Супервулканы
На сегодняшний день вулканологам известно более полутора тысяч вулканов. Но только лет двадцать назад появился термин «
супервулкан». Их открытие тут же обросло газетными страшилками про конец света, имеющим, похоже, под собой некоторые основания. Выяснилось, что зрелище, показанное в голливудских фильмах «Пик Данте» и «Вулкан» - ерунда по сравнению с тем, что произойдет при извержении супервулкана. Появился даже фильм «Supervolcano: The Truth About Yellowstone» (производство ВВС), представляющих возможное извержение как начало грандиозного катаклизма. Вулканическая зима, падение средней температуры падает на 10-20 градусов, метровый слой горячей золы почти по всей Земле, небо над всей Землей, затянутое черными тучами и т.д. Ну и, понятно, «вымрем все» от удушья, отравления сероводородом, кислотных дождей и прочих прелестей. Надо заметить, что в отличие от большинства эсхатологических предсказаний, зерно правды в этом есть. По геологической временной шкале, естественно. Когда-нибудь он может взорваться. Подробнее о прогнозах и ужастиках можно почитать, например,
здесь.
Супервулканов на сегодня известно четыре.
Но за последние пару миллионов лет взрывался только один - Тоба на Суматре, что зафиксировано даже в книге рекордов Гиннеса. Эта самая большая на Земле кальдера (испанское caldera, буквально - большой котел, котлообразная впадина с крутыми склонами и ровным дном. Образуется главным образом вследствие провала вершины вулкана) размером 35 на 100 километров изначально сформировалась 1,2 миллиона лет назад, а последний взрыв произошел немногим более 70 тыс. лет назад - по геологическим меркам совсем недавно. Извержение было ничего так себе. Даже в Индии пепел из вулкана Тоба ложился кое-где слоем в шесть метров. Возможно, именно это извержение стало одной из основных причин начала очередного малого ледникового периода на Земле, воздействовав на климат на всей планете.
Существует даже гипотеза, что именно извержение Тобы помогло кроманьонцам, то есть нашим предкам, в конкурентной борьбе неандертальцами. Ибо после взрыва Тобы, вызвавшего маленький ледниковый период, уже ни мышцы, ни шерсть от бескормицы от страшных морозов не спасали - надо было огонь разводить да строить ловушки на мамонтов, что неандертальцы, вроде бы, не умели. Посему наши предки их ловили и поджаривали на этом самом огне себе на ужин, пока неандертальцы не закончились.
***
Итак, Суматра. Остров в Индийском океане, в западной части Малайского архипелага, пересеченный пополам экватором. Километрах в трехстах выше экватора лежит самое большое в Юго-Восточной Азии вулканическое озеро (не верьте тем, кто пропускает слово «вулканическое» -самое большое по размерам озеро в ЮВА - Tonle Sap в Камбоджи) и одно из самых глубоких озер в мире - Тоба.
Посередине этого озера находится образовавшийся во время последнего извержения Тобы остров Самосир, размером с Сингапур.
Именно там, на острове и в 200 - 300 километрах вокруг него, и живут известные племена бывших «охотников за головами» - батаков. Туда я и отправился - посмотреть, как сегодня поживают бывшие каннибалы, а ныне, естественно, христиане.
Правосудие по-батакски
Каннибализм у батаков существовал в другой форме, чем, скажем у папуасов с Новой Гвинеи. Вообще говоря, любой Священный Каннибализм решет две задачи. Одна, общеизвестная, - это переход силы, смелости, ловкости и мудрости поедаемого, вплоть до представления его богом, передающим свои качества через съеденную плоть. Что нашло свое отражение, например, в каннибализме ацтеков и, в конечном счете, в христианском понятии слияния с Божеством - «обожении», когда «Христос вселяется в человеческое сердце через Церковные Таинства» (архимандрит Георгий,
Обожение как смысл человеческой жизни). «Какое страшное благословение - быть причастниками Святых Таинств, - восклицает далее архимандрит, прекрасно понимая истоки христианских «таинств» и честно поясняет, - мы воспринимаем и используем мир евхаристически». И другая сторона каннибализма, на которую как-то меньше обращают внимание, хотя она явно прописана даже в простом
словаре Брокгауза: «одним из наиболее первобытных мотивов каннибализма должна быть признана ярость, инстинктивное желание уничтожить врага в буквальном смысле этого слова». Поскольку при этом «съедением врага последний совершенно уничтожается» (
там же), то это обстоятельство и дало мне основание предложить в конспирологическом ключе версию, что
изначально христианская евхаристия имела в своей сути как раз стремление уничтожить Христа.
