1889 год. Начало очередного цикла. На Нижегородском Откосе сидит обезумевший Горький, зажав в непослушной скрюченной руке ломоть черного хлеба с хинином, и с ужасом смотрит на Волгу. Он видит, как «за рекою, на темной плоскости вырастает, почти до небес, человечье ухо, - обыкновенное ухо, с толстыми волосами в раковине, - вырастает и слушает все,
(
Read more... )
Ну и "просто так" нигде не жгли - уж повод-то всегда находился. Однако размах был действительно не тот. Вот, скажем, Короленко отмечал:
"Несомненно, что у нас это явление не имело ни той интенсивности, ни того глубоко мрачного характера, какими оно отмечено в истории Западной Европы. Однако неверно и утверждение автора, будто у нас никаких «религиозных или иных причин для преследования колдовства не было», а процессы этого рода имели лишь чисто гражданский характер (вознаграждение за нанесенные ведовством убытки). «В допетровский период погибло под пытками не мало людей, благодаря выкликаниям кликуш», - говорит сам автор на стр. 185, - в указах царя Федора Алексеевича учителям магии и чернокнижия полагается сожжение, в артикулах воинского устава Петра Великого говорится об идолопоклоннике, чернокнижце, ружья заговорителе, - что таковой «весьма сожжен быть имеет». Все это указывает, что и у нас в народных воззрениях, в церковных и светских уставах была почва для того же явления и только по разным историческим условиям оно не развилось в ту повальную болезнь изуверства и безумия, которая охватила феодально-католическую Европу. "
Только ведь короленковское "по разным историческим условиям" - это не ответ, а уход от ответа, смысловая "размазня". Но попытка провести разбор разности этих условий приведет скорее к домыслам и демагогии, чем к какому-то вразумительному объяснению, поскольку данных не хватает.
Однако это я в сторону ушел - у нас здесь контекст значительно более узкий: что происходило с обезумевшими монашками в монастырях? Но и этого мы не знаем.
Reply
Leave a comment