Из анонимного описаниа Молдовы, опубликованного Рейхершторфером в 1541 г.

Dec 04, 2015 13:43



… Итак, светлейший король, если идти через Польшу, от города Кракова к Молдове, то земля там равнинна и очень плодородна для всего, что нужно для жизни, совсем не стеснена горами и холмами, пока не доходишь до Руси, почти пустынной, ко Львову, столице Руси,который удалён от Кракова на пятьдесят миль и расположен недалеко от границы Молдовы. Есть в том месте крепость очень хорошо укреплённая, расположенная на вершине горы и оба города принадлежат Польскому королю; неподалёку отсюда протекают две реки, довольно глубокие и очень широкие - Днестр и Молдова, по имени коей реки Молдовы название этой страны происходит. Эти реки нужно перейти, прежде чем добраться до границ настоящей земли Молдавской. Наконец, после недолгого пути появляются границы Молдовы, а по прямой весь путь через землю Молдавскую, расчитанный в длину до Трансильванских гор, там где последняя граница этой страны, растягивается, по здравому разумению, где-то на шестьдесят четыре венгерских мили [1миля = 8354 m]. Отсюда, по упомянутым горам, по очень трудному, скалистому и узкому пути, по которому едва может свободно проехать одна телега, за два дня, без особого труда можно добраться в Трансильванию, в город Брашов, который находится вблизи гор.
Край этот, Молдавский, довольно красив и равнинен и несказанно богат долинами и городами, и сёлами, без укреплений и крепостей, - кроме одной единственной, именуемой Сучава, окружённой стенами, - и укреплён как бы от природы удобными реками. В области в этой видно, что ни в чём нет недостатка, что касается вещей необходимых человеку в нуждах или удовольствиях его, поскольку есть тут холмы с виноградниками и, также, в любом месте страна благословенна и изобильна урожаями и полями и всем, что необходимо для жизни; очень богата она и прудами, плавнями и озёрами настолько, что человек не может и пожелать ничего большего от природы для нужд жизненных.
Также в этой части Молдовы находятся горы, очень богатые золоторудными и серебрянорудными копями, которые трудом непрерывным приносят день ото дня всё большие доход и пользу. // Действительно, люди здешние грубы и деревенщина, но довольно привычны к делам военным, по обычаям своим. Они сохранили от начала и до наших дней с большим почтением веру святого Павла. Ибо здесь различаются такие верования и секты как русинская, сербская, армянская, болгарская и татарская и даже большое число саксонцев католиков живут здесь разрозненно по стране. Все подчиняются воеводе Молдавскому. Каждая нация однако обходится и служит законам и обычаям своим по своему хотению. Также и монахи христианские, которые приняли монашеское послушание, пользуются всеми свободами в службах и церемониях своих, согласно канонам церкви и братии своей. Здесь покорность подданых принцу Молдавскому очень велика и наказание и порицание нарушивших её несказанно тяжело и жестоко.
Для того, чтобы Ваше Величество могли знать по какому пути и по каким рекам могут турки пробраться в землю Молдавскую и отсюда в Трансильванию, я не вижу, насколько это представляется моему мнению и мнению других, более подходящего перехода для них в Молдове из тех, что мог бы я указать Вашему Величеству, как переход из крепости в Никополе, которая наиболее близка к берегу Дуная, напрямую через Дунай, а далее по тем двум выше указанным рекам, не сильно отличающимся по размерам и которые в течении своём огибают весь этот край, где они могут пройти только с помощью судов с большой осторожностью и трудом, поскольку этот господарь Молдавский содержит войско, готовое в любой момент, если вдруг его оповестят о прибытии врагов, занять с лёгкостью, до них, любое место перехода упомянутых рек.
Далее, из Молдовы турки могут продвигаться без труда в Трансильванию, через вышеупомянутые горы, находящиеся вблизи города Брашова.
Из Великой Валахии, то есть из загорской, турки вынуждены продвигаться с большим трудом около Турну Рошу, располагающегося у подножия Карпат, вблизи Дуная, с её крепостью либо крепостцой очень хорошо укреплённой и окружённой высокими горами и, проходя по такому узкому и скалистому пути, что даже одна лошадь, идя осторожно нелегко может пройти. Здесь обычно держат жители Сибиу необходимую стражу для предупреждения неожиданного прибытия врага когда-либо.
Вот, пресветлейший король, новости которыми хотел бы я поделиться с Вашим Величеством, не по свидетельствам других, а по собственному знанию, в том что касается расположение земли Молдавской.
Если Ваше Величество не доверяет истинности некоторых сказанных мною вещей, то вещи эти прошу пометить и исправить вашим королевским исправлением. А я преподношу снова и во веки веков преклоненно услуги мои верные благоволению Вашего Величества.

