Детки под печкой (церковные печи - 2)

Aug 16, 2007 20:27

Дети издавна связаны с печками. Я не о бабе Яге, варящей младенцев в горшочках - изначально связь была не такая прямая, а более мистическая. Печки использовались для "дожаривания младенцев", но еще не в каннибалистическом смысле, а в виде ритуально-мистического "допекания" недоношенного плода.
допеки младенца )

Leave a comment

Comments 66

apochromat August 16 2007, 18:10:39 UTC
А там ничего не говорится о следах зубов на детских костях?..

Reply

absentis August 16 2007, 19:27:14 UTC
Полагаю, это им не пришло в голову проверить;-) Да и не смогли бы, не антропологи.
Пока увидел только вот что:
По первой ссылке "с середины 18 века - такие погребальные обряды прекращаются". Уточнение:
По канонам православия покойников следовало хоронить в «освященной» земле, то есть поблизости от церкви. Поэтому до 1772 года умерших горожан (в колодах) хоронили при церквах ... После указа 1772 года возникают первые, так называемые общие кладбища. (ДОМОВЫЕ ЦЕРКВИ И ЧАСОВНИ http://www.egregor.ru/pravoslavie/hram1.html)
Итак, государство почему-то решает отнять у церкви монополию на кладбища. Официально - "в церковных оградах не хватало места, чтобы вместить всех умерших". Может, оно и так, но год уж больно странный. Ибо именно тогда начинается охота на хлыстов и секту от них - скопцов. В 1772 году Екатерина II издает указ о расследовании их деятельности.
"Впервые государственная власть столкнулась со скопцами в 1772 г. ...Буквально в течение месяца была ( ... )

Reply

haha2raza December 20 2009, 13:53:32 UTC
с ума сойти, а я то, живя в Орле, удивлялась, откуда там такое непривычное количество не только католиков, лютеран, но и сектантов, особенно баптистов, благополучно переживших советское время. А там, оказывается, давние истоки... идеологической терпимости.
ну, с другой стороны, в родимом Загорске этого должно было быть в разы меньше, чем в остальных городах. Так что может мне с непривычки показалось.

Reply


yosha_orlow August 16 2007, 20:00:44 UTC
Мда... сколько еще тайн в обрядах кроется?

Не понимаю почему под печкой? Хотя были же обряды, когда при закладке храмов и важных домов приносилась человеческая жертва?

Печки то же важная часть церкви, вот только не пойму насколько важная.

Плюс русскому христианству могло достаться еще каких то обрядов от старинных времен. на подобие троицы и масленицы (не поощрямой впрочем, но явно со следами человеческих жертв).

Reply

yosha_orlow August 16 2007, 20:30:22 UTC
Специфичен обряд захоронения под печью у Рода.Это обычай поклонения предкам и культ очага.Печь-"попе-
чи-тель", домашний алтарь. А храм, дом Божий только под куполом неба.Кривичи на холме возводили вложенные валы-полумесяцы.В центре-огонь.Церемониал включал групповое шествие по сворачивающейся спирали.Такой ход унаследовали старообрядцы, но это и в византийской церкви.
Это я накопал тут http://rostowskaja.narod.ru/archiv/relig1.htm

А вот что пишет Рыбаков про связь горшков для варки и урн у древних http://paganism.msk.ru/liter/rybakov15.htm

Reply

yosha_orlow August 16 2007, 20:34:17 UTC
А обряд заворачивания трупов в бересту похоже фино-угорских корней.
http://www.museum.murom.ru/wwwmus/archaeol/golub_87/index.htm

При обряде трупоположения умерших клали в могилы без гробов, но дно ямы устилалось предварительно лубом или берестой, иногда присыпалось песком. В Безводнинском могильнике в некоторых могилах перед захоронением разводились костры. Покойных иногда обертывали в луб или рогожи. Положение покойных - на спине, с руками, сложенными кистями в области тазовых костей или на груди. В Безводнинском, Кочкинском, Малышевском могильниках известны вторичные захоронения, когда останки умерших представлены неполным набором костей скелета, лежащих без анатомического порядка (иногда погребался череп).

Куда интересно остальные кости подевали? Обглодали что ли? :)

Reply

yosha_orlow August 16 2007, 20:47:10 UTC
«мотив героя, сидящего на печи и сходящего с нее или рождающегося из нее, сложился на основе обычая захоронения мертвецов в доме. <…> Сказочный герой, появляющийся из печки, в исторической перспективе есть возродившийся из печки умерший, находящийся в очаге или при очаге»

Пропп В.Я. Мотив чудесного рождения // Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избр. Статьи. М., 1976. - с. 205-240

Так что думаю ставить печь на захоронение - более древнее чем христанство обычай.

Другой вопрос откуда столько детей единовременно под печью? Указывалось же что дети умирают редко, а под печь их после того как она пострена их засунуть сложно. Похоже это та самая жертва, которая приносится при строительстве.

Reply


yosha_orlow August 16 2007, 20:08:00 UTC
Кстати, раз хлеб - это тело христово, то его ж где то оно должно быть испечено? Богородица?

Надо бы копнуть в область изготовления "тела христова", и конечно крови младенцев.

Reply

absentis August 17 2007, 02:14:18 UTC
Печка-Богородица - ценная мысль для возможного понимания сакральности печей. Действительно, где еще "тело христово" рождается..

