Поздравляю всех моих читателей, как верующих в него, так и не верующих. Он спасает всех, насколько это позволяет сам человек.
В связи с этим праздником я хочу продолжить серию публикаций отрывков из ненаписанной книги о христианском искусстве, в частности статьи о картинах Сандро Боттичелли и
о картинах или вернее иконах одного из самых таинственных художников Фламандского Возрождения, моего любимого Рогира ван дер Вейдена и одного из его учеников.
Все картинки кликабельны на большие и полные изображения этих икон.
Когда (если) я допишу книгу о христианском искуссте, в ней обязательной будет глава о том, как менялось понимание символического и художественного значения Рождества у Сандро Боттичелли и Родрига ван дер Вейдена, особенно если предположить, что Родриг Ван-дер Вейден и Робер Кампен это одно и то же лицо. Кроме того, я мечтаю рассказать о том, что эти изменения говорят о той эпохе и взаимотношениях Москвы и Брюсселя тогда и сейчас. Например в Западном искусстве два канонических сюжета, соответствующих Восточному Рождеству - собственно Рождество (Christmas) и "Поклонение пастухов" (Nativity) и это очень важно, так как нельзя сравнивать Christmas с христианским Рождеством, поскольку символика этих событий разная. В частности существует мнение, что на Западе Christmas это день рождения Запада, так как именно в этот день Карл Великий короновался Западным Императором, с чем собственно и связано то, что называется commercial spirit of Christmas.
А еще с этим свзязано появление изображений ада и чертей в трещинах и дырках земли на второй иконе Боттичелли, причем эти дырки перекочевали на картину Боттичелли с иконы Родрига Ван-дер -Вейдена. Вы себе не представляете как много говорит о художнике то, как он например пишет дырки в земде, или крышу в Рождественском хлеву илм уши у своих героев! Особенно много говорят уши о самом художнике, о его личной и общественной жизни и о том почему он решил писать ту или иную картину (икону). Дело в том, что уши обычно не выписывют и как правило это завиток, исполненный одним движением кисти, и то то как сделан этот завиток позволяет судить о школе, к которой принадлежит данный художник и то как Андрей Рублев пишет уши объясняет почему от дал обет молчения - исихии, а время в котором он жил в сочетании с этим завитком однозначно говорит о том, что Андрей Рублев был паламитом. Я уж не говорю про ангелов! Ангел у каждого свой!