Хорография Молдовы.

Когда я в последние годы проводил и выполнял различные и значительные посольские поручения его королевского величества в земле Молдавской и обследовал с достаточным вниманием всю страну до самых удалённых окраин этой провинции, решил я, насколько позволяет мне разум мой слабый и малое время, если я не ошибаюсь, описать вкратце и настоящими географическими методами расположение и протяжение этой страны, так, чтобы не было недостатка ни в чём в этом знании и полном и точном описании всех мест и рек, и, наконец, чтобы любой кто возьмётся путешествовать мог лучше осознать и узреть умом расположение и протяжённость этой земли, а также и земель соседних ей и в то же время чтобы мог легче познать и рассудить этот мой труд который, наверное не слишком гладок и не всякому прийдётся по нраву.
Итак, отправляясь сперва с окраин Польши, поскольку из этой довольно обширной страны идёт дорога на Молдову, земля равнинна и щедра во всём необходимом <как> для повседневного <пользования> и еды, не будучи ни в чём преград в виде холмов и гор, пока не подходит к границам Молдовы, проходя через Русь, почти пустынную, до крепости Львова, знаменитой столицы этой Руси, которая находится на расстоянии пятидесяти миль от Кракова. Отсюда, невдалеке, находятся две реки, почти одинаково широкие, обе судоходные и очень глубокие, которые опоясывают всю эту страну со всех сторон, образуя в течении своём большие изгибы: т.е. Днестр, который называется Борисфеном и Молдова, от которой берёт название эта страна с самого начала. Там, у места переправы реки этой, Днестра, находится крепость именуемая Хотином, а <переправившись> через реку - сразу ступаешь на землю Молдавскую; продолжая своё течение <Днестр> впадает в Чёрное море вблизи очень мощной крепости, именуемой Белгородом. Наконец, после небольшого пути доходим к месту именуемому Снятин, которое отделяет территорию Молдовы от соседней Руси. Здесь появляются, на первый взгляд, границы Молдовы. Отсюда обход всей земли Молдавской растягивается по прямой линии на расстояние в шестьдесять четыре мили до гор Трансильвании, там - где последняя граница этой земли Молдавской и где она заканчивается. Отсюда, через эти горы и по очень тяжёлому, скалистому и настолько узкому пути, что по нему еле может продвигаться одна телега, проходя мимо мест секлерских, за два дня добираешься, без особого труда, до Брашова, в Землю Барца; каковая крепость Брашова скована вокруг венцом близлежащих гор и хорошо укреплена стенами и отделяет соседнюю территорию Молдовы от очень близкого края Семиградского, вышеназванными горами <через которые> добираются до Семиградья. С этим краем граничит, с полуденной стороны сама Валахия, именуемая иначе Загорской и Болгария с Чёрным Морем между реками Дунай и Днестр.
А Валахия - страна обширная и открытая и протяженная вдоль и вширь, а по Дунаю граничит с турками. Когда-то она была в подчинении и данницей королей Венгерских, сейчас же, к несчастью попала она, вместе с Молдовой, под иго турецкое, к большой невыгоде христианства.
И господарь Молдавский был некогда связан клятвой с королями Венгрии. А страна его, которая как бы зависела от королевства Венгерского, получала от королей Венгрии помощь, необходимую в частых войнах с врагами общими, для обороны своей и защиты. И Валахия получила имя Загорской от того, что отделена она и прилегает к Венгрии и Семиградью, которое является самой значимой частью Венгрии, цепью гор действительно одних из самых высоких, покрытых красивыми и густыми лесами. Кроме того, называется она Валахией от Флакков - римского рода - ибо римляне, после того как сломили и уничтожили гетов, привели сюда колонистов под предводительством некоего Флаккуса, откуда и название изначальное Флаккия, а позже, исказили слово в Валахия. Это мнение подкрепляется и тем, что речь римская ещё держится среди этого народа, но настолько она испорчена во всём, что с трудом может быть понята римлянином. Итак, румыны - суть италийское племя, происходящее, как они говорят, от древних римлян, про которых говорят в истории, что были они приведены в Дакию императором Траяном; но которые, без сомнения, опустились до обычаев гетов и на сегодня не сохранили ничего из древнего своего происхождения и свидетельств прошлого, кроме отцовского языка, крайне первобытного и испорченного.

