На рубеже эпох: срубание вяза

Aug 28, 2015 12:16

Я пока не буду разъяснять значение этих икон или картин, а просто положу их здесь с минимальными объяснениями. Пригодятся для моей книги о христианском искусстве. Замечу только, что вопрос о периодизации истории или вопрос о смене эпох очень тонкий и очень не простой. Лорд Актон - родоначальник англо-саксонской историографии, - так и не смог на него ответить, и только на чисто интуитивном уровне утверждал, что граница между Средневековьем и Новым Временем проходит по 14-15 векам.

Весьма интересную гипотезу высказал Пьер Плантар, согласно которой граница между эпохами это так называемое Срубание Вяза в 1188 годк, когда ненависть между королем Англии Генрихом II и королем Франции Филиппом II достигла таких пределов, что последний сам срубил 400 летний вяз, под которым традиционно со времен Роллона встречались Французские короли и Нормандские герцоги для урегулирования спорных вопросов. Это было воспринято Генрихом II как аннулирование Сен-Клер-сюр-Эптского договора, согласно которому викинги Роллона получали в лён побережье Нормандии в обмен на защиту устья Сены от других викингов. Дело в том, что после завоевания Англии Вильгельмом Завоевателем, нормандские герцоги оказались еще и английскими королями, и создалось очень странное положение, при котором вассалом Французского короля был другой значительно более могущественный король. Тем не менее английские короли более или менее соблюдали свои обязательства по Сен-Клер-сюр-Эптскому договору, в том числе и потому, что этот договор определял хоть какую-то стабильность всей Западной Европы, так как он был прецедентом для множества других договоров между франками и викингами, которые франков ненавидели и презирали в силу разницы культур, но имели владения во всех государствах, являвшихся осколками Первого Рейха Карла Великого, и вынуждены были с ними договариваться.
Причем причиной для взаимной ненависти и презрения норманнов и салических франков были во первых разные интепретации одной и той же религии, которую исповедовали норманны и франки до того как они стали христианами, а во вторых разные пути и мотивации христианизации. Франки, они же немцы, уже тогда были немножечко повернуты на вопросах так называемой крови, она же генетика, в силу странности своих законов наследования, например делавших большую разницу между "родными" и приемными детьми, а также незаконнорожденными. Кроме того, насилие над женщинами побежденных считалось франками обязательной и чуть ли не главной частью победы, а краеугольным мифом эпоса викингов был рассказ о женщине, которая убила викинга, который попытался ее изнасиловать, но его товарищи за мужество наградили ее имуществом убитого. Это было связано с тем, что главным богом пантеона викингов был Один, который считался богом любви и даже секса, и насилие над женщиной страшные убийцы и воры викинги считали оскорблением Одина, в отличии от салических франков, которые поклонялись скорее богу войны Тору, а Один у них не имел такой явной связи с сексуальными взаимоотношениями.

Это сказалось очень сильно на процессе христианизации этих народов, так как Христос у них вытеснил Одина, так же как он вытеснил и даже заменил Гения Императора у римлян. Но самое главное это то, что викингов и галло-римлян христианизовали православные монахи из Ирландии, которые даже в Италии, захваченной вестготами-арианами основали православный монастырь Боббио. А Римские папы были подданными Восточно-Римской Империи и в этом качестве были частью восточного, а не западного христианства. Более того именно ирландские монахи в ходе гиберно-шотландской миссии 5-6-веков христианизовали германские и славянские народы, которых огнем и мечом покоряли франки в ходе строительства Первого Рейха, и их претензия на повторную христианизацию уже христианизированных народов лучше чего либо другого показывает качество их собственной христианизации, ставшей основой воинствующего католичества. И это было еще одной причиной "любви" викингов к франкам, которые их тоже повторно или даже в третий раз "крестили" после каждого поражения.

Это тем более важно потому, что Вильгельма Завоевателя довольно долго звали Бастард, так как он был незаконнорожденным, но единственным сыном нормандского герцога Роберта Дьявола и дочери скорняка Герлевы, а французского короля Филиппа II, срубившего вяз, долгое время звали "Дар Божий", так как он был законным, но очень поздним ребенком короля Франции Людовика VII. Особую пикантность этим обстоятельства придает то, что Генрих II, король Англии и правнук Вильгельма Завоевателя, в бытность свою нормандским герцогом увел жену у своего сюзерена Людовика VII - легендарную красавицу Элеонору Аквитанскую, с которой он сошелся в ходе Второго Крестового Похода и приданным которой был Лангедок, бывший наиболее богатой и высокоразвитой частью Франции. Кроме того третей жертвой срубания вяза стало европейское еврейство Маймонида, так как евреями Европы удалось найти относительное взаимопонимание с викингами и через них с ирландским православием, что и выразилось в избрании внука еврейского банкира Пьерлеоне Римским Папой Анаклетом II и в создании Империи Итальянских норманнов в Италии, где католики, православные, мусульмане и евреи пользовались покровительством короля Роджера II.

Таким образом срубание вяза действительно было крахом миропорядка, а Пьер Плантар утверждает, что главным смыслом этого события явилось то, что в результате срубания вяза Приорат Сиона объявил войну своей собственной силовой структуре - ордену тамплиеров, не уточняя кого представляла Элеонора Аквитанская в этом конфликте - Приорат или тамплиеров? Впрочем сам факт, что он первый среди Западных историографов указал на это событие как на точку бифуркации в истории Западной Европы, говорит, что не все в истории Приората Сиона является выдумкой.
И все это хитросплетение высокого и низкого, небесного и карнального, ставшее следствием Северного Крестового похода и спровоцировавшее Четвертый Крестовый и Альбигойский Крестовый походы, предопределило историю Евразии на 800 лет вперед. И все эти события отразились самым непосредственным образом в следующих произведениях искусства, не понимая которые и сейчас невозможно понять, что же тогда произошло:






















Previous post Next post
Up