Дети издавна связаны с печками. Я не о бабе Яге, варящей младенцев в горшочках - изначально связь была не такая прямая, а более мистическая. Печки использовались для "дожаривания младенцев", но еще не в каннибалистическом смысле, а в виде ритуально-мистического "допекания" недоношенного плода.
"Недоношенного ребенка заворачивали в пеленку, закутывали в баранью шерсть (как более поздний вариант -обкладывали толстым слоем ваты), клали на печь, где он доходил до положенного срока, "по "пока не придеть в свои 9 месяцев"(59), то есть до времени, когда ему следовало родиться согласно высчитанному сроку. Подобные действия с недоношенным ребенком зафиксированы в донской казачьей традиции, на Украине и в других местностях(60).
Пребывание на печи, рассматриваемое как донашивание младенца в материнской утробе, обнаруживает аналогию с обрядом "допекания" - сажания ребенка в печь на хлебной лопате, проанализируемого В.Н. Топорковым. По словам исследователя, ребенка "как бы возвращали в материнскую утробу (печь), чтобы он родился заново(61)".
(Паунова Е.В.
Обряды и обычаи, связанные с рождением ребенка, у астраханских старообрядцев-липован)
Позже бросать детей в печь стали по другим причинам, языческий миф о "допекании" сменился мифами христианскими.
"Что касается детоубийства, то есть масса его описаний, например, работа А.С.Пругавина "Самоистребление" (журнал "Русская мысль, 1895 г., книги I, II, VII). В ней описан классический случай детоубийства: в мае 1870 года в деревне Клюкино Шадринского уезда Пермской губернии крестьянка убила свою единственную дочь году с небольшим от роду. Эта жертва по ее убеждению должна была спасти не только ее дочь, но и ее саму, "великую грешницу". Однажды утром, решившись, она бросила ребенка в горящую печь. Убедившись, что ребенок умер, она прославила Бога, вышла из избы и занялась обычными делами по хозяйству. Когда вернувшаяся домой сноха нашла труп ребенка и стала упрекать эту женщину, та ответила: "Полноте, молитесь-ка лучше Богу, пресвятой Богородице да матушке Аллилуйе".
Так называемая "Песня об аллилуевой жене милосердой" - памятник духовной культуры, известный на протяжении полутора веков. Известно несколько тысяч уголовных дел, связанных с этим памятником. В этой песне "аллилуева жена" бросает в печь своего ребенка, чтобы принять на руки Христа и спасти его от преследования антихристов. Когда она стала убиваться по ребенку, Христос велел ей смотреть в печь, и она увидела там "Вертоград прекрасный", где гуляло и распевало песни ее чадо. И Христос в этой песне призывает всех православных христиан бросаться ради него в огонь и бросать туда своих безгрешных младенцев". (А. Трошин.
Семинар N16 Социокультурная методология Какая тут связь с печами церковными и есть ли она? Еще не знаю. Нижеследующие цитаты найдены практически случайно, я совсем не то искал...
Никольская церковь
"Имеет Никольская церковь и свою тайну. В конце 80-х начале 90-х годов во время проведения реставрационных работ под фундаментом церковной печи рабочие обнаружили детское захоронение - около 30 гробов. Экспертиза показала - каждому из погребенных не было и трех лет от роду. Младенцы были захоронены в выдолбленных колодах и обернуты в берестяные саваны. Получается, что веками церковная служба проходила на костях. Версии ученых - от старообрядческого захоронения до попытки остановить, таким образом, эпидемию, которая унесла всех детей. Известно только, что с середины 18 века - такие погребальные обряды прекращаются.". (Село Ковда
http://www.kandalaksha.org/kovda.html)
Вот что рассказывает об этих раскопках очевидец:
Церковная печь, которую разобрали в 90-х, находилась как раз на захоронении. Держалась она при этом на фундаменте, а он был немного погружен в землю и стоял чуть ли не на колодах-гробах. Неужели печники их не заметили? А если заметили, почему не заинтересовались, не сообщили ученым?...