О традициях и обычаях молдован

Итак, народ молдавский с одеждами почти такими же как у предков своих, блюдёт традиции и обычаи <их>; не пользуется оружием особенным, как у венгров, т.е. щитами и копьями боевыми, которые немного короче <венгерских> и не отличаются от тех мечей и копий которые используются и сейчас в боях. Они довольно умелы в делах воинских и очень ловки.
Далее, народ этот молдавский очень груб, всё же в делах воинских и военных они особенно хорошо подготовлены в своём роде, как было сказано выше.
Они признают Христа и святых апостолов и, как они полагают, они унаследовали с большим благочестием и почтением и с самого начала и до сих пор учение святого Павла.
В этой стране живут вместе, под управлением воеводы, различные секты и религии, и народы, как например русины, поляки, сербы, армяне, болгары и татары и, наконец, многие саксонцы из Трансильвании, без ссор между ними по причине различий в обрядах и учениях. И любая секта или народ следует своим обрядам и вере по своему усмотрению. Таким же образом и монахи, проповедующие там христианскую веру, следуют своим религиозным церемониям и службам своим по традициям и правилам монастыря и ордена своего. Но, поскольку я упомянул выше о русинах, расселившихся у границ Молдовы, полагается сказать несколько слов и о других соседних народах.
Татары, живущие в Молдове имеют пятьсот хозяйств, они связаны верой своей с воеводой и обязаны отправляться в военные походы с войском своим, обученным даже против татар извне, набеги которых испытывает нередко эта страна; народ этот очень жесток. Кормятся они, в повседневной еде, кониной, презирая другие блюда, какими бы вкусными они ни были.
Русины жили прежде в Нарбонской провинции, в соседстве с арвернами и сантониями; поэтому Цезарь в своих Комментариях, а после него Плиний, в книге 3, глава 4, говорят что это народы Галлии; Плиний в книге 4, гл. 19 причисляет их к аквитанцам. Сегодня они расселены среди молдован, поляков, татар и жителей Карпатских гор. Страна их называется Русью и разрезана надвое Герцинским лесом. Они исповедуют веру Павла. Среди них мало христиан; они разговаривают на языке мало отличимом от польского.
Пруссы, самый отдалённый из народов Германии, которых Мела называет гермионами, живут за Померанией (находящейся) на западе от них и граничат на севере с Океаном, на востоке отчасти с Литвой, на юге с мазовшанами и поляками. Столица их - Гданьск, морская крепость, знаменитая складами своими и торговлей с иностранцами, которая омывается Западной Вислой, которая тут же и впадает в Балтийское Море.
Сарматия, расположенная на самом краю Европы, считается Мелой частью Германии; новые писатели однако придерживаются другого мнения, ибо если первый утверждает, что Германия заканчивается на Висле, последние утверждают, что она заканчивается на Одере, который отделяет Польшу от Силезии. Птолемей пишет в книге III, что есть две Сарматии, одна в Европе, которая сегодня называется Польшей; она граничит на севере с Балтийским морем, на западе с Германией, на юге с язигами метанастами, а также с Карпатскими горами; здесь в былые времена была Олиба, сегодня - Русь и Татария; другая Сарматия является частью скифской Азии, за Доном, где находятся Кавказские горы. Здесь находятся Сарматские народы, сегодня поляки, некогда именуемые "гермионами", согласно Плинию и Меле, или "омеонами" согласно Птолемею. Тацит причисляет их к германцам, то есть к тем кто предложил помощь против суебов, после того как те изгнали Ваниуса, их короля. У нас же другое мнение, ибо былые сарматы кормились, как и татары сегодняшние, кониной. Вместе с тем, не зная золота и серебра и великих богатств, сарматы ведут меновую торговлю. (Для других сведений смотреть книгу вторую Мелы.) Греки зовут их савроматами, поскольку глаза у них как у ящериц. Плиний в книге четвёртой: греки называют савроматами скифские народы, которых римляне называют сарматами...
Можно перечислить названия нескольких значительных мест, то есть крепостей и городов в Молдове. Это: Сучава, Хотин, Нямц, Новая крепость в Романе, крепость Ясская, Васлуй, Сороки и Оргеев, далее Тыргул Хушь, Тротуш, Бырлад и Тыргул Роман и другие торги и замки которые не хотели мы перечислять по порядку и описывать, чтоб быть более краткими.