Так вот батаки, которые ранее наследовали мудрость своих родителей путем их поедания (как писал Марко Поло, побывавший на Суматре еще в 1292 году, хотя писал он лишь на основании слухов), со временем сосредоточились в основном на втором аспекте каннибализма. Большей частью они стали есть преступников. Надо думать, что преступников было не так уж и много, ибо все знали, какое наказание может им грозить за нарушение закона, а страх быть съеденным - это подсознательный древний инстинктивный ужас для человека.
Тех, кто все же осмеливался нарушить местные законы и обычаи, для начала ждала тюрьма. Провинившегося сажали вот в такую клетку, где он и дожидался суда:
После этого короли нескольких поселений собирались на суд. В поселке Амбарита сохранилось место судебных заседаний с 300-летними каменными сидениями, где за круглым столом собирался высокий суд, на котором кроме королей присутствовали судья и адвокат обвиняемого.
Если на процессе вина подсудимого была доказана, то его либо съедали сразу, либо, в зависимости от обстоятельств дела, ждали подтверждения от главы деревни, где жил обвиняемый. Если глава деревни был согласен с приговором, то он посылал ткань, которой закрывалось лицо осужденного и тарелку с солью и лимонами - как приправу для плоти. После получения такого подтверждения несчастного уволакивали на кухню с разделочным столом, в двадцати метрах от суда:
Там его ослепляли, надрезали тело, приправляли раны перцем и чесноком, затем забивали палками до смерти и только потом точили меч, отрубали голову и окончательно разделывали на столе. Каждое действие производилось на отдельном каменном сооружении. Затем поедали. Сырым. Такое наглядное правосудие, вероятно, желание совершать правонарушения отбивало сильно. Обычай запивать эту скромную трапезу кровью буйвола, на мой взгляд, происходит как раз из-за того, что это - преступник, а не «храбрый враг». То есть перенять его качества никто не хотел, хотели лишь уничтожить «зло». А кровь буйвола - это что-то вроде божественного противоядия. Ведь обожествление и поклонение буйволам, помогающим возделывать рис, здесь было испокон веков, наглядное свидетельство чему батакские дома, крыши которых (неискушенные в вопросах развития религий туристы обычно принимают эти крыши за проекцию лодок) выполнены в форме рогов буйвола.
Местные жители с удовольствием продемонстрировали мне весь процесс разделки тушки преступника. За бесплатно - из любви к искусству;-)
При изображении ритуала батак каждую фразу заканчивал плотоядным «ням-ням», понятным на всех языках.
- «Вот здесь еще живого разрезали, ням-ням, поливали раны лимоном и специями, ням-ням, вот здесь точили нож, ням-ням...»
- «А вегетарианцы у вас были?»
- «Бывали иногда... - Недовольно морщится, всем своим видом выражая сожаление: «в семье не без урода». - Но они не должны приходить на суд. Если пришел - то должен есть. А если пришел и не ешь, то тебя тоже... ням-ням».
Рыба Жизни
Так себе батаки и жили, не обращая внимания ни на проповедников ислама, ни на христианских миссионеров, тусующихся на Суматре уже несколько веков. Единственной их проблемой была малочисленность преступников. Зато если на радость племени преступник все же обнаруживался, то вся деревня собиралась в ожидании решения суда, чтобы поучаствовать в наказании отщепенца. «Лучшими кусками считались ладони и подошвы ног», - писал в 18 веке сэр Томас Раффлз, основатель Сингапура и губернатор английских колоний на Яве и Суматре.
Батаки долгое время представляли проблему для христианских миссионеров. Эта проблема не была, конечно, таким глобальным обломом,
как в случае с пираху, но до самого конца XIX века принимать христианство каннибалы отказывались. Это было не типично, ибо христиане уже привыкли, что все каннибалы с радостью христианство принимали. Собственно, все племена каннибалов - сегодня христиане. Бывших племен каннибалов, ставших дружно буддистами, синтоистами или даже мусульманами не зарегистрировано. И батаки никуда не делись, стали христианами в 95-ти процентной мусульманской Индонезии, наряду с племенами каннибалов с других островов - даяками с Борнео, яли с ПНГ и пр., принесшими Индонезии сомнительную славу самой «каннибальской» страны современного мира.
