Паламитское ухо.

Jan 07, 2016 14:12

Паламитское ухо состоит из двух дуг, представляющих собой два непрерывных движения кисти, изображающих ушную раковину:
Верхняя дуга изображает так называемый завиток, а нижняя дуга начинается от мочки сильным нажатием кисти, ныряет под завиток и заканчивается вилкой, изображающей треугольную ямку.

Это особенно хорошо видно на иконах из Деисусного чина серпуховского Высоцкого монастыря, которые были приобретены в Византии игуменом Афанасием-старшим, в 1387 году сопровождавшим митрополита Киприана в Царьград (Константинополь). В Константинополе он присоеденился к исихастам и в Россию не вернулся, а иконы, отправленные им из Константинополя в Серпухов, ставший центром паламизма в России, были написаны примерно в 1360 году предположительно в Фесаллониках сразу после возвращения туда святителя Григория Паламы из турецкого плена и его смерти 14 ноября 1359 г. Эти иконы были привезены в монастырь еще при жизни преемника преподобного Афанасия-старшего примерно в 1390 году и либо оказали непосредственно воздействие на формирование иконописи Андрея Рублева до 1410, когда он приступил к написанию Звенигородского Деисусного чина, либо Андрей Рублев принадлежал к той же школе, что и мастера, написавшие Высоцкий Деисусный чин.

Обратите внимание на ухо апостола Павла на иконе Звенигородского Деисусного чина, написанной Анлреем Рублевым примерно в 1415 году: небольшой изгиб нижней дуги наводит на мысль о том, что Святой Андрей таким образом одним движением кисти придал иконе портретное сходство с каким-то человеком, которого он считал святым, зато две оживки на мочке уха и две на нижней дуге слишком важны, чтобы быть только выражение индивидуальности художника, который, как мы сейчас знаем, был Святым, и могли быть только неким каноном. А это означает, что скорее всего не Высоцкий Деисусный чин, где этого канона нет, оказал непосредственное влияние на Андрея Рублева, а что Рублев и неизвестный византийский мастер-иконописец прнадлежат к одной школе, которая появилась в Фессалониках в 60-х годах 14 века в разгар Паламитских споров, и в дальнейшем разделилаь на две близкие традиции, одна из которых стала канонической в России в конце 13 века.



Лаврушинский переулок, 10, зал 59

Previous post Next post
Up