Принц этой земли, которого зовут воеводой Молдовы, держит для блеска двора своего на своём ежедневном содержании три тысячи всадников, находящихся непрерывно во всеоружии, готовые сопровождать куда угодно воеводу войсками своими. Вообще же, воевода может, когда война потребует этого, собрать в стране своей, без особой тяжести и труда, //кинув клич общине, войско до шестидесяти тысяч всадников и пеших.
В Молдове выращивают чудесных турецких и молдавских лошадей, а также очень хороших лошадей "астуркон" и других пород, в большом количестве. Но, по приказу воеводы очень редко позволяют выводить их свободно из страны и то лишь посольствам и посланникам заграничным.
Самые породистые и проворные из этих лошадей в количестве 500 и ещё триста соколов самых отборных, а также несказанно большая денежная сумма золотыми выплачивается каждый год как дань господарём Молдовы султану турок, чтобы предохранить страну свою от его нападения.
И, поскольку история должна показывать полностью всю правду, добавим, что законнорожденные сыновья, как и незаконнорожденные, наследуют престол без различия.
И как только рождается наследный принц страны его тело помечают определённым знаком раскалённым железом, для того чтобы когда возмужает он, его можно было распознать по этому знаку, без какого-либо сомнения, что это сын господарский. Из-за этого, борьба за власть порождает множественные и особо разрушительные войны между братьями. То же происходит и в земле Валашской и случается <там> ещё чаще.
В стране этой совсем нет кораблей для хождения по рекам, а только мосты плавучие, составленные из толстых брёвен и досок постеленных сверху, которые наши плотари называют по-немецки Pruckschiff; таковыми пользуются они, особенно мысля что враги не смогут напасть и завоевать страну быстрым и сильным движением. Всё же, иногда, когда прибывают к воеводе посольства или посланники от других государей отовсюду, используются для переправы даже и тех рек очень малые суда, чтобы не казалось, что посольства подвергаются малейшей задержке при переправах; в этих судах их везут на другой берег довольно неплохо и быстро, вместе с лошадьми и их каретами.
Кроме этого, господари Молдавский и Валашский не раз испытывали на себе силу императора турецкого, к своему великому ущербу, будучи гонимыми с престола и из страны. Как это и случилось несколько лет назад с Петром, воеводой Молдовы, прозванной и Богдан, которого император турецкий убрал с престола и забрав казну его, увёз его с собой в Константинополь в ужасную темницу, где держал его закованным в цепи многие месяцы, пока, не получив прощение императора, был предан свободе, как прежде. После его смерти престол унаследовал его сын, Илие Богдан, который, как рассказывают, правил всемы поддаными своими хорошо и с самой большой мудростью и умеренностью, а также с кротостью и сохранил дружбу и добрососедство с Трансильванией; в то же время, будучи в подчинении турецкого императора, он платит ему каждый год обычную дань. А в Валахии, некий Мирчя, который (как говорят) провёл многие годы при дворе турецкого императора, а после, несколько лет тому назад, свергнув прежнего воеводу этой страны, именуемого Владом, был посажен властью турецкого императора на престол этой страны, как рассказывают, во многом превосходит по жестокости и тирании всех предшественников своих; он, с самого начала, без каких-либо оправданий приказал чтобы наиболее видные сеньоры, бароны и знать этой земли были частью умерщвлены лютой смертью, частью брошены в тяжкое заключение, по коей причине многие другие, гонимые страхом попасть ему в руки, покинув всё имущество своё, тайно бежали и направились в Трансильванию, чтобы быть там более защищёнными.
О тирании этого воеводы Мирчи и о его жестоких и лютых деяниях кто угодно мог бы написать длинную историю, если бы располагал достаточным временем; мы же считаем подходящим оставить это в стороне не только для краткости, но и потому что не считаем это настолько необходимым.