Когда в 90-х годах его исследовали археологи, я стоял рядом. Помню, как один из ученых долго пытался добраться до самого нижнего ряда гробиков в могиле. Он выкопал яму метра полтора глубиной. Потом вылез: «Не могу сказать, сколько их тут. Ясно одно - очень много!».
Гадать бесполезно. Нужны обстоятельные научные исследования....
- Должен признаться, это нетипичное для христиан захоронение, - считает Владимир Шункин, зав. отделом неолита Санкт-Петербургского института истории материальной культуры. - Думаю, что все же не церковь была построена на могиле, а наоборот - дети хоронились под церковным полом".
http://www.b-port.com/info/smi/kpm/?issue=37&article=537 Но может это какой-то христианский "бермудский треугольник"? Может, действительно, как отмечено, "нетипичное для христиан захоронение"? Если бы... Такие случаи "детских гробов в бересте" давно описывались...
Соборная церковь Троицы.
Под полом храма, в алтарной части, раскопали детские захоронения разных лет, останки покоятся в гробиках, обернутых берестой. Пока никто еще не может сказать, почему церковь стала местом погребения малолетних.
В 1968 г. в подвальном помещении церкви были обнаружены детские захоронения - трапецивидный гроб длиной 1,2 м, в котором лежал скелет девочки лет 12-14-т.и и два гробика в виде фигурных колод. На девочке сохранился строченый по вороту саван. Гробы были обернуты в бересту.
("История открытия и освоения медно-никелевых руд Сибирского Севера". Урванцев Н. Н. Москва. Издательство "Недра". 1969.
http://www.ikz.ru/siberianway/library/mangazea.html)
"В северной части раскопа (кв. ЕЖ-14, 15) на глубине 20-50 см выше нулевой отметки были обнаружены остатки сооружения из кирпича, в отдельных местах сохранившего элементы кладки.... Возможно здесь мы столкнулись с остатками фундамента печи. ... Погребение 10 ... По-видимому здесь на месте взрослого погребения впоследствии было детское захоронение.. Погребение 12 было обнаружено на глубине +3 до -30 (85-120 см от поверхности) к югу от погребения 11. Это - детское захоронение в дощатом гробу с длиной 70 см и шириной 30 см. Костяк и какие либо предметы обнаружены не были".
(Церковная археология: раскопки в Николаевском монастыре г. Верхотурья в 1989-1990 гг.
http://atlasch.narod.ru/works/kurlaev.htm)
Иногда, правда, в гробы детишек засунуть не успевали, хотя сами гробики были предусмотрительно заготовлены:
Николо-Топорская церковь
Только мы успели начать копать, едва штык лопаты коснулся земли - нам стали попадаться... человеческие кости пятилетнего ребенка. А, может, и не одного: костей оказалось много, они попадались разбросанными в беспорядке и в сторону, и в глубину; остатков дерева нигде не находилось - мы сделали вывод, что это не могила.
Что за трагедию хранят подвалы Николо-Топорской церкви? Когда и кем оказалось потревожено, поругано человеческое захоронение? Может, тогда, когда засыпали вход в подземелье...
Площадку перед аркой выкопали, но и под ней копать не легко. Ход засыпан сырой землей вперемешку с мелким камнем и битым кирпичом. А под ногами жидель, земля хлюпает.
Справиться за лето мы не успели.
А что же с человеческими останками, которые мы нечаянно потревожили? Выход из ситуации подсказала сама церковь. Она преподнесла нам интересную находку - около десятка пустых, новых... гробов.
Гробы - детские. Видимо, когда еще церковь была действующей, при ней существовал запас гробов. Церковь закрыли, гробы остались. Домовины больших размеров, наверняка, растащили; дети умирают реже; так и остались гробики лежать в колокольне, а со временем о них забыли.
Один из гробиков, самый маленький, мы не удержались и взяли с собой. Так что есть среди экспонатов музея и такой, пожалуй, самый мрачный".
(Газета мартыновских краеведов КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ № 4-5 (23-24) Март 1995 года
http://kl-21.narod.ru/23_24.htm)
Так чтобы это значило, зачем христиане засовывали детские косточки под печки?;-)