времени, не иначе как от несварения желудка от потребления голландских миссионеров. Но победу над каннибализмом Номменсен, естественно, приписал себе. Эта нестыковка не сильно смущает составителей различных путеводителей, которые на голубом глазу пишут, что каннибализм у батаков исчез к 1826 году благодаря Номменсену, который прибыл на Тобу в 1881-ом... (здесь цифры от источника к источнику плавают, иногда указывается, что каннибализм исчез в 1816 году, иногда - что в 1826, а Номменсен приехал то в 1881, то в 1861 году, но, в любом случае - никак не раньше).
Осталось, правда, неизвестным, как именно Номменсен поступил со смоковницами, учитывая, что
«Для батаков священен варингин (по другому это дерево называют баньяном или - как в Библии - смоковницей). Они считают его деревом жизни, ведь именно из него было создано все живое. А сделал это единый всемогущий бог Омпунг - видимо, из-за веры в него батаки с такой легкостью принимали христианство, что проповедовавшей его там во второй половине XIX века Людвиг Номменсен был даже признан самым успешным миссионером всех времен и народов» (
здесь).
Может, св. отец засушил все деревья по примеру Христа? По крайней мере, я смоковниц здесь никаких не заметил.
Я люблю Иисуса
Итак, батаки стали христианами, и с тех пор приговоренных к смерти перестали съедать, а стали просто, по-библейски, забивать камнями. Сегодня все население Самосира и окрестностей - поголовно христианское. Психокод бывших каннибалов сработал на христианские байки об евхаристии. Церковная музыка тоже свою роль сыграла. Батаки теперь - страстные певцы лютеранских гимнов. Церкви на воскресной службе битком набиты. Вскоре после «лютеранизации» к уже готовому пирогу присоединились и католики. Им удалось отбить у конкурентов значительную часть паствы рассказами о том, что только они поедают Христа правильно, в отличие от лютеран, которые причащаются «в осуждение себе».
Занимаются батаки теперь, по прежнему, выращиванием риса, капусты и кукурузы, да изготовлением рубашек, напоминающих об их славном прошлом:
Любят они также вырезать христианские крестики со словами «Я люблю Иисуса»
Иисус их в ответ тоже любит, но несколько своеобразно, учитывая цунами 2004 года, унесшее на Суматре, вероятно, около 130 000 жизней - точно никто не знает. Старик-батак, отвозивший меня в Пангураран, рассказал, что лишился сына, невестки и внука, живших в наиболее пострадавшем от цунами Аче.
Православные прозелиты
Недавно организовалась в Индонезии и православная церковь,
вот интервью с отцом Даниилом:
«Архимандрит Даниил: Распространение православия я начал по возвращении в Индонезию с города Соло, с нуля: я был единственным православным священником и прихожанином. Но, с Божьей помощью, православием постепенно заинтересовались и другие индонезийцы. Так родилась Индонезийская православная церковь, официально зарегистрированная министерством по делам религии в 1991 году. Церковь росла, у нас становилось все больше рукоположенных священников, и в 1985 году мы стали совершать литургии в Джакарте...»
Однако вскоре православные батюшки поняли, что лучше в деле распространения православия не заниматься самодеятельностью, а заручиться поддержкой РПЦ:
«Архиепископ Илларион: Мы продолжаем быть зарубежной частью Русской православной церкви. Наша Австралийская и Новозеландская епархия невелика, и поэтому я просил, чтобы церковь России тоже пришла на помощь, особенно в подготовке кандидатов на священство. Церковь России более приспособлена к этому, поскольку располагает семинариями, которые подготавливают миссионеров-катехизаторов». (там же)
Так что новоявленные индонезийские православные мечтают о том, чтобы Русская Православная Церковь поделилась с ним священниками и деньгами, честно заработанными российскими церковниками на торговле водкой и сигаретами, на многочисленном мелком бизнесе вроде
сдачи в аренду под офисы отобранной поликлиники и на прочих богоугодных и не облагаемых налогами промыслах. Вот, кстати, и сам православный батюшка Даниил.