Reply

yosha_orlow August 17 2007, 12:29:09 UTC
Ага! Оказывется и в рецептах хлеба для причащения есть загвоздка.
http://www.zaistinu.ru/articles/?aid=730
В просфоре, как и во всяком хлебе, находятся три вещи, то есть мука, вода и соль, вместе смешанные и испеченные огнем. Преподобный в том же месте говорит: «В хлебе квасном бывает три вещества потому, что душа наша трехчастна и в честь Троицы. Мука с квасом означает душу, вода - крещение, а соль знаменует ум и учение Слова, Которое сказало ученикам: вы есть соль земли. Хлеб же, испеченный огнем, показывает, что Бог весь соединился с нами и подает нам Свою помощь и содействие, а особенно то, что Он весь соединился со всем нашим естеством»

Однако с 40х годов XX века просвира делается на дрожжах, а не на квасе. А это уже неканонично. И даже ходят слухи что: Изучая природу дрожжей, ученые в Российской государственной библиотеке наткнулись на информационные источники из фашистской Германии, где сообщалось, что дрожжи выращивались на человеческих костях и что если ( ... )

Reply

ramendik September 22 2007, 20:28:40 UTC
Т.е. они пересочинили известный "кровавый навет" про евреев, обратив его в этот раз на русских? Хотел бы я увидеть этот источник. И показать его тем, кто считает, что славяне по Гитлеру типа арийцы, а не недолюди.

Reply


apochromat August 17 2007, 06:21:32 UTC
У меня несколько оффтопный вопрос. Насколько вообще интернет в настоящее время представляет интерес в качестве источника серьезной информации? У гуманитариев принято работать с архивами и применять к добытым там "сырым" сведениям методы естественнонаучной критики. Получается вроде неплохо. А вот интернет - это уже по большей части ИНТЕРПРЕТИРОВАННАЯ информация, причем качество интерпретации в подавляющем большинстве случаев ниже плинтуса. Да и насколько полно она там представлена? Бесплатные общедоступные ресурсы, создаваемые энтузиастами, обычно страдают тенденциозностью подачи материала и дилетантизмом его анализа, а сколько-нибудь ценные документы вряд-ли будут лежать свободно и предлагаться бесплатно. Наконец, остро стоит и проблема поиска даже той инфы, которая все-таки есть. Все эти гуглы/йаху - это же стрельба картечью по тараканам. Одним словом, насколько актуальна конспирологическая проблема доступа к Истинным Масонским Тайнам (тм), запертым в Секретных Архивах (тм)?

Reply

yosha_orlow August 17 2007, 11:58:43 UTC
боюсь ты прав. Сталкиваться в интернете приходится только с вторичной информацией, когда дело касается старинны. Однако косвеных данных так много, что иногда можно сложить по ним картину.

Хуже если информация не была перенесена в интернет - например те же младенцы под печкой. Приходится ходить кривыми путями.

Говорят существует методика достаточно оценки чего либо на основе субъективных оценок экспертов. Например растояния на основе примерных оценок мнгих людей.

Правда для современных событий ситуция может быть лучше. если есть свидетели.

Reply

apochromat August 17 2007, 12:20:58 UTC
То-то и оно, что изобилие косвенных вторичных данных не улучшает, а запутывает ситуацию, забивая каналы информационным шумом. Причем, чем ближе событие к современности, или чем оно актуальнее на данный момент, тем этот шум сильнее, вплоть до полного глушения полезного сигнала. Нужно виртуозно владеть методами криптографии и чуть не криминалистики, обладать звериным чутьем и таким же скепсисом и иметь массу свободного времени на переваривание всей этой горы сведений чтобы быть хотя бы отчасти уверенным в собственных выводах.

Reply

yosha_orlow August 17 2007, 12:35:11 UTC
Это да. некоторые события скрыты надежно от нас под слоем вымыслов.... остается только сопоставлять и отсеивать, это сложно. С другой стороны и начальные источники то же врут "как очевидцы" :)

Reply


ОФФ. ЖЖ Сельского священка yosha_orlow August 18 2007, 23:52:56 UTC
нашел инересный журнал сельского священика http://nikon71.livejournal.com/

Когда человек работает с душой и с головой это всегда вызывает уважение:)

Reply

Re: ОФФ. ЖЖ Сельского священка absentis August 19 2007, 11:22:50 UTC
А характерные там, кстати, обвинения в этой кляузе-записке (http://nikon71.livejournal.com/7612.html), например:

а) во время Литургии забывает разворачивать антиминс или разворачивает его не на тот возглас, что положено в соответствии с Настольной книгой священнослужителя ( Том 1 стр 250-253)
б)ни разу за три воскресные службы употребил положенного отпуста « Воскресый из мертвых» заканчивая повседневным « Христос истинный Бог наш..» ;
в) на последней Литургии на второй малой Ектинии (в начале её) открыл Царские врата, которые должны открываться на возгласе после этой Ектинии ( Н к с Т1 стр 240)...

Очень показательно, насколько все завязано на точном исполнении ритуала, то есть, лукаво порицая магию, сами христиане ее свято блюдут и в нее веруют.
Развернул антиминс чуть-чуть не так - и Христос из хлеба уже не получится. Учитывая, что как раз животные - самые ужасные консеваторы и ритуалисты*, верующие куда ближе к той самой обезьяне, от которой они так открещиваются.

*"По одной ( ... )

Reply

Re: ОФФ. ЖЖ Сельского священка ex_ex_balki August 19 2007, 15:03:43 UTC
дадада, всё именно так! :)
интересно, никогда не задумывалась над этой магией в церкви, то есть что-то раздражало подспудно, но что именно - отчёта себе не отдавала. просто казалось глупым три раза сказать одно, девять раз - другое, и всё чётко и строго по предписанному порядку.

Reply

Re: ОФФ. ЖЖ Сельского священка yosha_orlow August 19 2007, 19:43:42 UTC
Денис, я для этого тебе это и послал:)

Reply


Leave a comment

Up