С Успением Пресвятой Богородицы!

Aug 27, 2015 16:09

Так получилось, что меня этот день застал за написанием поста о встрече православных ирландцев с катарами в подполье католического мира., и я вынужден был прерваться и разбить этот пост на две части в том месте, где говорилось, что непосредственно перед Великим Расколом, когда решение о разрыве церковных отношений с Восточной Церковью уже было принято Римом, церковное предание о непорочном зачатии Девы Марии стало одной из причин обвинения в ереси так называемых "еретиков замка Монфорте". В дальнейшем это стало одной из причин дальнейшего расхождения двух частей Церкви, или вернее Церкви и Римского католицизма, так как Святой Фома Аквинский и "святой" Бернар Клервосский в какой-то момент сумевший в своем лице объединить на Западе власть светскую и духовную, причем отнюдь не в Юстиниановом смысле, это предание не приняли, а Симеон Новый Богослов и Григорий Палама сделали это предание одним из краеугольных камней духовного движения Священно-Безмолвствующих на Святой Горе Афон.
И это расхождение имеет прямое отношение к Успению Пресвятой Богородицы, так как смерть в Православии и в некоторых течениях иудаизма (что важно) является расплатой за первородный грех, который согласно Максиму Исповеднику передается от родителей к ребенку через вожделения зачатия. Но поскольку зачатие Девы Марии было непорочным и она была свободна от последствий первородного греха, то и в смерти ее не было необходимости и она вознеслась на небо так же, как и ее Сын и в этом парадоксе как в фокусе сосредоточились противоречия не только между Западом и Востоком христианского мира, но и между рыцарскими орденами, которые пришли на смену тамплиерами, созданным "святым" Бернаром Клервосским, такими например как Орден Золотого Руна и последователи канцлера Парижского Университета Жана Жерсона, сделавшего Иосифа Обручника одним из самых почитаемых святых в Западной Европе в тот момент когда началось Фламандское Возрождение, противоположенное по смыслу Итальянскому Возрождению, а история Средних Веков закончилась и началась история Нового Времени, также известного как Модерн.

Особо важное значение этот вопрос имеет для истории искусств так как именно он окончательно разорвал всякие связи между иконописью и религиозной живописью, когда на смену каноническому "Успению Богородицы" пришла "Смерть Девы Мариии". И вот Караваджо по заказу адвоката Папы Римского написал на эту тему действительно замечательную с точки зрения живописи и на первый взгляд почтительную и картину, которую заказчик отказался принять, а статья о ней в википедии настолько ... гм не соответствует этому дню, что я решил не давать на нее ссылку, несмотря на то, что она на английском языке и в ней содержится критически важная информация о взаимоотношениях Востока и Запада. А для того, чтобы показать что Восток и Запад в географическом смысле здесь не причем, я хочу представить два произведения искусства, которые были созданы практически одновременно в 13-14 веках, одно в Новгороде, а другое в Италии, одно анонимным иконописцем, ставшим родоначальником традиции, другое Дуччо, ставшим последним иконописцем на Западе.





Успение, праздник, Христианство

Previous post Next post
Up