Очень скоро православные поймут, что в Джакарте ловить нечего, и переместятся поближе к батакам. Ждем-с. Правда, православные заранее уже подложили себе свинью, назвав в
широко разрекламированной богоугодной православной книжке «
Благотворное цунами» жителей Суматры, наиболее пострадавшей от катаклизма, пидорасами и педофилами и искренне радуясь огромному количеству детей, отправившихся в ад. Так что остается вероятность того, что бывшие «начитанные каннибалы», ознакомившись с этим душеспасительным произведением, вспомнят былые времена, и используют в отношении отца Даниила «стол для разделки» по его былому назначению.
Воскресная месса
В воскресенье батаки стайками тянутся в церкви, понатыканные на каждом холме. Та, у которой мне пришлось остановиться, оказалась католической. Остановился я, впрочем, у церкви не по своей воле - это Господь милостью своею подсунул мне на горной дороге буйвола, уворачиваясь от которого, пришлось наехать на мирно переползающую дорогу змею. Сворачивать дальше уже было некуда - справа обрыв. Змея намоталась на колесо мотобайка. При этом она, сцуко, не подохла, а подавала явные признаки жизни. Проходившие мимо батаки дружелюбно помогли решить проблемку, размотав змею и выбросив ее на хер. Попутно они объяснили, что змея не ядовита. Вот хрен их, змей, разберешь - в Таиланде точно такая же метровая и черная - очень даже опасна. Один из батаков тут же объяснил мне, что это был знак от Господа, и мне следовало бы пройти тут же с в церковь. Я вежливо отказался, объяснив, что мы, мол, люди православные, а католики дают причастие без Крови Господа, посему принимать Тело Господне всухомятку мне не в кайф. Батак закивал с пониманием, бросив на меня уважительный взгляд. Врубается. Не зря они плоть казненных бычьей кровью запивали, ох не зря...
После этого батак живо заинтересовался православием. Я, вспомнив слова Раффлза о любимых батаками в былые времена подошвах ног, ничуть не покривя несуществующей душой, объяснил, что Главная Православная Святыня - это как раз подошва ноги матери Господа, висящая
в церкви у метро Чертановская: Батаку понравилось. Так я проверил возможность будущего прозелитизма батюшки Даниила. Может мне открыть здесь небольшой православный храмик? А что, батаки народ трудолюбивый, вон сколько попов-дармоедов прокармливают. Одним больше, одним меньше...
Спустя полчаса, когда я уже пил кофе у местного садовода - владельца пары десятков кофейных деревьев, еще один батак предложил пойти с ним в церковь. Я опять вежливо отказался, мотивируя тем, что еще не помню наизусть никейский «Символ Веры», а без этого мне ходить по церквям западло. Мой собеседник был искренне удивлен неизвестным для него понятием и стал допытывать меня, что же это такое. Я же, вспомнив
известную картинку, вольно воспроизвел перевод ее подписи.
- Ну это что-то вроде «Да, я действительно верую, что космический еврейский зомби, который является собственным отцом, даст мне вечную жизнь если я буду поедать его плоть и кровь и телепатически сообщать ему, что принимаю его как своего господина, чем смогу освободить свою душу от тех злых проклятий, которыми опутано человечество за то, что семь тысяч лет назад некая говорящая змея уболтала женщину-ребро несанкционированно съесть плод с чудо-дерева».
- Как то мудрено ты это загнул... - Задумчиво ответил батак. - Я гораздо проще все это понимаю.
- Как же именно?
- Проще. Я так понимаю, что причащаться надо чаще - вот и все дела. - Он плотоядно щелкнул языком и побрел на мессу.
Пища Господа
Как и на Ломбоке, здесь в условно туристских местах (полуостров Тук Тук) подторговывают грибами - психоделики издавна были частью местной культуры, как собственно, и у любых народов. Продаются они практически открыто - полиция дальше Амбариты не высовывается.
Так как я по туристским местам практически не тусовался и от всяких Тук-Туков держался подальше, то этот аспект обошел меня стороной. Для интересующихся - можно почитать, например,
здесь:
«Узнали, как религия относится к психоделике. Оказывается, padre говорит, что те, кто ест грибы, не попадут в рай. Но когда дело идет о заработке и о том, чтобы самому «поторчать», все плевать хотели на padre. Традиции анимизма (древней религии батаков) великолепно сохранились (анимизм- обожествление живой и неживой природы). Сам хозяин, оказывается, очень любит съесть дозу и уставиться на какой-нибудь портрет. Картинка оживает и начинает двигаться, разговаривать и т. д. По словам хозяина дома, это гораздо интереснее TV».