Португальцы прибыли на Суматру еще в 1509 году, но на Тобу никто не совался - внушающая страх репутация батаков, как «охотников за головами» работала в течение столетий. С XVII века до середины XX века Суматра была колонией Нидерландов. Только 17 августа 1945 года Индонезия получила независимость и остров стала ее частью. Голландцы и назвали это озеро Toba Meer, Морем Тоба, поскольку озеро огромно - более чем 400 квадратных миль, в два раза больше Женевского озера. Примерно в это время здесь начали появляться миссионеры. Они поражались высокой культурой «начитанных каннибалов» - так служители культа прозвали батаков, ибо те прекрасно сочетали каннибализм с передовые технологиями возделывания риса и развитой письменностью. А еще наши каннибалы обожали играть в шахматы, пришедшие сюда из Индии. И сегодня в любом из многочисленных «буфетов» (warung kopi) в горной местности можно наблюдать местных шахматистов, в свободное от работы на поле время разрабатывающих шахматные комбинации. Если вы - слабый игрок, то подумайте, прежде чем садится с ними играть - мат Легаля в семь ходов они знали задолго до того, как Легаль родился. Батаки - одни из лучших шахматистов на Востоке. В каждой деревне есть свой эксперт по шахматам, и давно известна история, как босой крестьянин-батак поставил в безвыходное положение голландского чемпиона мира в гранд-отеле в Медане.
Но вернемся к христианам. Самих миссионеров поначалу никто не ел - ибо, вроде, и не враги, и не преступники. А глупое размахивание заплесневелыми сухарями с рассказами, что это тело их Бога, убеждало батаков только лишь в невменяемости христиан. К тому же обычно и с сухарями была проблема, и находчивые священники пытались рекламировать в порядке инкультурации евхаристию на рисе (как в случае с эскимосами приходилось объявлять Святыми Дарами рыбу). Что батакам казалось еще более дико - они и так рис всю жизнь ели, без всяких христианских заморочек, да и в дальнейшем в переведенной на батакский Библии ни слова о рисе не находилось (позже христиане эту проблему решат, конечно, и в современном китайском переводе Библии будет написано «Я есмь Рис Жизни», а при переводе тех же слов на язык алеутов святитель Иннокентий Московский (XIX в.) напишет «Я есмь Рыба Жизни», пояснив что «для алеутов рыба является тем же, чем для нас хлеб»). Однако со временем особо упорным миссионерам удалось-таки внушить каннибалам, что их рассказы о Теле Христовом - сущая правда, и что добиться близости с Богом можно только поедая его тело, чем они, миссионеры, всю жизнь и занимались. Батаки прислушались к Слову Господню и начали все же, наконец, есть миссионеров. Многие миссионеры в результате своих проповедей нашли на концах копий батаков свой долгожданный путь из этого мерзкого мiра в «райские кущи» Иеговы. По странной христианской логике такая смерть, о сладости которой ранее так вдохновенно проповедовали миссионеры, им самим почему-то не нравилась. Мученическая смерть, обеспечивающая, казалось бы, долгожданный VIP пропуск мученика без очереди в Царствие Небесное, внушала проповедникам ужас. Миссионеры сдались и стали обходить окрестности озера с его «охотниками за головами» стороной.
У мусульман тоже практически ничего не получалось. Единственная близкая к батакам народность, принявшая ислам - это минангкабау, которых иногда относят к батакам, что, собственно говоря, не верно. Кроме похожей архитектуры домов их мало что связывает. И живут они на западе Суматры, вдалеке от центра батакской культуры - Самосира. Исламизацию в Аче в основном совершили несколько паломников из минангкабау, вернувшихся домой после путешествия в Мекку. Этих паломников назвали «падри» от порта Pedir (или Pidie) в Аче, откуда они отправились на хадж в 1803 году. Через десяток лет движение падри захватило области минангкабау, продвигая наиболее ортодоксальный ислам и подавляя традиционные местные традиции. Для этого, правда, последователям «падри» пришлось для начала переубивать в 1815 году множество местной знати. Центральные же батаки на любой прозелитизм монотеистов по-прежнему чихали.
(продолжение восследует
здесь)