О жестокости господарей молдавских.

Страна эта достойна всяческой похвалы и нужно хвалить её особенно за то, что господарь наказывает по всей строгости злодеев и таким образом, что даются различные наказания за различные виды преступлений и иногда даются строгие наказания даже за самые малые ослушания, чтобы этим привести к большему послушанию души их полные норовистости. Доказательством этого может служить множество // слепых людей, которым были выколоты глаза или тех, кому были отрезаны руки за совершённые деяния и которые, лишившись света дневного, толпятся при дворе государевом в дни раздачи милостынь, чтобы выпрашивать еду. И хотя они несут на себе печать беззакония своего, сам воевода принимает их с благоволением по щедрости и милости своей, и жалует им всё для жизни необходимое при дворе своём. И всем иностранцам виновным как в святотатстве, так и в измене, а также самым злостным подлецам такого рода, которые бегут к нему, он предоставляет самое надёжное место для убежища.
Во всей этой стране используется только старая венгерская монета, а также аспры серебрянные и золотые, как венгерские так и турецкие и никакой другой монеты которой <жители> не знают не берут.
И принцы эти в земле этой Молдавской ведут себя в некоторм роде как тираны со своими подданными, непрерывно преследуя их со строгостью и жестокостью, наказывая их как можно жестче, как было показано выше, за самые малые провинности. Почти во все дни приводятся в исполнение, открыто, прилюдно смертные казни, чтобы показать наиболее ясно необузданность их по отношению к ним <виновным>. Отсюда и послушание и подчинение самое полное по отношению к принцу.
Но очень редко случается чтобы воеводы эти, как Молдовы, так и Валахии, смогли бы воспользоватся долгим правлением, особенно по причине тайных заговоров и ловушек своих подданных, которыми они преследуют чаще всего скрытно принцев своих строгих и жестоких. Не уверенны они в правлении своём и по причине частых нападений вражеских - как турецких, так и татарских - за исключением случаев, когда объединяются они с ними или договариваются.
Затем, если мы отправляемся в путь из Молдовы через нижнюю Русь, которая соседствует с Польшей, идя из Подолии в Венгрию через Марамуреш, Мункач и Берег, мы встречаем повсюду обширные и красивые равнины, которые не пересекают судоходные реки, за исключением реки, именуемой Прут, которая отделяет Молдову от Польши и которую можно перейти иногда и во время дождей.
Наконец, отсюда добираемся до Венгрии в вышеупомянутые места, проходя через горную цепь и очень высокие вершины по страшно узкой и труднодоступной дороге, по которой едва может продвигаться свободно одна лошадь и то очень медленно.
А земля эта Молдавская достаточно красива с низинами и долинами повсеместно, полна городов и различных сёл, но без крепостей или искусно и мастерски укреплённых городов, за исключением Крепости Нямецкой, которая находится на очень высокой горе и окружена стенами, <страна> вообще же <будучи> защищена только реками, как укреплениями, дарованными природой.
Есть ещё две крепости хорошо укреплённые мощными стенами, как новая крепость Романа, расположенная в низине около реки Сирет, которая впадает в Дунай; и другая крепость именуемая Тыргул Роман. Поскольку они занимают обе стороны и там, и там, таким же образом их обеих разделяет сам Дунай, протекая посредине, разделяя и с той и сдругой стороны две страны. Ибо одна из них выходит на Молдову, а другая на Валахию. Ибо и в этом течении Дуная есть два города, расположенных по ту и другую сторону переправы, т.е. Брэила и Галац, которые одинаково разделяет, по порядку, в равной мере, течение Дуная, уравновешенным предопределением природным.
В стране этой нет недостатка в том, что могло бы быть полезным человеку; а кроме этого она богата копями с золотом, серебром и солью; также она во многом богатейшая страна в том, что касается пахотных земель, виноградников и скота, а также озёр и прудов, а также различной отборной рыбы одним словом она полна в изобилии всеми богатствами. И вообще, самой мягкостью воздуха, лёгкостью житья и собственно "чистотой" своей она наиболее отлична и заслуживает всяческого внимания.
Вот, светлейший король, Земля Молдавская, одна из наиболее значимых, среди всех <стран>, кратко мною живописанная, не только в том, что касается самых значимых мест, рек, гор, местечек, но и в том, что касается самых малых сёл и замков, чтобы оказать (если надежды мои оправдаются) этим добрую услугу Вашему Величеству. Это краткое описание Молдовы ставит перед собой цель заставить Ваше Величество и других христианских принцев осознать какой опасности подвергается всё христианство есьи потеряна будет эта страна, ибо недостатком человеческим является то, что человек начинает размышлять только после того как претерпел зло.

Читателям

Итак, если предсказания пророков содержат хоть сколько-нибудь правды, то варварское оружие обрушится и на нашу голову. Так, Молдова, будучи слишком самоуверенной, сгинула из-за скифских орд, а Валахия - под гнётом невыносимого ига.

Румыния, Молдова, история, средневековье

Previous post Next post
Up